Добавить новость
Главные новости Москвы
Москва
Сентябрь
2020

Москва захватывает Россию

Во второй декаде августа вице-мэр Москвы Максим Ликсутов разразился открытым письмом в адрес питерцев. Почему у заместителя мэра столицы проснулся интерес к Северной столице и к чему это может привести в масштабах всей России разбирался корреспондент «Совершенно секретно».

Вице-мэр Москвы, глава московского Департамента транспорта, бывший успешный предприниматель, бывший муж самой богатой (и, возможно, самой красивой) женщины Эстонии и всей Прибалтики Максим Ликсутов написал открытое письмо жителям Санкт-Петербурга. Приведем несколько выдержек из него (с сокращениями, не меняющими смысла). Выделенные курсивом места придется отдельно прокомментировать.

ПИСЬМО ЛИКСУТОВА НАРОДУ

«Мы обсуждаем с представителями власти Санкт-Петербурга создание единой системы оплаты транспорта: речь идет как об объединении билетных систем, так и о создании общей системы оплаты парковок в наших городах. Поводом стал запрос со стороны жителей наших городов на создание комфортной среды для пассажиров общественного и личного транспорта. Так как у нас все готово и прошло многолетнюю проверку, мы предлагаем Санкт-Петербургу взять наше решение – это сэкономит им большое количество бюджетных средств (не нужно вкладываться в разработку новых продуктов или адаптацию существующих) и времени (на интеграцию может уйти всего около месяца-двух), а также облегчит жизнь жителям двух мегаполисов.

Уже сейчас продукты московской системы оплаты проезда и парковок востребованы у жителей Санкт-Петербурга: на данный момент в системе московского парковочного пространства зарегистрированы более 320 тыс. автомобилей с номерами Санкт-Петербурга. Наша поминутная оплата за парковку, возможность внести изменения в номер при ошибке и порядок выдачи резидентных разрешений для местных жителей — такого нет у большинства подобных решений в мире… За 2019 год 7,6 млн человек использовали автомобиль для поездок между Москвой и Санкт-Петербургом.

Все тарифы, цены определяются только местными властями, нашу систему можно гибко настраивать для любых решений. Самое главное – удобство пользования для всех пассажиров и водителей и, особенно, для местных жителей.

У нас есть защищенный канал связи с МВД РФ, гибкие настройки для оплаты, объединенная в одно решение система выдачи резидентных разрешений для местных жителей. Все операции проводятся в онлайне, есть удобная поминутная тарификация, в общем, много упрощающих жизнь функций системы, которые облегчат жизнь каждому.

После интеграции наших транспортных систем жителям двух городов будет комфортно ездить и в Москве, и в Санкт-Петербурге, как у себя дома».

МЫ САМИ ЭТОГО ХОТЕЛИ?

Что ж, давайте почитаем это вслух с ремарками на полях.

«7,6 млн человек использовали автомобиль для поездок» по М10 и М11 за год – полная ерунда. Совершено 7,6 млн пассажиропоездок – куда ни шло, но из слов Ликсутова выходит, что весь Питер съездил на авто в Москву, и еще 2,5 млн москвичей проследовали во встречном направлении. Просто поездку втроем из Москвы в Питер и обратно Ликсутов, видимо, считает за 6 поездок, минимум за 3 – ему так удобнее для красивой цифры.

«Облегчит жизнь жителям» – прекрасная формулировка для введения поборов и изъятия у горожан земли, на которой они свободно парковались всю жизнь. Ладно, локсинец Ликсутов и няксимволец Собянин, но уроженец Баку Беглов все-таки не чужой Питеру человек, от него, конечно, такого не ожидали.

«Удобство для местных жителей» – еще один образец цинизма. В России действительно очень удобно платить подати, в этом плане, прав Максим Станиславович, мы впереди планеты всей. Но беда в том, что обсуждается не правомерность мзды, а удобство ее взимания. Это напоминает тюремных врачей, интересующихся, помещается ли узник в каменный мешок, не опускается ли температура в камере ниже нуля, не натирают ли кандалы. Тот факт, что этого человека – а в нашем случае целые города – вообще не за что наказывать, просто не рассматривается.

«Облегчат жизнь каждому» – риторика из той же оперы. Хорошо наточенный топор, безусловно, облегчает последние секунды жизни приговоренного по сравнению с топором тупым.

«Будет комфортно ездить» – разумеется, имеется в виду «комфортно платить». К плотности потока платные парковки прямого отношения не имеют, москвичи хорошо это знают.

Но сильнее всего огорчает далеко не в первый раз встречающаяся у Максима Ликсутова откровенная издевка про то, что «создать единый сервис попросили сами жители». Так и представляешь себе петербуржцев, с ночи выстраивающихся около АМПП и МАДИ с просьбой осчастливить их московской системой парковки. Мы видим продажи газеты «Совершенно секретно», мы знаем, что нас много читают в Северной столице, давайте вместе проведем эксперимент, проверим «правило шести рукопожатий». Найдем тех, кто ходил к Максиму Станиславовичу, кто посылал ему слезные просьбы «сделать, как в Москве». Много не надо, но хотя бы двух, ведь Ликсутов сказал «жители», а не «житель». Ничего личного, просто маленькая проверочка. Найдете – пишите в редакцию на e-mail: sovsek@sovsek.com. И, если через пару недель мы так и не найдем ни одного героя, это будет значить только одно – Максим Станиславович солгали-с. Москвичи давно догадывались, что глава Департамента транспорта – из тех, кто недорого берет за такую услугу, но подтверждение со стороны все-таки необходимо.

Одно только условие – чиновники-просители не считаются. И вот почему.

С ПЕТЕРБУРЖСКИМ АКЦЕНТОМ

Платные парковки в центре Санкт-Петербурга были организованы в 2015 году, в основном вокруг Московского вокзала, где и наблюдались главные трудности с остановкой транспорта. При этом в туристических местах города-красавца парковка оставалась бесплатной. Долгое время платная парковка была, а контроля не было – то есть штрафы неплательщикам не приходили (аналогичная картина наблюдалась и в других городах, например в тесном Екатеринбурге). Никакого парковочного террора, демонстративных подлостей сотрудников уполномоченных служб в Санкт-Петербурге практически не наблюдалось. Также здесь лучше спланированы спальные районы – в частности, нет моды на то ли утопический, то ли человеконенавистнический принцип «двора без машин» и «квартала без машин». Это, конечно, связано и с тем, что метро в Северной столице развито куда слабее, чем в Западной (назвать Москву центром сильно мешает элементарное знание географии).

Петербуржцы вообще, к их чести, довольно долго сопротивлялись идее платной парковки. Их город при губернаторе Полтавченко был ноющим зубом в железной челюсти Ликсутова: как это, люди бесплатно паркуются в центре, в переулках, на набережных, а пробки в Москве все равно длиннее? Крохотная зона платной парковки, разумные тарифы, отсутствие платы ночью и, главное, отнюдь не фанатичное отношение к сбору этой платы. «Не пойман – не парковался»: многим удавалось совершенно бесплатно постоять на вроде бы размеченных и тарифицированных местах. Традиционно Петербург считался местом дисциплины, Москва – раздолбайства, но на какое-то время полюса поменялись местами.

Увы, с приходом Беглова все изменилось. Он взялся за дело всерьез и… обнаружил некий интеллектуальный дефицит в команде, которую сам же и сформировал. Освоить бюджеты, отжать активы мастеров много, а вот сделать реально работающую IT-систему, пусть даже самого гнусного характера – оказалось слабо. И тогда питерские власти пошли на поклон к московским. Что характерно, в предвыборной программе Беглова про такой сюрприз вроде бы ничего не говорилось. Может быть, и петербургский градоначальник не вполне честен перед жителями?

Понятно, что все, кто хочет сохранить теплое место в петербуржской администрации, не то что Ликсутову – сатане напишут письмо, чтобы взял под отеческий контроль матушку-Расеюшку.

КОМУ ЭТО ВЫГОДНО

Нельзя не признать, что Максим Ликсутов – самый смелый московский чиновник. Он не боится выходить к народу, он открыт для дискуссий, он формулирует даже очень неприятные вещи с обезоруживающей улыбкой. Кто еще посмел бы расширить зону платной парковки далеко за обещанные «внутри Бульварного… внутри Садового… внутри Третьего» за пару месяцев до выборов? Он это делает с легкостью неимоверной – и всегда побеждает. Это действительно очень сильный руководитель, и если его энергию направить на что-нибудь позитивное, москвичей можно было бы только поздравить с таким «слугой народа».

Впрочем, Ликсутов не одинок. После его письма газета «Коммерсантъ» опросила коммерсантов, которые радостно поддержали Максима Станиславовича в таких формулировках:

«Это однозначно великолепная идея, которая упростит передвижение и по Москве, и по Санкт-Петербургу».

«С точки зрения пользователя, это полезное начинание».

«Не будет ли такого, что из-за приложения расширится зона платной парковки и нужно будет больше платить? Приложение не является причиной этого».

Дело в том, что платные парковки и впрямь нужны не только для пополнения бюджета и обогащения подрядчиков. Очень успешные люди, число которых можно оценить примерно в 5% москвичей и 3% петербуржцев, и есть единственные бенефициары распространения платной парковки. Именно они мечтают «убрать ржавые ведра», «загнать плебс под землю»: для них, скажем, 200 рублей в час – незначительные деньги, они готовы платить за свое удобство, за то, чтобы не видеть нас с вами на своих улицах.

Именно ради них исподволь начинают вводить «экологический контроль» – запрет въезда в определенные зоны автомобилей ниже определенного класса выхлопа. Ради них пересматривают тарифы ОСАГО, позволяя страховщикам брать больше с владельцев немолодых авто (хотя доля ДТП из-за технических проблем, связанных с износом, ничтожна, хотите безопасности – запретите в стране алкоголь). Собственно, именно из этой среды и избирают депутатов, радостно голосующих за все подобные законы.

Никаких претензий – эти люди бьются за собственный комфорт. Но они же говорят нам, что у нас демократическое государство, а ведь в крупных городах большинство однозначно против платных парковок: будь это не так, власти бы просто легитимизировали свои планы референдумами.

ПОЧЕМУ МОСКВИЧИ НЕ ЛЮБЯТ ДЕПТРАНС

Сама по себе проблема, о которой говорит в своем письме Ликсутов, чисто техническая. Санкт-Петербург все равно намерен зарабатывать на платных парковках, к которым прилагаются немалые штрафы и эвакуаторный террор, – так зачем вкладывать силы в создание собственного мобильного интерфейса оплаты, когда уже есть работающая система? Если бы Максим Ликсутов ограничился этим утверждением – его бы если не приняли, то поняли. Но он продемонстрировал неуважение к автомобилистам, да и вообще к гражданам.

Далеко не в первый раз. Московские власти в лице Департамента транспорта вообще допустили массу парковочных извращений.

Поставил машину – не было знака запрета парковки, пришел за ней на следующий день – знак стоит, машина эвакуирована? Есть прецеденты.

Приехал к больнице на машине с инвалидным знаком, отвел инвалида к врачам, вернулся – тебя штрафует ГИБДД за неправомерное использование знака, инвалида-то в наличии уже нет.

Повальная установка знаков 3.28 «Стоянка запрещена» около социальных учреждений. Для чего это делается, объяснять, вероятно, не надо. Конечно, для удобства граждан и по их многочисленным просьбам.

Дошло до смешного: у знаменитой теперь больницы в Коммунарке, принявшей на себя основной удар коронавирусной инфекции в столице, просто не было парковочных мест, зато не забыли обустроить… велодорожку. Для автомобилистов же везде стоял все тот же знак 3.28, а вокруг сновали инспектора МАДИ. Для двух тысяч человек персонала предусмотрели 70 парковочных мест, для посетителей – ничего. Власти откровенно поиздевались над активистами, прислав им фотографию парковки… у самой префектуры в 700 метрах от больницы. «Видимо, в префектуре считают, что таким людям очень прикольно идти в феврале через метель, вьюгу и стужу километр до входа в самую инновационную больницу, которую построили без парковок в чистом поле», – отмечали авторы соответствующей петиции на Change.org. Почему-то этот американский сайт влияет на наших чиновников сильнее, чем созданные ими же родные порталы вопиющих в пустыне. После месяца борьбы часть запретительных знаков демонтировали.

 

Совершенно секретно

РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ТРАНСПОРТА МОСКВЫ

МАКСИМ ЛИКСУТОВ. ФОТО: МИХАИЛ ДЖАПАРИДЗЕ/ТАСС

Напомним, что штрафы, связанные с остановкой автомобиля в Москве, не просто очень велики (5000 рублей за неоплаченную парковку, 3000 – за остановку в неположенном месте, 5000 – если это место является газоном или инвалидной парковкой), но и частично – те, которые наложил «Администратор московского парковочного пространства» – не имеют общероссийской опции уменьшения вдвое при быстрой оплате.

ШИРОКА РОССИЯ, А ПАРКОВКИ ПЛАТНЫЕ

И вот этот прекрасный опыт предлагается распространить на всю Россию. В плане транспортном очень многие регионы, к сожалению, и без того подъедают московские объедки. Щедрые подарки столичной мэрии – ушатанные автобусы и троллейбусы – получают муниципалитеты десятков российских городов. Тула, Севастополь, Невинномысск, Ярославль, Арзамас, Калининград, Архангельск, Суздаль, Астрахань, Новгород – вот навскидку города, где ездят столичные б/у автобусы. Троллейбусы отправляют в Орел, Петрозаводск, Читу, Ростов-на-Дону, ту же Тулу, трамваи – опять-таки в Орел, Новосибирск, Смоленск, Тверь, Иркутск, Омск. Это стыдно, унизительно, но такова наша жизнь: скромные местные бюджеты хотя бы не тратятся на новый транспорт. Но импортировать – пусть даже бесплатно – ярмо на шеи собственных горожан – это очень странная идея.

В начале 2020 года опросы по поводу внедрения платной парковки прошли на сайтах нескольких городских администраций. Вероятно, этой волной планировалось накрыть всю Россию, но из-за пандемии не получилось.

В обласканной столичным металлоломом Туле задавали два вопроса, и по обоим более 80% респондентов ответили «Нет».

В Чебоксарах «нейтрально» отнеслись к платным парковкам 52% участников опроса, «негативно» – 33%. При этом местное информагентство не постеснялось написать «66,9% участников в целом одобряют создание платного парковочного пространства» – суммировав «нейтралов» и немногих сторонников платной парковки (очевидно, альянс местной элиты и «безлошадных»)

В Южно-Сахалинске 64% «готовы пользоваться» платной парковкой, при этом вопрос о желании пользоваться, видимо, не задавался (проверить невозможно – архив опросов на местном сайте отсутствует).

В крохотном журналистском опросе 60% жителей г. Братск проголосовали за платные парковки – правда, там приняли участия чуть более полутора сотен горожан.

А незадолго до этого сполна хлебнувшие платных парковок москвичи сообщили «Левада-центру», что «Парковки/стоянки, штрафы» являются главной проблемой города! Пробки и мигранты отстали довольно сильно, чуть ниже идут плохие дороги и коллапс здравоохранения.

Видимо, поэтому участники еще одного опроса, в Черноземье, назвали главным бизнес-событием 2019 года провальные проекты платных парковок в Воронеже и Курске. Контрольно-счетная палата Воронежа по итогам аудита работы платных парковок на территории города пришла к выводам об их неэффективности. В Курске филиал «Ростелекома» не смог в суде первой инстанции добиться разрыва инвестиционного соглашения о платных парковках и взыскать с мэрии 62,9 млн рублей убытков, которые якобы понесла компания во время реализации проекта. Война между чиновниками и государственными менеджерами продолжается. И московская инициатива взять все в свои руки может быть очень даже кстати.

УЖЕ НАЧАЛОСЬ

Вот только ни к чему хорошему помощь темных сил привести не может.

То ли благодаря началу сотрудничества с москвичами, то ли по удивительному совпадению вместе с ослаблением карантинных ограничений в Санкт-Петербурге растаяли замороженные штрафы. С не работавших, казалось бы, паркоматов петербужцам стали массово приходить гигантские штрафы – до 300 тыс. рублей. Порой требуемая сумма в 2–3 раза превышает рыночную стоимость самого автомобиля: телушка полушка, да рубль парковка.

У всех разные ситуации: кто-то не смог продлить резидентскую парковку из-за закрытия МФЦ, кто-то наивно ставил машину, считая, что парковочное место бесплатно, где-то пришли штрафы с вообще не размеченных мест. Федерация автомобилистов России требует отменить все подобные штрафы, выписанные до 3 августа, когда полноценно заработали МФЦ. Так или иначе, требовать с людей гигантские суммы в период пандемии – чисто московская традиция, которую зачем-то импортировал в Санкт-Петербург Александр Беглов.

И это только начало большого веселья.

* * *

Ну и не забываем о главной цели цифровизации как таковой. Если везде будет действовать московское приложение (а все к тому идет), надо понимать, что в руках его разработчиков появится база данных обо всех платежеспособных автовладельцах России – золотое дно, если правильно подойти к вопросу. На фоне стоимости оплаты парковки это кажется незначительной ерундой, но в действительности информация – это и есть новая валюта, которую стремительно накапливает наша передовая столица.




Москва на Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Москве

Новости спорта


Новости тенниса
Елена Рыбакина

Елену Рыбакину «лишили» шансов на Australian Open-2025






«Бесовщины нет». Кто сегодня живет в «нехорошей квартире» Булгакова?

Обо мне

МИД назвал санкции США попыткой нанести «хоть какой ущерб» экономике РФ

РПЦ помогла обеспечить питьевой водой жителей села в Малави