Борьба с ограничениями: как люди с инвалидностью добиваются права на работу
Игроки футбольного клуба «Краснодар» подарили новый автомобиль и слуховой аппарат таксисту Евгению Широкому. Молодой человек стал знаменитостью после скандальной истории, из-за которой он едва не лишился работы. Во время поездки одна из его пассажирок решила, что водитель был пьян, и выложила в соцсети ролик, в котором пожаловалась на это нарушение. Однако выяснилось, что на самом деле у мужчины III группа инвалидности, он страдает от нарушений слуха и речи.
СМОТРЕТЬ ВИДЕО: Борьба с ограничениями: как люди с инвалидностью добиваются права на работуКак часто бывает в соцсетях, герой видео оказался в ситуации, когда утром тебя обвиняют в пьянстве за рулем и блокируют аккаунт таксиста, а уже к вечеру защищают и предлагают помощь. Евгений Широкий проработал в такси полгода. Он слабослышащий, отсюда и проблемы с речью, которые приняли за опьянение.
Когда в Интернете поднялась шумиха, девушка, которая и выложила видео в Сеть, попыталась оправдаться, что в приложении информации о инвалидности не было, соответствующего знака на стекле тоже. Закон предписывает наклейку «инвалид» на заднее стекло клеить только на личный автомобиль. Машина, на которой мужчина был в тот вечер, арендована у таксопарка, а информирование клиентов — личная ответственность агрегатора.
Сергей Расько, адвокат: «На сегодняшний день нет обязательного требования ставить на машину опознавательные знаки, в том числе „инвалид“. Просто компании, где работают инвалиды, могут в своих правилах прописать такое, но обязательного требования закон не содержит».
По сути, если бы не вмешалась общественность, Евгений мог остаться без работы, а найти ее для людей с ограниченными возможностями не так просто.
Анастасия Блинова — юрист с красным дипломом, она выиграла несколько судов, но не в компании работодателя, а именно у компании, которая не хотела ее брать на работу.
Анастасия — слабовидящая. С ней всегда помощник — собака-поводырь. Несмотря на это, по словам девушки, какого-то специально оборудованного места в офисе ей не нужно, но на собеседованиях чаще отказывают. Последний раз Настя проработала полгода, а начальник даже не знал о ее особенностях.
Анастасия Блинова: «Это была удаленная работа. Хотя у меня вся информация есть и в соцсетях, и в моем резюме, но я предпочла умолчать. Есть стереотипы у людей».
Елена Устимова оказалась в инвалидном кресле после неудачной операции на позвоночник. Говорит, тоже работу искала очень долго, а сейчас в центре занятости сама помогает инвалидам. Она говорит, что в такой работе в первую очередь нужно быть психологом и карьерным консультантом, ведь многие просто опускают руки, особенно после отказов.
Елена Устимова, инспектор отдела трудоустройства инвалидов центра занятости населения (Москва): «Мой пример, наверное, подталкивает идти дальше, как я пошла в свое время. Моя жизнь в тот момент разделилась на до и после. Я не знала, как жить дальше, что мне делать, но именно тогда я поняла, что мне дало силы желание быть независимой».
Сейчас у Елены в центре занятости сразу несколько подопечных. Их трудоустроят, есть договоренности с конкретными работодателями. Краснодарскому таксисту Евгению после разбирательств агрегатор перевозок разблокировал аккаунт, машину оборудовали специальными знаками, а девушка, выложившая видео, извинялась лично.