Евангелие от Малера
Государственный академический оркестр Республики Татарстан продолжает концерты в рамках персонального абонемента Московской филармонии.
В этом сезоне число программ увеличилось на одну и стало уже четыре – такова успешность Госоркестра Татарстана под управлением Александра Сладковского. Открывался абонемент в сентябре сочинениями Шостаковича, а теперь коллектив привез Вторую симфонию Малера и посвятил ее исполнение памяти выдающегося дирижера Мариса Янсонса.
Об этом и многом другом, связанным с историей создания симфонии, поведал в развернутом вступительном слове Артем Варгафтик. В свое время в телецикле «Партитуры не горят» он сделал великолепную передачу о Второй симфонии Малера, и ему было, что сказать о ее концепции и скрытой программе публике, заполнившей Концертный зал имени Чайковского.
Но исполнение – это живое чудо, не укладывающее ни в какие схемы и теоретические выкладки. Поэтому когда Александра Сладковский вышел к оркестру, то его ощущение содержания музыки, конечно же, было очень личным, персональным. Первая часть стала не столько картиной похорон героя, сколько инфернальным шабашем, где сквозь мрачные образы проскальзывал луч света, намек на что-то идеально-прекрасное. Дирижер выдержал знаменитую паузу перед второй частью, предписанную композитором. Малер хотел отточия, чтобы слушатель выдохнул после бесовских картин и погрузился в нечто совершенно иное. С какой-то особой утонченностью ГАСО РТ сыграл тему лендлера, главенствующую в Анданте. И в дальнейшем развитии части Сладковский придерживался выбранного модуса – церемонной галантности и безмятежности. В последнем такте он приложил руку к сердцу, как бы благодаря музыкантов за тонкость и бережную игру, и этот жест расшифровал внутренний настрой маэстро.
Скерцо, основанное на материале песни «Проповедь Антония Падуанского рыбам» (из малеровского цикла «Волшебный рог мальчика»), – это метафора о тщетности поиска Истины, Добра в мире, о великом разочаровании, высказанном иносказательно и осторожно. Эта часть прозвучала колко, иронично и преувеличенно механистично по темпу, как и задумывал автор. При этом музыка цвела всеми красками: сольные реплики кларнета, гобоя, переклички оркестровых групп: притча о святом и его бесполезной проповеди равнодушным к морали рыбам была рассказана с максимально подробными музыкальными нюансами.
Особенность драматургии Второй симфонии – в ее кинематографичности, каждая следующая часть словно переносит нас в новый мир, рассказывает свою историю. Именно так симфонию почувствовал и раскрыл Сладковский. «Первозданный свет» – четвертая глава этого грандиозного романа. Наконец, композитор дает услышать Слово, голос души, страстно ищущей путь к «блаженству жизни вечной». Эта часть прозвучала искренне и истово благодаря эмоциональному посылу солистки Агунде Кулаевой. Отдадим должное певице, которая контролировала темперамент и кристально чисто спела все верхушки, идеально совпав с оркестром. Ну, и соло духовых, торжественный хорал, также порадовал чистотой интонации.
Финал всей эпопеи – это мучительный поиск ответов на проклятые вопросы, обретение христианской веры в бессмертие. Эти идеи поручено выразить солисткам и хору: «Что раз возникло – то исчезнет, а что исчезло – то воскреснет. Довольно в страхе трепетать! Готовься! Будешь жить опять!» Эпизод, когда стихает борьба и раздаются трели флейт, подражающих руладам птиц – один из самых ярких в этой симфонии. И дирижер не стал торопить события, напротив, дал вслушаться в каждую ноту, в каждый отзвук, чтобы из небытия возникло звучание хора – затаенное и молитвенное. Принимавший участие в исполнении коллектив «Мастера хорового пения» (руководитель – Лев Конторович) – постоянный партнер ГАСО РТ и хорошо знает жест и требования маэстро Сладковского. Тем более что московским гастролям предшествовало исполнения Второй симфонии Малера в Казани, и хор был полностью на одной волне с оркестром и солистками. Как раз одним из впечатляющих моментов симфонии стал раздел, где голос Анны Аглатовой парил над хором, и затем сливался в дуэте с Агундой Кулаевой – именно тут возникло чувство катарсиса, очищения, то «вознесение на крыльях божественной любви», которое стремился внушить композитор.
В интервью Александр Сладковский несколько раз подчеркивал актуальность симфоний Малера, его идей, и думается, каждый в зале или смотрящий трансляцию Московской филармонии (а за двое суток число просмотров в Youtube перешло за пять тысяч) пережил всю гамму чувств – от трагедии, от безнадежности до утешения и духовного обновления. Вспомнились и строки Бориса Пастернака: «Смерть можно будет побороть Усильем Воскресенья». Об этом «говорили» в КЗЧ музыканты, и публика поняла и с восторгом приняла эту интерпретацию. Впереди у Александра Сладковского грандиозные планы записи всех симфоний Малера. Это будет документ о нашем времени, запечатлеющий искусство большого музыканта и великолепного оркестра, каким является ГАСО РТ.
Евгения КРИВИЦКАЯ