Предвыборная программа Клычкова «Ответственный застройщик» пошла вразнос
Мало кто помнит, с чем шёл Андрей Клычков на свои первые губернаторские выборы, хотя курьеры разнесли 5 лет назад глянцевый буклет по всем квартирам Орла. Освежим память: самой яркой страницей в нём был анонс новой программы – «Ответственный застройщик». Заявлялось, что она кардинально решит проблему переселения орловцев из ветхого и аварийного жилья даже в условиях отсутствия федеральных средств.
Пока не решила, но квартиры, действительно, для переселенцев у мэрии Орла появились. Но в конце 2022 года произошёл скандал, который может просто поставить крест на «Ответственном застройщике». Речь идёт о конкурсе инвестпредложений по освоению площадки снесённого «карточного домика», за которым напряжённо наблюдают все орловские застройщики.
История программы
Программа «Ответственный застройщик» поначалу не имела никакого названия. Всё началось с рухнувшего дома в Орле на Набережной Дубровинского, 68 – того самого, который потом журналисты назвали «карточным», и застройка места которого теперь может поставить под удар доверие к программе в целом. Есть что-то в этом даже мистическое…
Вот как писал об идее ещё в 2017 году, до приезда Клычкова, «Московский комсомолец Черноземье». «Орёл стремительно ветшает. Кварталы послевоенных двухэтажек, сомнительного качества пятиэтажки. Ещё месяц назад это нередко воспринималось просто как неудобство, не-эстетика. Всё изменил рухнувший четырехэтажный дом на Набережной Дубровинского. Вдруг осозналось: аварийное жилье – это абсолютно реальная угроза для жизни. Но как решать проблему в отсутствии средств?
Каждый тринадцатый дом – аварийный. В Орле на сегодня официально считаются аварийными около 140 многоквартирных домов – много, с учетом того, что их всего-то около 1900. По мнению специалистов, аварийными являются еще несколько десятков МКД, но по разным причинам их таковыми не признают – собственно, как не признавали и дом по Набережной Дубровинского, немым укором ещё стоящий в центре Железнодорожного района областного центра…
Новое руководство Орла понимает, что надо предпринимать какие-то неординарные шаги для предотвращения возможной беды. Неординарные, поскольку федеральной программы по переселению людей из аварийного жилья нет, а средств в муниципальном бюджете едва хватает на самое неотложное.
– По нашему мнению, давно назрела необходимость кардинально изменить подходы к решению проблемы, – заявил глава администрации города Орла Александр Муромский.
Вопрос вынесли на обсуждение Координационного совета строителей Орловской области, состоявшемся в конце сентября».
Строителям мэрия предложила такой вариант: предоставление земельного участка под строительство многоквартирного дома без торгов не за деньги, а в обмен на часть построенных квартир. Речь шла о передаче не менее 10% построенных квартир в государственную или муниципальную собственность. Предполагалось, что это жильё пойдёт для решения вопросов, связанных с чрезвычайными ситуациями, либо с переселением граждан из аварийного жилищного фонда.
– Десять процентов – это сопоставимо со стоимостью арендных платежей за землю в областном центре, – согласился председатель совета директоров ЗАО «Зенит» Юрий Волков. – Это нормально. Но меня смущает фраза «без торгов». Вот выставляется участок, а на него претендует не один, а два, три застройщика. Значит, конкурентный отбор никто не отменяет. И как будет решаться вопрос?
– Гласно или в конверте?, – уточнил вопрос представитель ОАО «Орелстрой»
– Конечно, мы постараемся, чтобы процедура была максимально прозрачной и гласной. Критерий же выбора прост: кто больше предоставит процент, то предложение и будет принято, тому земельный участок и достанется, – ответил .
То есть гипотетически, если земельный участок будет очень привлекательным, город может получить даже больше 10 процентов от построенных квартир.
Надо сказать, что и это не вызвало отрицательных эмоций у застройщиков. Обеспокоенность вызвала лишь возможность появления на этом «рынке» профанов и самозванцев.
– Есть такая просьба: определить критерии застройщика, который мог бы получать такое право на аренду земли за квадратные метры, – предложил директор ОА «УКС г. Орла» Александр Боев. – Чтобы исключить случаи, когда за месяц до проведения процедуры появится на свет какая-нибудь организация, не имеющая ни строительной базы, ни опыта, но обещающая не только десять, но и 20 процентов – только дайте землю!
Хорошее предложение, – заметил Муромский. – Мы тоже думали об этом. Полагаю, что в нормативных актах будут ответы и на этот вопрос. Но пока надо решить принципиально: одобряется такой проект или нет. Если он будет поддержан вами, депутатами городского и областного советов, новая система может заработать уже с 1 января 2018 года. И откладывать нельзя – это нам четко показала авария с домом на набережной.
Координационный совет строителей Орловской области поддержал инициативу горадминистрации, а вслед за ним за проект проголосовали и депутаты Орловского городского Совета».
Вот такая на самом деле история рождения проекта.
Клычков как московский уличный трибун сходу оценил предложение. Ещё бы: власть, не вкладывая особых средств, может получить тысячи квадратных метров жилья на решение проблем переселения. Да об этом можно только помечтать! Осталось только «упаковать» идею в красивую обёртку. Что он и сделал. И появилась программа «Ответственный застройщик».
Однако в названии – не просто красота. В нём, как показало время, и основа идеи. К сожалению, закон прописан так, что в нём всё держится именно на личной ответственности застройщика. Опасения солидных орловских строительных компаний и городских чиновников стали актуальными 5 лет спустя, когда, действительно, появилась конкуренция. И начались игрища.
Лирика, да и только
Как мы уже, писали, за право построить на участке весьма скромный по площади дом (максимум 8 этажей, один подъезд) вдруг стали бороться сразу пять строительных компаний. Такого в Орле ещё не было. Максимум участников таких конкурсов – двое, а как правило – вовсе один. Потому как на самом деле отдать 10% от построенного в условиях взлетевших цен на стройматериалы и жильё – это очень дорого. Однако ж тут, по нашим сведениям, конкурсанты готовы отдать от 13 до 17% от построенного! Прям в убыток, но победить. Взрослые люди понимают: никто не будет сам себя осознанно закапывать. Значит, цель иная и главное – что-то другое?
Когда-нибудь узнается, кто что имел ввиду, участвуя в этом конкурсе, похожем на цирк. Но если основная масса претендентов хотя бы не вызывает профессиональных вопросов экспертов: строительные компании существуют десятки лет, построенное ими – на виду, им доверяют орловцы, то самый щедрый – настораживает. Речь идёт о ООО «Специализированный Застройщик Омега Парк» с московской регистрацией и орловскими корнями, которые ведут к скандально известному Андрею Величкину – другу и земляку Юрия Парахина.
Мы уже писали, отчего есть сомнения в надёжности фирмы.
И удивляемся, почему это не вызывает аналогичную реакцию у Фонда имущества Орловской области, который принимал документы на конкурс. Особенно в условиях, когда закон о «десятине» далёк от совершенства и в некоторых местах довольно общо сформулирован, в том числе в части ответственности лиц, решивших участвовать в конкурсе. Объективно говоря, её просто нет. Ну, обманул – и обманул. Ну, победил и не построил – гуляйте лесом, господа, личное дело, на уровне хотелок. Скажете – такого не может быть! Может. Потому и акцент в программе Клычкова сделан на слово «ответственный». Как слово купца, когда сказать и не сделать равносильно самоубийству. Вот только в данном случае слово не пришьёшь к делу. Ответственный – безответственный… Сплошная лирика для ушлых людей.
Однако есть факты. Кто б их ещё, кроме журналистов, увидел-оценил. Потому как по большому счёту речь идёт не о проблеме частного характера. Сомнительная победа в рамках «десятины» широко откроет двери для «профанов и самозванцев», и на программе, которая может стать основой возрождения Орла, будет просто поставлен крест.
Аудиторы ушли в отказ, но их выводы шокируют
Для экспертов ООО «Специализированный Застройщик Омега Парк» и её учредитель Андрей Величкин – как на ладони. Не будем брать во внимание контрабанду сельхозтехники – может, бес попутал, всякий может оступиться, а потом смыть позор честной жизнью, стать надёжным.
Вот учредить и ликвидировать десяток фирм – это говорит о надёжности?
Пойдём дальше. Возьмём ООО «Специализированный Застройщик Омега Парк». Каково его финансовое положение? Прежде всего, это микропредприятие со всеми вытекающими. Далеко не Орелстрой, который тоже участвует в скандальном конкурсе. Но, может, оно отлично работает и имеет блестящие оценки от аудиторов? Заглянем в документы, которые есть в открытом доступе. Это Аудиторские заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности за 2020 год за 2021 годы, которые фирма была обязано проводить по закону. Сказка, а не документы!
Итак, 2020 год. Как вы думаете, какова оценка, которую дали аудиторы нашему ООО? Первая страница начинается со слов: «Отказ от выражения мнения. …Мы не выражаем мнения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности ООО «Специализированный Застройщик Омега Парк» (далее-Организация)… мы не смогли получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для обоснования мнения аудитора о данной… отчётности. Аудитором при помощи альтернативных процедур не были получены достаточные надлежащие аудиторские доказательства для обоснования своего мнения, о достоверности данных, отражённых по строкам бухгалтерского баланса на 31.12.2020 г. и связанных с ним показателей отчёта о финансовых результатах, отчёта об изменениях капитала и движении денежных средств за 2020 год. Аудитор приходит к выводу о том, что возможное влияние на финансовую отчётность невыявленных искажений, если такие имеются, может быть одновременно существенным и всеобъемлющим».
Чего же не хватило аудиторам для того, чтобы составить мнение? Мы спросили об этом у эксперта. На правах анонимности он сказал буквально следующее: «Не хватило данных о достоверности показателей бухотчётности, из семи видов активов бухгалтерского баланса застройщика достоверность стоимости не подтверждена по пяти, что влияет на выражение мнения о достоверности стоимости активов (всего имущества), нет обязательной пояснительной записки, отсутствует учётная политика, не раскрыты многие статьи баланса, в том числе нематериальные активы, дебиторская, кредиторская задолженности, отчёта о движении денежных средств и т.д. При этом отчёт о финансовых результатах – «нулевой». В отчёте не отражены некоторые данные, что позволяет сделать вывод о том, что убыток целенаправленно не показывается, поскольку он может влиять на дальнейшую деятельность Организации».
Но, может, Величкину просто попался в 2020 году неопытный бухгалтер? Смотрим 2021 год. Заключение пишет уже другая аудиторская фирма – ООО «ТОП Финанс». И вновь отказ от выражения мнения. Основания – «выбранные принципы учётной политики не соответствуют масштабу и характеру деятельности Общества», отсутствуют данные о достоверности показателей бухотчётности». При этом в бухгалтерской отчётности значатся «нули» по финансовому результату, по выручке, по себестоимости продаж, по прочим расходам, зато рост нематериальных активов – в 1,7 раза.
«Мы полагаем, что учитывая всеобъемлющий характер замечаний и тот факт, что у аудитора отсутствует возможность получить достаточные аудиторские доказательства для обоснования своего мнения о достоверности данных, отраженных в бухгалтерской отчётности Общества, аудитор отказывается от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчётности ООО «Специализированный Застройщик Омега Парк».
То есть две совершенно разные аудиторские фирмы, проштудировав бухотчётность застройщика, который претендует стать «ответственным», отказались выражать своё мнение. А это, как говорят эксперты, свидетельствует о наличии в отчётности либо искажений информации, либо неподтверждённых недостоверных значений показателей. И фирма не постаралась развеять сомнения проверяющих и предоставить им все данные. Очень странно.
«Ответственным» всё это язык не поворачивается назвать. Как по мне, так я б даже сарай во дворе не доверил бы такому построить. Тем паче, что у него работников – всего два человека, один из которых – директор. А лопатой, что, машет трудовой мигрант?
Вопросы к власти
Интересно, а Фонд имущества Орловской области, который принимал документы на конкурс, как считает? И вообще: чиновники хоть что-то проверяют? Ведь речь вообще-то идёт не о личном дворе, а о муниципальной земле ценой под 70 млн рублей. В алгоритме государственной идеологии – народном достоянии. Или всем всё пофиг? Или их такие аудиторские заключения не смущают? А может, они о них и не знают? Или не хотят знать?
Но ведь на кону стоит не только клочок земли на набережной Оки. Все крупные орловские компании наблюдают за скандальной ситуацией, делая для себя выводы о том, стоит ли в принципе доверять власти и участвовать в программе «Ответственный застройщик». Придут к отрицательному заключению – и город лишится сотен квартир на переселение людей из ветхого и аварийного жилья. В условиях нынешней экономической и политической ситуации это может иметь катастрофические последствия.
PS. Обязательно расскажем, кто как проголосует на комиссии, которая должна выбрать победителя и обосновать своё мнение. Потому как сегодня всё – слова. Но через пару лет дом на Набережной Дубровинского либо появится, либо нет. И тогда вспомнят всех поимённо либо благодарные жильцы, либо прокуроры и следователи – за халатность.