За плечами белоруса Сергея Макарова — годы работы режиссером телешоу и сериалов, а еще три бизнеса в сфере разведения насекомых. Нам в Россельхозбанке его история показалась очень интересной, и мы попросили Сергея рассказать ее для читателей блога. Надеемся, его опыт будет вам полезен и интересен.
Личинки мухи Hermetia illucens
Меня зовут Сергей Макаров. Половину жизни я проработал режиссером кино и телевидения. Сначала в Минске, а потом в Киеве — меня пригласили снимать «Битву экстрасенсов» в 2013 году. Там-то я и увидел передачу «Грязная работенка» на канале Discovery (в ней ведущий Майк Роу выполняет самую грязную работу по всему миру). Выпуск был посвящен фермам, на которых выращивали сверчков на наживку для рыбалки. А я всю жизнь интересовался насекомыми и даже хотел стать ветеринаром (но не сложилось — я гуманитарий). Во время просмотра передачи я вспомнил, что вьетнамцы сверчков едят, и у меня впервые возникла идея выращивать их на продажу.
ИЗ Санкт-Петербурга пишет Олег Макаренко: На картинке к посту — съедобные черви, личинки жука-хрущака мучного. Евросоюз только что одобрил их в качестве человеческой еды. Теперь из этих червячков можно делать закуски, протеиновые батончики, печенье и прочую еду. Аналитики предсказывают, что насекомые фермы уже к 2025 году будут продавать еды на 4 миллиардов долларов. Если каждый потребитель будет съедать червей на 30 долларов в месяц, получится, что уже через несколько лет черви прокормят 11 млн человек. Насекомые богаты белком, при этом их можно разводить без ущерба для окружающей среды. Как указывают итальянцы, единственная причина, по которой европейцы едят так мало червей — нежелание ломать свои пищевые привычки через колено.
Скоро во всех супермаркетах Европы...
Прообраз мира будущего начинает потихоньку вырисовываться. Вы наверняка помните знаменитую статью-предсказание со Всемирного экономического форума — «Добро пожаловать в 2030: у меня нет ни собственности, ни частной жизни, и я никогда не чувствовал себя лучше». Съедобные черви идеально вписываются в картину этой матрицы нового образца.
К концу 2010-х в самых богатых регионах мира — Европе и Северной Америке — начал быстро расти спрос на вегетарианские продукты. В 2018 году объем рынка вегетарианской еды оценивался в 12,69 миллиарда долларов. К 2025-му он, как ожидается, превысит 24 миллиарда. Спрос растет не только благодаря увеличению числа убежденных вегетарианцев, но и за счет всеядных покупателей — многие из них уверены, что для здоровья полезно сократить потребление мяса. Один из самых перспективных стартапов растущего рынка еды на растительной основе — Greenwise из России. Ее основали трое молодых людей из Москвы: Георгий Железный, Юлия Марсель и Артем Пономарев.
Они придумали, как сделать растительный белок по вкусу похожим на настоящее мясо, и создали в Малоярославце собственное производство. «Медуза» рассказывает историю предпринимателей, которые еще недавно сами работали в своем цеху, а теперь захватывают европейский рынок.
Британский исследователь Джош Эванс представит в Москве на фестивале кино о науке и технологиях «360°» фильм «Жуки». «Афиша Daily» выяснила, правда ли, что скоро мы все будем есть насекомых, спасем ли мы с помощью них планету и какую живую еду стоит искать в подмосковном лесу.
Многие сегодня уверены, что еда из насекомых скоро войдет в привычку западного общества, — и я согласен, что это возможно. Все зависит от того, о каких именно видах насекомых мы говорим. Видов очень много. Это все равно что говорить обо всех млекопитающих как о еде — конечно, мы едим только некоторых из них.