В Узбекистане разгорелся новый газовый скандал, связанный с поставкой СУГ из Туркменистана
Минэнерго Узбекистана прокомментировало ситуацию вокруг партии СУГ из Туркменистана в своем Telegram-канале 7 февраля 2023 г.
Поводом для скандала стало распоряжение президента Туркменистана С. Бердымухамедова о поставке в Узбекистан партии СУГ.
3 февраля 2023 г. на официальном государственном сайте Туркменистан: золотой век появилось сообщение о том, что по этому распоряжению Туркменгаз должен безвозмездно передать Узбекистану партию СУГ, объем которой не сообщался.
Пояснялось, что Туркменистан делает такой шаг с целью дальнейшего укрепления добрососедских отношений дружбы и братства между Туркменистаном и Узбекистаном и оказания дружественной и братской поддержки Узбекистану.
В узбекистанском сегменте соцсетей этот шаг получил другую трактовку.
Появились сообщения, в которых говорилось, что узбекская сторона потребовала от Туркменистана крупной компенсации за газ, который не был доставлен в определенные дни января из-за неисправности на туркменском газовом месторождении.
Речь идет о сбое поставок в Узбекистан природного газа с месторождения Галкыныш в Туркменистане.
Поставки прекратились 12 января 2023 г. из-за образования гидратных пробок в промысловых трубопроводах месторождения в условиях аномальных холодов.
Решить проблему и восстановить поставки удалось 21 января 2023 г.
Узбекистан в начале декабря 2022 г. столкнулся с дефицитом энергоресурсов в связи с приходом в Центральную Азию аномальных холодов.
Для экономии газа в стране были закрыты автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС), прекращен экспорт газа, увеличен импорт из соседних стран газа, электроэнергии, угля и мазута.
В декабре 2022 г. Узбекистан договорился с Туркменистаном о поставках газа в зимний период.
В рамках этой договоренности Туркменистан в течение 3 месяцев поставит до 1,5 млрд м3 газа из расчета 20 млн м3/сутки, что должно покрыть дефицита газа в Узбекистане в период пикового спроса.
Однако сбой на месторождении Галкыныш прервал поставки в период 2й волны аномальных холодов, которая пришла в Узбекистан 10 января 2023 г.
Минэнерго Узбекистана опровергло сообщения о том, что поставка СУГ из Туркменистана стала компенсацией за сбой поставок с Галкыныша.
Тезисы Минэнерго Узбекистана:
- официальная позиция - Узбекистан не требовал от Туркменистана денежной компенсации,
- эти сообщения не имеют под собой никаких оснований и абсолютно не соответствуют действительности,
- Минэнерго Узбекистана просит граждан не доверять таким неподтвержденным сообщениям,
- Туркменистан в целях дружеской и братской поддержки Узбекистана безвозмездно предоставил партию сжиженного газа,
- предоставленный Туркменистаном сжиженный газ в ближайшие дни будет бесплатно раздаваться нуждающимся семьям.
Поставка СУГ стала частью обмена дружественной помощью между Узбекистаном и Туркменистаном в честь 30-летия установления дипломатических отношений между странами.
- из Туркменистана в Узбекистан страну была доставлена партия СУГ,
- из Узбекистана в Туркменистан было отправлено 20 современных машин скорой помощи.
Это уже не первый громкий газовый скандал, разгорающийся в Узбекистане за последние месяцы.
В ноябре 2022 г. скандал спровоцировало сообщение о сотрудничестве Узбекистана с Россией и Казахстана по поставкам газа, которое получило неофициальное название Тройственный газовый союз.
В соцсетях появились сообщения о том, что проблемы с газом в Узбекистане создаются властями искусственно, чтобы склонить население к заключению союза с Казахстаном и Россией, а газотранспортная система (ГТС) Узбекистана в рамках союза может быть приватизирована, продана или перейдет во внешнее управление.
Глава Минэнерго Узбекистана Ж. Мирзамахмудов тогда пояснял, что дефицит газа в стране связан с ростом внутреннего потребления, что повышает потребность в энергоресурсах.
Также министр заявил, что сотрудничать в энергетике Узбекистан будет исходя из национальных интересов, на основе коммерческих контрактов, а не путем передачи кому-то энергосетей, причем участия каком-то альянсе или союзе для этого не требуется.
Эти заявления Reuters трактовал как отказ Узбекистана от российского предложения о газовом союзе.
Россия на это отреагировала спокойно, МИД РФ назвал появляющиеся в медиапространстве цитаты партнеров России по переговорам об отказе от сотрудничества вырванными из контекста.
Газовое сотрудничество России, Казахстана и Узбекистана между тем последовательно продвигается.
В рамках реализации данного партнерства уже подписаны 2 дорожные карты:
- 18 января 2023 г. Газпром подписал дорожную карту по сотрудничеству в газовой отрасли с Казахстаном,
- 24 января последовало подписание аналогичного документа с Узбекистаном.
Для поставок может быть в реверсном режиме задействована одна из ниток системы магистральных газопроводов (МГП) Средняя Азия - Центр (САЦ), по которому в свое время газ из Туркменистана через Узбекистан и Казахстан шел в центральные регионы России.
При этом Минэнерго Узбекистана вновь повторило, что дорожная карта с Газпромом предполагает сохранение за Узбекистаном полного права собственности и управления на существующую ГТС и вообще это сотрудничество не несет какую-либо угрозу суверенитету страны.
Также было сделано уточнение, что Узбекистан и Россия пока изучают технические возможности для поставок газа, а импорт будет рассматриваться, если стороны договорятся о цене.
При этом неофициально сообщалось, что импорт российского газа Узбекистан может начать с 1 марта 2023 г.
Шум вокруг поставок российского газа в Узбекистан немного улегся.
Однако новым поводом для вбросов и нагнетания стали поставки СУГ из Туркменистана.