«Тут много диких обезьян». Страна без моря зовёт россиян приехать на отдых
«А вам уже удалось на наших горных горилл посмотреть?». «Нет, не сложилось». Председатель Совета по туризму Уганды Дауди Мигереко в удивлении разводит руками. «Да как же так! Там фантастические дикие обезьяны, и их больше всего в Африке! Причём они именно к нам в джунгли приходят — им здесь нравится».
Каждый год в Уганду приезжают полтора миллиона туристов: в основном смотреть национальные парки — со слонами, жирафами, бегемотами и шимпанзе. Цены на вход — дешевле, чем в ЮАР. Посетители страны обожают кататься на лодках по порогам реки Нил и отправляются отдыхать на чайные и кофейные плантации. Туристические чиновники Уганды в разговоре со мной не скрывали — их впечатлил успех Занзибара, во время эпидемии коронавируса привлекшего внимание тысяч российских туристов, и им бы хотелось его повторить.
«Все знают, какие большие суммы русские тратят на отдыхе! — сказали мне. — Мы готовы на всё, лишь бы заполучить гостей из России». Правда, прямого перелёта между РФ и Угандой нет, а визу надо запрашивать онлайн и платить за неё картой Visa или Mastercard, которые у нас действовать перестали. Сможет ли Уганда стать новым туристическим направлением для России? Об этом в репортаже обозревателя aif.ru.
«Потрясающие сафари и бабочки»
«Известно, что нашему туристу важны в основном солнце, песок и море, — сообщил в интервью aif.ru посол РФ в Уганде Владлен Семиволос. — И главный поток людей идёт туда, где есть пляжи. Уганда — страна экологического туризма, я однозначно рекомендую посетить национальный парк королевы Елизаветы и пройти пороги Нила на байдарках, очень живописно. В Уганде потрясающие сафари, здесь водится множество видов диких животных, 30 000 бабочек, громадное количество птиц. В стране совершенно уникальный климат — не жарко и не холодно, попросту идеальная температура. С размещением тоже всё в порядке — есть гостиницы на любой вкус и кемпинги. Отсюда легко попасть в другие африканские страны — в Руанду, Танзанию автобусы комфортабельные ездят. Уганда заинтересована в наших туристах и готова активно развивать это направление сотрудничества».
В Уганду полетит «Аэрофлот»?
Фауна в республике и верно удивительная — даже в Кампале по городу свободно летают аисты марабу, а на набережной озера легко встретить гиппопотамов. Заселиться проблем нет — есть приличные отели за $40-50 в сутки, для Африки это недорого. Желающие могут найти жильё и за двадцатку, но качество такое, что не советую. Добраться до Уганды пока можно со стыковкой в Аддис-Абебе авиакомпанией Ethiopian Airlines, открывшей в прошлом году рейсы из Москвы. Угандийские чиновники по туризму заявили мне, что были бы рады запуску регулярных рейсов «Аэрофлота» в международный аэропорт Энтеббе и прозрачно намекнули: мол, российским властям уже предложено это сделать.
Местная авиакомпания Uganda Airlines тоже хотела бы летать в столицу России: ведь между нашими странами давным-давно заключено соглашение о взаимном воздушном сообщении. Виза на 90 дней получается онлайн (стоимость — 51 доллар США), но нашей картой её не оплатить. Меня заверили, что специально для граждан РФ могут ввести оплату за визу наличными по прилёте. Также визу Уганды выдают в посольстве в Москве, для этого требуется заполненная анкета, две фотографии и $50. За $100 можно запросить Восточно-Африканскую мультивизу с правом в пределах 90 дней посещать три страны — Уганду, Кению и Руанду. Правда, первый въезд должен быть в государство, визу выдавшее.
В столице Кампале ориентироваться легко — сим-карту оператора MTN я взял за 20 000 шиллингов (400 рублей) — включены 2 часа звонков, и 7 гигабайт мобильного Интернета. «Убер» спокойно вызывается по приложению (выставляйте оплату наличными). Доступно для вызова и ультрабюджетное мототакси «бода-бода», но тут я бы не связывался — водят небезопасно, с дикой скоростью, лихачат сильно, шлем не дают.
«У нас гориллы подешевле»
«Я понимаю, возможно, для многих россиян пермит (разрешение) посмотреть на горных горилл стоит недёшево, — объясняет председатель Совета по туризму Дауди Мигереко. — И в самом деле, 800 долларов — большие деньги. Но горилл осталось в Африке всего 600 особей, и половина из них живёт в Уганде, это правда редкое животное. Скажем, в Руанде за право наблюдать за гориллами в дикой природе вы заплатите уже $1 500. Цены на национальные парки в ЮАР вы знаете, там всё очень дорого. У нас же билет в национальный парк, где вы можете 24 часа неограниченно глядеть на «большую африканскую пятёрку» — льва, носорога, леопарда, слона и буйвола, стоит $45.
В национальном парке на выбор имеются как комфортабельные лоджи, так и дешёвые кемпинги. Нам важны любые туристы из России, даже совсем небогатые. Ситуация с уличным криминалом в Уганде намного лучше, чем в тех же Кении или Танзании, и наши гости чувствуют себя в безопасности. Я бы хотел, чтобы вы передали народу России — мы вас любим и мы вас ждём. Наши люди отлично относятся к русским, уважают их».
Обед в кафе за 1 доллар
По бытовым ценам в Уганде ситуация весьма неплоха, особенно в сравнении с многими африканскими странами, где с белокожего туриста стараются содрать три шкуры.
Полноценный обед в «народном» кафе с заказом популярного блюда матоке (банановое пюре, говядина в арахисовом соусе, салат, бутылка воды) стоит от 1 до 2 долларов. Поесть в китайском, корейском, ливанском, турецком, индийском заведении — от $10. За эти деньги вам принесут напиток и одно блюдо с щедрым гарниром, но размеры кушанья окажутся будь здоров (с громадными порциями в Уганде дела вообще обстоят хорошо), и вы наедитесь обязательно. Цены на фрукты — дешевле не бывает, килограмм манго — 35 рублей, килограмм бананов — 20 рублей. В супермаркетах полно недорогого южноафриканского вина, также в Кампале есть винные бутики с хорошим выбором как алкоголя, так и закусок — вяленого мяса «билтонг» и сыра. Безопасность туристов на уровне, хотя местные жители советуют в публичных местах опасаться карманников и не ходить по безлюдным кварталам после наступления темноты. Сервис в кафе, супермаркетах и гостиницах происходит с традиционным африканским раздолбайством и медлительностью, но очень весело: угандийцы крайне дружелюбны к туристам. Ещё один плюс — к счёту в ресторане не добавляют процент за обслуживание и правительственный налог. Всё на усмотрение клиента — только если сервис понравился, он даёт чаевые.
Отдельная тема — чайные и кофейные плантации. Угандийский чай весьма крепок и ароматен, а кофе считается одним из лучших в мире. На плантациях есть домики для гостей. Пожить два-три дня среди чайных кустов и кофейных деревьев, вкушать напитки, листья и плоды для заварки которых сорвали чуть ли не при тебе — феерическое ощущение. Экскурсия по чайной и кофейной фабрикам тоже порадует, желающим предложат купить чай и кофе с собой — цены в два раза ниже, чем в угандийских супермаркетах, а уж про Россию я не говорю. Как правило, плантации расположены в горах, в прохладном климате. Выйдешь утром с дымящейся чашечкой — божественная красота.
«Надо же, вы первый русский в моей жизни! — удивляется официантка в Кампале, подавая мне матоке. — Почему вы к нам не приезжаете?». «Посмотрим, — отвечаю я. — Возможно, скоро нас будет тут больше».