Ядерный пасьянс. Как изменится мир после приостановки РФ членства в ДСНВ
Точно в США не ждали сейчас от российского президента Владимира Путина такого «демарша» как приостановление участия в договоре об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Сам Вашингтон уже давно на этот договор наплевал, но принуждал Москву отчитываться о своих «бомбах и ракетах» с ядерной начинкой. При этом в «закромах» НАТО неучтенными оставались мощные ядерные арсеналы Франции и Великобритании. Теперь Россия просто уравняет чашу ядерных весов с альянсом.
Руки развязаны
Слова президента Владимира Путина о приостановке участия России в договоре об ограничении стратегических наступательных вооружений во время его послания Федеральному собранию вызвали аплодисменты. Причем, вначале захлопали те, кто «в теме» — военные и представители оборонки, а потом уже все подхватили. На самом деле, при всей насыщенности речи президента, это был, пожалуй, самый мощный предостерегающий посыл Западу.
«Говорить о некой "гонке вооружений" в такой ситуации, конечно, нельзя, но изменение в количественном составе российских ядерных вооружений произойдет, — рассказал aif.ru главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко. — Приостановка в договоре СНВ-3 дает нам официальную возможность увеличить количество баллистических ракет и ядерных блоков до уровня 3-х стран НАТО.
У нас с США соблюдался некий паритет по их количеству. Россия располагала 572 оперативно развернутыми ядерными ракетами наземного, шахтного и грунтового, а также подводного и воздушного базирования. Суммарно это 1 444 боезаряда. У США это 652 носителя и 1 350 боезарядов. В целом, с учетом развернутых и неразвернутых пусковых установок у нас насчитывалось 779, у американцев 800.
Однако при этом в учет не брались ядерные вооружения Великобритании и Франции, которые упомянул сейчас Владимир Путин. И сейчас речь идёт о том, что Россия нарастит количество своих ядерных средств до суммарного уровня этих трех стран НАТО.
Приостановка членства в договоре СНВ позволяет говорить о том, что будет расконсервирован полигон на Новой Земле. Он кстати, не использовался по прямому назначению более 30 лет. Сейчас там появятся новые шахты, штольни, датчики и другая специальная аппаратура. Задача — привести этот полигон в рабочее состояние, чтобы он был готов в любой момент к проведению испытаний. Мы никому не угрожаем, но в качестве ответных мер должны быть готовыми к любому развитию ситуации и находиться в постоянной боеготовности».
Что есть у Франции и Британии
Владимир Путин в своем послании дважды упомянул о наличии ядерных вооружений ещё двух стран НАТО — Великобритании и Франции. Потенциал раскрывать не стал, но заметил, что свои ядерные средства они модернизируют и совершенствуют. Не стал напоминать, что из Лондона всё чаще раздаются призывы к нанесению по России превентивных ядерных ударов с использованием потенциала всего НАТО.
Ядерная «неучтёнка» Франции, которая входит в так называемый «ядерный клуб» и является страной НАТО, составляет 384 стратегических ядерных боеголовки. В каком они находятся состоянии и какое количество стоит на боевом дежурстве доподлинно неизвестно. По ряду источников в самой Франции можно предположить, что это примерно 50Х50. Последние испытания ядерного оружия в Пятой республике проводились в 1995 году.
Великобритания, как предполагается, обладает 225 термоядерными боеголовками, из них 160 находятся на боевом дежурстве. Основные носители — атомные подводные лодки группы «Трайдент», в которую входят 4 АПЛ типа «Вэнгард», каждая из которых несет по 16 ракет «Трайдент II» с начинкой из 8 боеголовок.
Великобритания ещё в 2021 году огласила свои планы по увеличению ядерных боеголовок на 40 процентов. Они по-прежнему будут базироваться на атомных подводных лодках, которые предполагается заменить на новые АПЛ класса «Дредноут». Лондон не скрывает, что подобная ядерная программа нацелена на «сдерживание России».
Приведем «арифметику Путина» — приостановка участия в договоре по СНВ-3 это порядка 600 дополнительных ядерных боезарядов.
Китайский зонтик
Совокупность баллистических ракет — штука достаточно запутанная и не всегда достоверная. Каждая из сторон имеет свой «скелет в шкафу» и даже статистика российских и американских ядерных боезарядов, мягко говоря, не имеет стопроцентного подтверждения. Впрочем, расхождения здесь незначительны — что-то «припрятал» русский прапорщик, где-то не ту цифру вписал в ведомость американский капрал. Но общая картина паритета была достаточно прозрачной и ясной.
Французские и британские «ядерные болванки» тоже лежат на поверхности (скрываются под водой). А вот ядерный арсенал Китая является большой военной тайной. То ли 200, то ли уже тысяча боеголовок. И их Запад записывает в потенциал России, которая, якобы, рассчитывает на ядерную помощь Пекина в случае неких глобальных мировых катаклизмов. Поэтому одним из поводов США выйти из СНВ-3 была невозможность посчитать и ограничить КНР в производстве ядерных вооружений.
«Камнем преткновения» стала китайская МБР «Дунфэн» (Dongfeng-41), с оценочной массой в 80 тонн, дальностью полета до 14,5 тысяч километров и разделяющейся боевой частью, содержащей до 10 боевых блоков. Эта ракета в чем-то сопоставима с российской «Тополь-М». В зоне её поражения все крупные американские города — от Вашингтона (11550 км) и Нью-Йорка (10991км), до Лос-Анджелеса (10065 км) и Сан-Франциско (9506км).
«Китай разрабатывал и производит ядерное оружие не ради его применения, — рассказал aif.ru военный эксперт капитан 1 ранга в запасе Василий Дандыкин. — Это оружие сдерживания, точно также как и для России. Суммарно у Москвы и Пекина ядерный потенциал выше, чем у союзников по НАТО, но здесь есть такой нюанс, что даже при нынешних российско-китайских отношениях, ни Россия, ни Китай в ядерную авантюру ввязываться не будут. И в Вашингтоне об этом прекрасно знают, но на всякий случай остерегаются».