Саратовский адвокат оказался дороже ведущих российских юристов
Напомним, Барабонин обратился в Волжский райсуд Саратова с иском к Екатерине Карлсон (бывший чиновник из команды экс-главы Саратова Олега Грищенко) и ее сестре Наталии Кузнецовой. В исковом заявлении он потребовал взыскать со своих клиентов 5 млн рублей в качестве оплаты долга за оказание неких юридических услуг. Теперь «ОМ» стали известны обстоятельства, при которых возник этот долг. Дело в том, что Барабонин 4 июня 2019 года заключил соглашение с матерью ответчиков – Марией Карлсон. Однако в связи со смертью (в сентябре) доверителя, долговые обязательства адвокат видимо решил переложить на наследников.
Выяснилось также, что еще два соглашения на общую сумму в 10 млн рублей он предоставил в Арбитражном суде Саратовской области, который рассматривает дело о банкротстве Наталии Кузнецовой. В этом случае соглашения заключались с Кузнецовой – первое 12 октября 2019 года сроком на 30 дней, второе – 3 декабря сроком на 60 дней. Доверитель должна была заплатить Барабонину, а также его коллеге Дмитрию Николаеву (бывший следователь СО по Октябрьскому району регионального СУ СК) по 5 млн рублей по каждому из договоров. Примечательно, что сумма во всех соглашениях одна и та же и, как скромно указывается в договорах, не зависит «от фактической занятости адвоката, длительности его работы, количества следственных действий, в которых адвокат принимал участие в рамках соглашения».
Таким образом, саратовский адвокат якобы оказал юридические услуги за 6 месяцев на сумму 15 млн рублей. Заметим, Ефремов заплатил Пашаеву по некоторым данным порядка 10 млн рублей.
Что же касается содержания соглашений, то это заслуживает не меньшего внимания. Итак, предметом соглашений является то, что адвокат принимает на себя обязанность оказывать юридическую помощь доверителю по вопросу привлечения к уголовной ответственности директора одной из саратовских фирм. Да, именно так написано в соглашении – черным по белому. Получается, что Барабонин должен был помочь своим доверителям привлечь к уголовной ответственности человека. Действительно, такая практика существует. Следственный комитет, например, периодически информирует о задержании адвокатов, иных посредников, которые брались помогать гражданам в вопросах прекращения или возбуждения уголовных дел. Обычно в таких случаях юрист, взявшийся решить вопрос, сообщает клиентам, что деньги потребуются для подкупа должностных лиц. Но такие истории мы знаем, чем заканчиваются. Надеемся, что в данных соглашениях имелось в виду что-то другое. Что именно – пока не совсем ясно. По-крайней мере об этом в документах говорится невнятно и только в разделе «Обязанности адвоката». Ничего нет и в актах оказанных услуг. В них (а всего их 2) вообще ничего нет - кроме того, что адвокат якобы выполнил свои обязательства в полном объеме. Ответчики, кстати, в суде не стали это оспаривать. Впрочем, им виднее.
Дальше - интереснее. По первому соглашению – Мария Карлсон должна была внести в кассу коллегии адвокатов либо на расчетный счет организации всю сумму ровно через день после подписания договора, то есть 5 июня. Судя по тому, что Барабонин выдвинул долговые требования, он не получил свой 5-миллионный чек. Отметим, что адвокаты действительно практикуют авансовые платежи, чтобы избежать различных недоразумений и не судиться с клиентом, что не только не приветствуется, но и противоречит профессиональной этике. Ведь не зря же до сих пор во всем мире существуют так называемые бесплатные адвокаты.
Барабонин держался долго – он не получал деньги, но продолжил оказывать услуги. Хорошо! Представим, что адвокат по доброте душевной решил поработать в долг. Но неожиданно доверитель умирает, а что делает юрист? Нет – он не стал требовать деньги с наследников, а заключил с одним из них, а именно с Кузнецовой еще одно соглашение, аналогичное прежнему, правда, сроком на 30 дней и с датой платежа – через 12 дней после подписания. И вновь – доверитель не оплачивает услуги, но Барабонин не сдается и подписывает очередное соглашение на 60 дней. В этом документе дата платежа почему-то оказалась не заполненной. Наверное, торопились и забыли…
В итоге адвокат работал полгода бесплатно, и уж что греха таить заработками не может похвастаться. Если верить справке о доходах, предоставленной им в суде, то в 2020 году он заработал пока чуть более 90 тысяч рублей.
Но не это самое удивительное, а то, что Барабонину клиенты задолжали 15 млн (согласитесь, такие деньги на дороге не валяются), а он долго не решался обратиться в суд, чтобы вернуть свои деньги. Тем не менее, вопросы остаются, и они касаются стоимости юридической помощи (или каких-то других услуг, которые оказал Барабонин).
Действительно, вопрос крайне интересный. Если взять самых именитых и известных адвокатов Саратова, то максимальный ценник на их услуги в месяц составляет 100-150 тысяч рублей. То есть за полгода адвокат высокого уровня, за плечами которого ни один успешный процесс, может заработать около 1 млн рублей. Когда же речь идет о среднем ценнике, то он не превышает 50-60 тысяч рублей в месяц. Написать же исковое заявление или заявление в правоохранительные органы стоит вообще не более 2,5-10 тысяч рублей.
Любопытные итоги исследования федеральной коллегии адвокатов опубликовала в прошлом году «Российская газета». В материале говорится о стоимости услуг питерских юристов.
Так, средняя стоимость услуг представления адвокатом интересов в судах первой инстанции составила 123 тысячи рублей. Минимальная указанная цена - 20 тысяч рублей, максимальная - 500 тысяч. Самой дорогой категорией дел оказалось взыскание долгов по договорам займа или кредитам.
Федеральное издание уточняет: «Вопрос честной цены крайне важен не только для адвокатов, но в первую очередь для граждан. Если все получится так, как задумано, людям, чьи права были нарушены, не придется платить за справедливость из своего кармана. По закону положено, что победившей стороне процесса возмещаются все расходы, в том числе оплата услуг адвоката. Однако суды часто срезают выплаты, считая, что изначально гонорар был завышен. Мол, правда, столько не стоит, защитник запросил за свою работу слишком много. Поэтому, например, из пятидесяти тысяч рублей, которые истец заплатил защитнику, суды могут присудить к возмещению только десять тысяч».
Также газета пишет: «Нередко уровень оплаты зависит не только от сложности дела, но и от квалификации самого адвоката. Есть размер проблемы, а есть масштаб личности, и за личность нередко приходится платить дороже. Поэтому при исследовании в Москве было выделено три группы юристов. В первую вошли наиболее солидные фирмы, входящие в рейтинги фирм, оказывающих услуги крупнейшим российским компаниям. В судах общей юрисдикции средняя стоимость услуг солидных юридических фирм составила 617 тысяч 667 рублей, минимальная цена 150 тысяч рублей, максимальная - 2 миллиона рублей».
Да, таковы расценки в столичных регионах, но и они меньше стоимости Барабонина. Однако выводы делать суду, тем более что 1 декабря Волжский райсуд принял решение переадресовать исковые претензии Барабонина в арбитраж.
«ОМ» продолжит следить за развитием событий и предлагает это сделать сотрудникам правоохранительных и надзорных органов Саратовской области, а именно – СУ СК и прокуратуре.