Разориться или заразиться: нижегородские театры оказались в тупике из-за пандемии
Когда угроза разорения опаснее коронавируса
В Нижегородской области сфера культуры стала одной из наиболее пострадавших в период пандемии коронавируса. Так, на протяжении почти девяти месяцев все театры и концертные площадки были закрыты. За это время представители сферы культуры неоднократно обращались к губернатору Нижегородской области Глебу Никитину с просьбой разрешить им работать. Однако ситуация изменилась лишь 14 ноября, когда глава региона внес очередные изменения в указ «О введении режима повышенной готовности». Согласно им, театрам разрешили возобновить работу на особых условиях.
Тогда губернатор заявил, что решение об открытии некоторых учреждений культуры принято из-за их плачевного финансового состояния. «Был проведен тщательный анализ возможных рисков, в том числе учтен опыт других регионов. Сейчас есть признаки стабилизации ситуации с заболеваемостью. Это совсем не значит, что угроза миновала, но с учетом тяжелейшего положения дел в отрасли вместе с врачами мы посчитали возможным разрешить работу с жесткими ограничениями», — подчеркнул Никитин.
Вместе с этим в нижегородском регионе ввели меры поддержки для театров в период пандемии. Изначально специальные субсидии выдавались лишь государственным учреждениям культуры, и только с 10 ноября перечень организаций-получателей был расширен. С этого времени на госпомощь смогли рассчитывать и частные театры, концертные залы и театральные студии. Полученные средства заведения должны направлять на зарплаты сотрудникам и оплату услуг ЖКХ. При этом все субсидии сохранятся лишь до конца 2020 года.
Представители министерства культуры Нижегородской области сообщили NewsNN, что из-за приостановления деятельности объем недополученных доходов театров составил 119,4 млн рублей. «Вместе с тем, в период ограничения доступа посетителей у театров сложилась экономия по отдельным статьям расходов в сумме 20,6 млн рублей. Поэтому для обеспечения текущих расходов театров в 2020 году при уточнении бюджета в ноябре выделены дополнительные средства областного бюджета в сумме 98,8 млн рублей», — заявили они.
Несмотря на госпомощь, учреждения культуры все равно понесли огромные убытки. Это подтвердила NewsNN руководитель литературной части театра «Вера» Анастасия Дудоладова. «Если театр не работает, то он ничего не зарабатывает. Поскольку мы делаем некоторые спектакли на субсидии, то у нас были премьеры. А вот планировать работу на будущий год было сложно, ведь непонятно на какие финансы можно рассчитывать. Театр в принципе очень расходное хозяйство, оно требует больших расходов (на содержание здания, трупы, создание спектаклей). Конечно, без зрителей это очень сложно», — отметила Дудоладова.
В свою очередь, художественный руководитель нижегородского экспериментального театра Next Владимир Карпук в разговоре с NewsNN обратил внимание на то, что частным организациям повезло в значительной мере меньше, чем государственным. «У последних сохранилась хоть какая-то зарплата. У нас же зарплата полностью зависела от реализации спектаклей. Труднее всего сейчас театрам, которые находятся на арендной плате, кто на постоянной основе имеет свое помещение», — сообщил он.
Карпук подчеркнул, что, несмотря на закрытие театра в начале пандемии, многие актеры Next продолжили ставить спектакль, собираясь для этого в квартирах и домах. Благодаря этому, в конце октября артисты смогли поехать на театральный фестиваль в Сочи, где выиграли четыре номинации. «Также мы организовали и провели за пандемию много проектов. Да, было сложно и неудобно, но все получилось. И самое главное, что никто из тех, кто репетировал, не заболел, потому что мы работали исходя из санитарных рекомендаций», — заявил он.
Также художественный руководитель Next добавил, что театр не выдержал бы абсолютного закрытия. «Если бы мы прекратили работу — мы бы погибли. Спасибо, что были московские конкурсы — „Таврида Рядом“ и „Таврида помогает“. Мы их выиграли и получили денежную поддержку. Было бы хорошо, если бы нижегородская власть тоже устраивала такие меры поддержки. Легкие, простые и доступные», — подчеркнул Карпук.
Выполнимы ли новые правила?
Как было сказано выше, теперь нижегородские театры могут снова открыться, но на особых условиях. Заполняемость залов не может превышать 30% от общей его вместимости. Там должны быть установлены бактерицидные облучатели. Также временно запрещены антракты, закрыты буфеты и гардеробы. А все зрители должны защищать органы дыхания масками и соблюдать социальную дистанцию не менее двух метров.
Помимо этого, администраторов нижегородских театров обязали измерять температуру тела у всех посетителей и обрабатывать им руки антисептиком на входе в здание. Все потоки зрителей должны быть разобщены. Вместе с этим им запретили общаться с артистами, дарить цветы и подарки. Теперь актерам нельзя спускаться в зрительный зал. Также в нижегородских театрах ввели запрет на проведение развлекательных программ до и после спектаклей.
Руководитель литературной части театра «Вера» отметила, что все требования являются выполнимыми, хотя сперва и показались сложными. «Поскольку наш театр был недавно открыт после реконструкции, то он соответствует всем последним нормам противопожарной безопасности и доступности для инвалидов. Поэтому у нас как раз есть несколько входов в фойе, широкое расстояние между рядами в зале и так далее. Зрители относятся к ограничениям с пониманием», — заявила она.
По словам Дудоладовой, единственная мера, которая вызывает дискомфорт — это отсутствие гардероба. «Понятно, что их запретили, чтобы не создавать толкучку. Но верхняя одежда сейчас у всех объемная. Обычно детей переодевают полностью и переобувают. Поэтому люди раздеваются в фойе, берут все вещи с собой и раскладывают на свободных местах в зрительном зале. Это, конечно, неудобно, но с этим приходится мириться», — заключила она.
А вот худрук экспериментального театра Next подчеркнул, что правило о заполняемости зала на 30% не поможет учреждениям выбраться из финансовых трудностей. «Окупиться, продавая всего 30% от зрительного зала, платя за аренду, артистам, и чтобы еще хватало себе на жизнь — это фантастика. Но пандемия заставила нас трудиться и искать способы выживать. А что не убивает, делает нас сильнее», — отметил Карпук.
Он добавил, что актерам тяжело играть для зрительного зала, который заполнен лишь частично. «Это тоже самое, как петь в комнате, где плохая акустика. Артистам нужна отдача. А так он будет и играть на 30%. Так уж устроен принцип Вольтовой дуги, о которой писал Станиславский», — подытожил представитель экспериментального театра Next.
Вместе с этим за соблюдением правил в театрах следят сотрудники правоохранительных органов, департамента региональной безопасности и министерства культуры Нижегородской области. Так, например, контрольные мероприятия прошли на первом после открытия спектакле в ТЮЗе 27 ноября. Тогда специалисты отметили, что все требования указа губернатора соблюдаются. «Оснований для применения мер административного реагирования нет», — заявил консультант отдела контрольно-надзорной деятельности департамента региональной безопасности Святослав Романов.
Театры открыты, но пойдут ли туда нижегородцы?
Дудоладова рассказала NewsNN, что еще до открытия они задавались вопросом, будут ли люди ходить в театры в пандемию. «Мы даже проводили опрос в соцсетях. Но он показал, что более 80% респондентов готовы пойти в театр. И действительно, как только мы написали, что возобновляем работу, то люди сразу же начали пытаться купить билеты, хотя их продажа еще не была открыта», — сообщила представитель театра «Вера».
По ее данным, на декабрь уже раскуплены почти все билеты. «Мы очень благодарны зрителям за высокий спрос. Конечно, мы играем новогодние представления, которые всегда очень востребованы. Раньше мы играли два новогодних спектакля: для детишек постарше и для малышей. Для последних сейчас мы не можем делать представление, потому что в нем был предусмотрен интерактив», — подчеркнула она.
При этом социолог Александр Прудник в разговоре с NewsNN подчеркнул, что походы в театр в период пандемии не будут носить массового характера. «Активными потребителями продуктов культурной сферы является меньшинство населения. Оно свои потребности формирует много лет, для них это часть их образа жизни. Поэтому закрытие культурных учреждений для театралов реальная потеря. Такая общность часто складывается вокруг определенных театров или режиссеров, спектаклей», — заявил он.
Прудник добавил, что открытие учреждений культуры в первую очередь обращено именно к театралам. «Для таких людей открытие театра — праздник, они придут туда обязательно. Это будет встреча с друзьями, любимыми актерами, режиссерами. Скорее всего в театры не будут ходить те, кто посещал их по разнарядкам. То есть людей, которые ходят в театры один-два раза в десятилетие, не будет. Но на них театры сейчас и не рассчитывают. То, что учреждения культуры открываются — это хорошо. Опасаться того, что из-за этого изменятся показатели заболеваемости, не стоит», — подытожил социолог.