Мы в Telegram
Добавить новость
ru24.net
Новости по-русски
Декабрь
2022

Трагедия в Жангале: кто виновен в том, что 4-летний ребенок потерял обе руки от удара током? (ВИДЕО)

На этом фото у 5-летнего Аманжола установлены протезы. В них он будет ходить 1 год. 

Следствие посчитало виновным в трагедии в Жангалинском районе начальника районной РЭС Бауыржана Бигалиева. Дело по статье «Халатность» рассматривается в суде. Сам Бигалиев заявляет, что невиновен, и по статье «Халатность» судят либо госслужащих, либо лиц, приравненным к ним, он же таковым не являлся. По его словам, сразу после трагедии руководство ТОО «ЗапКазРЭК» прислало ему на подпись задним числом его должностные инструкции и положение о РЭС, и попросило их подписать, чтобы сделать единственным обвиняемым по этому делу.

— В тот день, около 13.00 часов, мне позвонил мастер участка и сказал, что ребенок попал под напряжение на подстанции в 800 метрах от поселка Новая Казанка. Там было четверо детей, они приникли туда путем взлома старой кирпичной кладки. Позже там нашли игрушки, видно было, что дети открыли ящик с песком и играли там, — рассказал бывший начальник Жангалинской РЭС Бауыржан Бигалиев.

По словам Бигалиева, дверь металлического шкафа открыл 7-летний ребенок, затем туда проник 4-летний Аманжол и попал под напряжение.

— В тот момент все мальчики разбежались, а он сам пришел домой с обгоревшими руками. Его доставили в больницу, я сразу приехал в поселок Новая Казанка, позвонил в ЧС, полицию и инженеру Гайсину в Уральск. Подстанция была закрыта на замок, висела табличка: «Высокое напряжение», с передней части было видно, что мальчишки разобрали кирпичи, — рассказал Бауыржан Бигалиев.

От удара током Аманжол, на тот момент ему шел пятый год, получил ожоговую травму 3-4 степени в размере 18-20%, сопровождающуюся ожоговым обмороком, в результате обе руки были ампутированы на уровне верхней трети плечевого сустава.

20 декабря 2022 года. Уральск, ЗКО. 

В обвинительном акте говорится: «Четверо детей, не понимая опасности объекта, ввиду малолетнего возраста, пролезли в проем обветшалой кладки ненадлежащего ограждения «Жанаказанской сельской электротоково-распределительной станции», где ребенок 2017 года рождения, проходя мимо металлических шкафов, ввиду отсутствия знака, предупреждающего об опасности, открыл неисправную дверь ячейки, где дотронулся до металлического элемента выключателя, находящегося под действием высокого напряжения».

После ЧП с Аманжолом началось расследование.

— Нас всех допросили, и до 7 июля 2022 года была тишина. Затем я поехал в Уральск в ТОО «ЗапКазРЭК», и юрист Ранида Быкова мне там сказала: «Если Вас будут вызывать в РОВД – звоните нам, мы Вам адвоката наймем». Я удивился: «С какой стати? Почему мне?». Тогда она мне ответила: «Это ваша территория – Вы и отвечаете». Затем я узнал, что в прокуратуре области уже определили, кто будет наказан, и уже ищут под меня статью, — рассказал Бигалиев.

Сначала Бауыржана Бигалиева допросили по статье 371 УК РК «Халатность», затем переквалифицировали дело на статью 254 УК РК «Недобросовестное отношение к обязанностям». Но эту статью не смогли ему вменить, так как статья 254 УК РК относится к должностям не квазигосударственного сектора, и дело вернули на «371-ю статью».

— Меня и следствие, и прокуроры уговаривали: «Баке, ты давай, признавай вину, подпишем медиативное соглашение, и ты дальше будешь работать начальником РЭС, потому что это резонансное дело – тебя нужно наказать». Мне прямо так открытым текстом сказали, — рассказал Бигалиев. – Но я с этим не согласен, потому что я не подпадаю под эту статью. В статье «Халатность» указано, что под нее подпадают должностные лица либо лица управленческого состава, но я таким не являюсь. РЭС Жангалинского района – это цеховое структурное подразделение ТОО «ЗапКазРЭК», у меня как у начальника РЭС нет никакого баланса, печати и счетов. Я отвечаю за эксплуатацию, но не управляю. Здесь обвинение строится на том, что я как лицо, приравненное к государственным служащим, могу распоряжаться имуществом государства. Но я не могу этого делать, распоряжаться имуществом государства может только первый руководитель ТОО, на нем и ответственность, — сказал Бауыржан Бигалиев.

Примечательно, что, по словам Бигалиева, он работал на должности начальника РЭС без должностных инструкций и документа «Положение о РЭС» до трагедии с Аманжолом, а сразу после трагедии из головного офиса ему прислали эти два официальных документа и просили подписать задним числом.

— До этого случая должностных инструкций начальника РЭС не было. Их разработали в спешном порядке и дали мне на подпись 30 мая 2022 года. 31 мая я расписался, что не был с ними ознакомлен и их не получал. А 2 июня мне скинули положение о РЭС и тоже попросили подписать задним числом. Я работал вообще без документации, руководствовался правилами и трудовым договором, в котором четко прописано, что работодатель обязан ознакомить работника с должностными инструкциями под роспись, — сказал Бигалиев.

Аманжол в больнице в Алматы, декабрь 2022 год. 

На вопрос: «Кто виноват в трагедии, в которой 5-летний Аманжол потерял обе руки?» Бигалиев ответил, что виновата система.

— На подстанции в поселке Новая Казанка не было ремонта. Его делают один раз в 8 лет, приедут – покрасят что-нибудь, и всё. А чтобы проверить двери, блокираторы, запчасти – на это денег нет. Я сам не имею права проверять их работу, не имею такой специальности. Для этого есть отдельные службы, которые приезжают из головного офиса, проводят ремонт и регулировку оборудования. Мы только эксплуатируем, мы делаем визуальный осмотр и отвечаем за то, чтобы в домах горел свет, — сказал Бигалиев.

По словам адвоката Бигалиева – Аскара Камитова, его подзащитному предлагали признать вину и закончить дело медиацией, но, изучив документы, он понял, что его подзащитный не является субъектом этого деяния, то есть его нельзя судить по статье 371 УК РК «Халатность».

— Чтобы быть субъектом по этой статье, Бигалиев должен обладать управленческими функциями. В обвинительном акте говорится, что Бигалиев является лицом, приравненным к лицам, выполняющим государственные функции. Но начальник РЭС не может быть таким лицом, потому что Жангалинский РЭС – это даже не филиал, не представительство, а просто цеховое структурное подразделение юридического лица ТОО «ЗапКазРЭК», которое находится вне места его расположения. И, чтобы его привлечь по этой статье, он должен обладать этими функциями, но он ими не обладает, — объяснил адвокат Камитов.

По словам адвоката Камитова, это дело с одним эпизодом расследовалось пять месяцев только потому, что следователи и прокуратура не могли найти статью, под которую подпадал бы Бауыржан Бигалиев.

— За время расследования практически все наши ходатайства остались неудовлетворенными, только после неоднократных жалоб допросили бывшего президента ТОО «ЗапКазРЭК» — Дину Галиметденову. И только тогда, спустя 5 месяцев, изъяли устав, хотя само расследование должно было начинаться именно с него. Между ними (Бигалиевым и Галиметденовой – прим.авт.) была проведена очная ставка, и на ней она подтвердила, что она обладает управленческими функциями. Это здесь ключевое слово, чтобы человека обвинить по статье «Халатность», лицо должно обладать управленческими функциями. У Бигалиева таких функций нет, как собираются его судить? – недоумевает адвокат Камитов.

В ноябре уголовное дело по обвинению Бауыржана Бигалиева в халатности было передано в суд. 5 декабря состоялось первое судебное заседание.

— Суд проходит в райцентре Чапаево. Во время процесса ко мне подходит прокурор и говорит: «Баке, я знаю, что Вы не субъект, но мы все равно протащим дело через суд на основании «Положения о РЭС». Я понимаю, что пострадал ребенок, и это большая трагедия, но я хочу справедливости – чтобы в отношении меня прекратили преследование. Пусть найдут человека, у которого есть управленческие функции. Как я – начальник РЭС – мог управлять имуществом государства, 100% акций которого находятся в акимате ЗКО? – сказал Бауыржан Бигалиев.

Дина Галиметденова, которая занимала должность генерального директора ТОО «ЗапКазРЭК» на момент трагедии, рассказала, что в этом деле имеет место быть несвоевременное обследование подстанции.

Я не судья, чтобы какие-то вердикты выносить, но на самом деле не было своевременного обследования подстанции. Конечно, в этой ситуации каждый будет защищать себя, но, по большому счету, могу сказать, что в нужные моменты он (Бигалиев – прим.авт.) не выезжал и не проверял эту подстанцию. Нельзя, конечно, маму обвинять, но ребенок в километре от дома ходил – это тоже факт, скажем так, её недобросовестного отношения к своим материнским обязанностям. Про подпись должностных инструкций задним числом – это неправда, если честно. Но в любом случае он уже, сколько работает в РЭКе, он же не первый день пришел, и не знает своей должностной инструкции, положения о РЭС? Поэтому в любом случае это подстанция была на их балансе, по акту он её принял. И самый главный факт, что у предприятия 16 РЭС (районных подразделений), и они (начальники РЭС) должны за своими объектами смотреть, обследования делать, где какие неполадки – они должны служебные записки писать. С его стороны за период моего руководства ни одной служебной записки не было. В мой период не было такого, чтобы что-то не работало или вышло из строя. О чем это говорит? Либо человек не ездил, либо он не посчитал нужным писать служебную записку, — сказала Дина Галиметденова.

Примечательно, что Бауыржан Бигалиев рассказал, что сразу после трагедии из ТОО «ЗапКазРЭК» уволились директор компании Дина Галиметденова, начальник юридического отдела Ранида Быкова и руководитель отдела ТБ Кирилл Кисанов. Бигалиев это связывает с тем, что первые руководители уволились, чтобы избежать ответственности за трагедию.

Мы задали вопрос про увольнение Дине Галиметденовой.

— Я уволилась, во-первых, потому, что в долгой перспективе я не соглашалась на эту работу. Когда я возглавила ТОО «РЭК», тогда была нехорошая ситуация с доверительными управляющими. Я согласилась только потому, что у меня есть определенный юридический и экономический опыт, и я пообещала акиму области. Затем мы получили тариф, и предприятие заработало, сейчас все поставлено. Меня пригласили обратно на предыдущее место работы, и я ушла, в мой период все должностные инструкции и положения были, — заключила Дина Галиметденова.

В ТОО «ЗапКазРЭК» нам сообщили, что в настоящее время начальник юридического отдела также работает в компании, но в другой должности, а бывший начальник ТБ действительно уволился, как сказали в компании, по семейным обстоятельствам.

Тем временем 5-летнему Аманжолу Орынбекулы 5 декабря установили протезы. С ними он будет ходить около года. После этого ему установят протезы, с помощью которых он сможет двигать руками и пальцами. Их стоимость – 18 миллионов тенге. Спустя несколько лет, когда мальчик вырастет, протезы нужно будет заменить, и снова потребуются миллионы тенге.

Первым об этой трагедии написал блогер из Жангалы Айболат Букенов. После этого бизнесвумен из Алматы Айс Муратова подарила семье мальчика 2-комнатную квартиру в центре Уральска. А аким ЗКО Гали Искалиев подарил ключи от 3-комнатной квартиры. По словам блогера Букенова, мама Аманжола – Асель – считает, что в этой трагедии виноваты все, кто имеет отношение к эксплуатации и контролю над подстанциями в ЗКО, то, что они не проконтролировали, чтобы станция была закрыта от проникновения посторонних.

Талгат УМАРОВ 




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса
Андрей Рублёв

Рублев не отстал от «Реала»! Как русская звезда тенниса покорила Мадрид






ФСБ рассекретило свидетельство адъютанта Гитлера: СССР помог союзникам в битве при Арденнах

Песков: Изъятие активов России станет «солидным гвоздем» в гроб западной экономики

Яд в банках: в популярных марках кофе Росконтроль выявил фальсификаты

Отказ США от российского урана может ударить по ...