Почему увеличился разрыв между «сильными» и «слабыми» студентами
С последствиями пандемии мы будем справляться ещё долго. Одна из социальных отраслей, которая очень изменилась в период самоизоляции, — это образование. 19 апреля ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко в ходе дискуссии "Вызовы и тренды российского высшего образования: как обеспечить успех студентов?" сказал, что разрыв между «сильными» и «слабыми» студентами сильно вырос. Это показала недавно прошедшая зимняя сессия.
Конечно, этого и следовало ожидать. Вспоминая о прошлогодних событиях, наверное, все смогут сказать, что наша система образования оказалась полностью не готова к таким условиям. Если в столичных школах и вузах ещё старались наладить дистанционное обучение, которое в меньшей степени ослабило эффективность, то в регионах дело обстояло совсем по-другому.
Основываясь на личном опыт, приведу пример: с началом «дистанционки» в обыкновенной средней школе небольшого города совершенно не было условий, чтобы проводить занятия в онлайн-режиме, не было системы по проверке знаний. Учителям приходилось лишь высылать задания в мессенджерах на самостоятельное обучение. Только вот насколько это было эффективно? Думаю, все всё понимают. Очень многие школьники пользовались открытыми банками готовых заданий, не прикладывая особых усилий для освоения материала. И винить их не за что, ведь контроль со стороны родителей или школы был мал.
Разрыв между «слабыми» и «сильными» студентами и учениками вырос из-за того, что каждый был вынужден взять ответственность по обучению на себя. Так и получилась прямая зависимость: те студенты и обучающиеся, которые изначально проявляли большую заинтересованность к учёбе, оказались более ответственными, их уровень знаний даже за период пандемии значительно вырос. Показатель тому – увеличение числа учеников онлайн-курсов в 5, 6 и даже 8 раз. Среди студентов особенно популярной стала платформа Coursera, на которой можно бесплатно пройти любые курсы. Также по данным онлайн-университета Skillbox, число пользователей выросло в 4,5 раза. То есть возможность учиться была – другое дело в желании и готовности брать на себя ответственность.
Те же обучающиеся и студенты, которые и до пандемии не проявляли особый интерес к учёбе, с переходом на дистанционный режим вовсе отодвинули обучение на второй план.
Сейчас, оглядываясь на прошлое, можно сказать, что образование в период пандемии стало испытанием для всех: для учителей и преподавателей, которые не могли уже исполнять свои функции в полном объёме, для студентов и учеников, пытающихся приспособиться к новым условиям. Каждый понял, какое место в его жизни занимает учёба. От этого понимания и сложились результаты сессии, о которых и сказал ректор МГПУ.
Как говорится в крылатой фразе из романа «Двенадцать стульев», спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Если пандемия поменяла приоритеты студентов и учащихся, показала им самим уровень их ответственности, то теперь только от их стараний и усилий зависит, сможет ли подняться уровень образования и уже не зависеть от внешних условий.