Губернаторам позволят вырубать заказники?
Похоже, глава Ставрополья Владимир Владимиров окончательно вызвал на бой первого зампреда экологического комитета Госдумы Николая Валуева. Не успел депутат возмутиться желанием губернатора вырубить заповедные леса Кавказских Минеральных Вод, как в нижнюю палату поступил законопроект о наделении губернаторов правом изменять границы региональных ООПТ. Об этом сообщается на портале «Зеленый змий».
Дума Ставропольского края по инициативе господина Владимирова сформулировала поправки в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которым этот закон перестаёт быть действительно федеральным, а местные власти получат право жонглировать заповедными участками, даже не уведомляя Правительство.
Что касается массовой вырубки Кавминвод, то защищать Владимирова от Валуева бросился депутат Госдумы по Ставропольскому округу Михаил Кузьмин, по нелепому стечению обстоятельств господин Кузьмин является зампредом комитета по природным ресурсам нижней палаты.
Дума Ставропольского края обратилась в Государственную думу с инициативой внести в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» нормы о наделении органов власти субъектов РФ полномочиями по изменению границ ООПТ регионального значения.
Сейчас законодательство не содержит четких норм, определяющих основания и процедуру изменения границ региональных ООПТ: эти вопросы регулируются нормативными правовыми актами субъектов РФ. Таким образом, отсутствует единый подход к правовому регулированию указанной процедуры. В соответствии со ставропольским законопроектом, изменение границ государственных природных заказников и памятников природы регионального значения предложено допускать в случаях:
1) Если увеличивается их площадь;
2) Если часть заказника или памятника природы включается в состав ООПТ федерального значения;
3) Если часть такой территории нужно использовать под хозяйственные нужды;
4) Исключение из государственных природных заказников регионального значения участков, на которых расположены природные комплексы и (или) объекты, в отношении которых осуществление мер охраны в соответствии с законодательством РФ возможно без сохранения режима особой охраны;
5) Размещение на части территории государственного природного заказника регионального значения объектов рекреационной инфраструктуры.
Иными словами, в случае принятия поправок местные власти получат неограниченные полномочия по изменению границ ООПТ, в том числе в сторону уменьшения. Это прямо противоречит целям и задачам природоохранного и экологического права, ибо установление границ и режима особой охраны направлено на обеспечение сохранности ООПТ. Преамбула федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» прямо провозглашает: все без исключения ООПТ относятся к объектам общенационального достояния. Таким образом, решения по изменению границ государственных природных заказников и памятников природы регионального значения должны приниматься на федеральном уровне.
Предоставление полномочий губернаторам по изменению границ ООПТ может привести к массовому изыманию заповедных земель во всероссийском масштабе и в конечном итоге — к разрушению системы ООПТ. Лоббирование интересов коммерческих организаций местными органами власти будет невозможно проконтролировать со стороны федерального центра.