Андрия Мандич: Черногория не должна маршировать в одном строю с Албанией и Турцией!
Мы хотим, чтобы ситуация в Черногории разрешилась через организацию референдума, соответствующего правовым нормам. Это единственный путь решения и выхода из кризиса
В начале декабря Североатлантический альянс на Балканах совершил действие, в Москве охарактеризованное не иначе как «экспансия»: приглашение присоединиться к блоку получила Черногория. Радостное принятие приглашения со стороны властей проходило под бурное выражение недовольства со стороны подавляющего большинства населения. Протесты продолжаются и сейчас: у Подгорицы есть около полугода на то, чтобы отказаться от авантюры.
О том, как отреагировали в балканской стране на решение стран-членов НАТО, какие альтернативы предлагает оппозиция, каковы перспективы отношений Черногории и России вследствие судьбоносного события, — в эксклюзивном интервью News Front рассказал председатель одной из крупнейших политических сил страны, партии Новая сербская демократия, Андрия Мандич.
Добрый день, господин Мандич. Первый вопрос касается важного события, я думаю, важного для всего света: Черногория 2 декабря получила приглашение в НАТО. Что Вы об этом думаете, и что, по Вашему мнению, произойдет с государством в случае, если она действительно вступит в альянс?
А.М.: То, есть НАТО направило Черногории приглашение – большая ошибка. Прежде всего потому, что страны-участницы НАТО знают, как практически две трети граждан Черногории противятся членству в военном союзе. Но у нас, к сожалению, марионеточная власть, которую контролируют западные международные центры. Они, по сути, подталкивали нашу власть к тому, чтобы она просила это приглашение в НАТО, а затем каким-то ускоренным образом 28 государств приняли решение и приглашение направили.
Особенно опасно для Черногории то, что решение будет принято Парламентом против воли граждан. В нашем Парламенте большое количество депутатов совершенно не следуют истинным установкам партий, от которых они избраны, и программам, на основе которых получили депутатские мандаты. У нас более 15% Парламента составляют независимые депутаты, то есть, отступники от партий, которые набирали голоса на предыдущих выборах. И, конечно, они, или часть из них, используют возможность путем коррупции проголосовать за предложение власти.
Мы хотим, чтобы ситуация в Черногории разрешилась через организацию референдума, соответствующего правовым нормам. Это единственный путь решения и выхода из кризиса. Разумеется, на этом референдуме необходимо обеспечить высокие стандарты, поскольку черногорские власти известны воровством на выборах, да и референдум о государственно-правовом статусе Черногории в 2006 году был реализован так же, как реализуются выборы.
В Черногории существует определенное количество людей, которые выступают за НАТО, и это меньшинство. И не меньшее количество черногорцев желает, чтобы Черногория вступила в военный союз с Россией, стала членом ОДКБ. Но большинство граждан Черногории, понимая этот водораздел, за то, чтобы Черногория обладала военным нейтралитетом, а большие силы гарантировали ей этот нейтралитет. Для нас, для православного народа, который живет в Черногории, особенно значение имеет то, чтобы военный нейтралитет гарантировала Россия. Ведь Россия целых 300 лет защищала и оберегала Черногорию от Османской Империи. Для нас, для народа, потому и важно, чтобы в вопросе гарантий со стороны больших сил присутствовали и российские гарантии.
Как вы видите будущее российско-черногорских отношений в свете последних событий относительно Вашей страны?
А.М.: Черногория должна выстраивать самые лучшие отношения с Россией, насколько это возможно. Говорю это не только из-за наших исторических связей, но и ради будущего. Черногория является туристической страной, и, прежде всего, самое большое число туристов, которые приезжают в Черногорию, — россияне. Кроме того, они наиболее платежеспособные гости, больше всех тратят на черногорском побережье. Наша экономика напрямую зависит от российских туристов. Также самые крупные инвесторы в Черногории, которые покупают жилье, поддерживают строительство, пытаются и вести в Черногории бизнес – из России. После них – сербы, граждане Сербии.
И вот так должна оценивать ситуацию серьезная, ответственная власть, должна строить особые отношения с Россией. И, конечно, в силу своего географического положения, в регионе должна иметь хорошие, близкие отношения с Сербией. То, что делает черногорская власть под контролем западных международных центров – это исполнение интересов этих центров, а не граждан Черногории. Отсюда и решения, которые абсолютно не к чести нам, гражданам нашей страны.
Здесь я имею в виду и плохое отношение, и предательство со стороны Мила Джукановича во время нападения НАТО на Югославию, разрушения единого государства с Сербией, признание псевдо-государства Косова, введения санкций России, попытки поддержать Косово в ЮНЕСКО, чтобы оно взяло на себя заботу о наших святынях, сербских святынях в Косово. Черногорская власти предпринимала ошибочные и откровенно антисербские и антироссийские действия, но в ответ и из России, и из Сербии, никто не сделал ни единого недружественного жеста в адрес Черногории. Нас всегда поддерживали, помогали, поощряли и видели в нас братскую страну. Сегодня Черногория перешла современный Рубикон, и очевидно, что ей требуется демократическое решение. Считаю, что со сменой власти в Черногории, точнее, с организацией первый законных внеочередных выборов, ситуация изменится, и мы не будем маршировать в одном строю с Албанией и Турцией против России и Сербии.
Вы и Ваша партия выступаете за военный нейтралитет или за сотрудничество с другими силами вместо вступления в НАТО?
А.М.: В нашем политическом объединении представлены партии, которые выступают за наиболее тесное сотрудничество с Россией. Но мы, как реальные политики, считаем, что Черногория должна быть нейтральной, поскольку здесь и мог бы появиться взаимный интерес. Это такая точка соприкосновения для тех, кто за Россию и тех, кто за НАТО.
И важно, чтобы решение было принято демократическим образом, чтобы граждане Черногории свободно высказали свою волю. А я не сомневаюсь, что большинство, минимум две трети из тех, кто придет на тот референдум, будут против членства в НАТО.
В субботу 12 декабря вы организуете протестный митинг в Подгорице против вступления в НАТО. Расскажите, как митинг будет выглядеть, кто кроме вас планирует там участвовать, что вы намерены требовать и от кого?
А.М.: Участвуют все парламентские партии, которые против вступления Черногории в НАТО. Помимо Новой сербской демократии, это Демократическая народная партия, Рабочая партия, партия пенсионеров и инвалидов, Движение за Плевля (город на севере Черногории, — Ред.). Также есть важные некоммерческие организации и движения, которые сопротивляются вступлению Черногории в НАТО. Будут организации ветеранов войн 1991-99 годов, бывшие военнослужащие Югославской народной армии. На митинге выступит бывший председатель правительства, руководивший страной во время атаки НАТО на Югославию.
То есть, это будет широкая акция, на которой мы направим послание, прежде всего, странам-членам НАТО, что Черногория не желает быть частью их союза, и в то же время – правительству Черногории, что нельзя согласиться с обманным втягиванием Черногории в НАТО, что нужно сначала проверит на референдуме волю граждан.