США И Россия: говорили, но не договорились
Безрезультатно закончились американо-российские переговоры в Женеве. Пожалуй, главный итог встречи по гарантиям безопасности можно сформулировать так: ни о чем не договорились, но общение продолжиться. Россия опять давила на то, что невступление Украины и Грузии в НАТО для нее главное условие. США в свою очередь заявили, что не согласны с этим и пригрозили новыми санкциями, в случае вторжения на территорию Украины.
Смотрите сюжет в нашем видео:
Кремль требовал этих переговоров в Женеве несколько месяцев. Все это время Москва делала резкие заявления, направляла список своих условий от НАТО и даже сконцентрировала свои войска к украинской границе. Поговорить с российскими властями США согласились после того, как эксперты всерьез начали говорить о военном вторжении в Украину. Итоги восьми часовой встречи каждая из сторон сформулировала по-своему.
«Мы призываем Соединенные Штаты быть максимально ответственными. Нельзя недооценивать риски, связанные с возможной конфронтацией. Нам нужен прорыв, нужен реальный шаг навстречу России. Этот шаг должен быть именно со стороны НАТО, а не шаг России в сторону НАТО в плане изменения своей позиции по ключевым вопросам», – рассказывает замминистра иностранных дел России Сергей Рябков.
«В данный момент у России есть два пути, по которым может пойти президент Путин. Он может выбрать путь дипломатии. Мы на это надеемся. Однако мы готовимся и к тому, что – и никто не должен этому удивляться – Россия, возможно, будет распространять дезинформацию об обязательствах, которых никто не брал, или пойдет дальше и заявит о чем-то как о предлоге для дальнейшей дестабилизирующей деятельности», – заявил пресс-секретарь Белого Дома Джен Псаки.
Москва настаивает, она обсуждает угрозы своей безопасности со стороны НАТО. Однако по итогу замминистра иностранных дел России Сергей Рябков разочаровано заявил, что добиться прогресса по основному вопросу – гарантиям нерасширения НАТО – на переговорах с США не удалось. И не удастся, открыто говорит глава американской делегации, первый замгоссекретаря Уэнди Шерман. Вашингтон не согласен с ограничениями на прием новых стран в НАТО. А еще по ее словам, что уж точно Белый дом не планирует обсуждать, так это количество своих военных в Европе.
«Я бы не стал недооценивать рычаги США и коллективные рычаги, которые есть у нас. У Соединенных Штатов много рычагов воздействия на Российскую Федерацию и еще больше – когда мы работаем вместе с НАТО, ЕС и другими партнерами, в том числе с Украиной», – заявил пресс-секретарь Госдепартамента США Нед Прайс.
Американские комментаторы, вообще критикуют администрацию Байдена за переговоры с Москвой, характеризуя поведение Кремля как диктат и шантаж. Тем более, что на встречу не позвали союзников по НАТО или Украину. В Госдепе парируют, это всего лишь попытка урезонить российские власти. В частности Шерман сообщила Рябкову: в случае вторжения в Украину, Москва заплатит высокую цену: ключевые финансовые институты ждут страны, ждут жесткие санкции, а также ужесточение экспортного контроля. Вашингтон утверждает, меры будут жёстче, чем в 2014 году.
«Я думаю, что мы очень близки к военной конфронтации, на самом деле, через несколько недель. Мы будем знать, пойдет ли она тем или иным путем», – говорит президент Чикагского совета по глобальным делам, бывший посол США в НАТО Иво Даалдер.
На фоне переговоров Кремля и Белого дома, внешнеполитические советники лидеров стран нормандского формата, Германии и Франции, прибыли в Киев и провели встречу с главой офиса президента Украины Андреем Ермаком. Встретился с ними и руководитель страны Владимир Зеленский. Его позиция проста: «Пришло время предметно договариваться о прекращении военного конфликта». И по его словам он готов к необходимым решениям в ходе нового саммита лидеров четырех стран. О дальнейших шагах, очевидно, можно будет судить после встречи России с НАТО 12 января и заседания постоянного совета ОБСЕ 13 января.
Американская сторона отмечает, что пока Кремль бы мог доказать, что не собирается вторгаться на территорию Украины, вернув свои войска в казармы. Но в ответ Минобороны России лишь сухо заявили: 3 тысяч их военных приступили к боевой подготовке на общевойсковых полигонах в Воронежской, Белгородской, Брянской и Смоленской областях.
Марк Подберезин belsat.eu