Зачем Россия ввела войска в Казахстан?
6 января в ответ на просьбу президента Токаева в Казахстан был введён контингент миротворцев ОДКБ численностью примерно две с половиной тысячи военнослужащих. В нем представлены все страны ОДКБ (Белоруссия, Таджикистан, Киргизия, Армения), но ядром контингента, самой большой его составляющей стали российские спецназовцы и десантники (чуть менее двух тысяч военнослужащих).
Командующими миротворческих сил стали президент РК Токаев и начальник российских ВДВ Андрей Сердюков. Предположительно, контингент направлен сроком на один месяц. Администрация президента РК заверила, что миротворцы будут задействованы лишь в охране гособъектов и не будут участвовать в боевых операциях (если только боевики не нападут на охраняемые объекты). По сообщениям СМИ, российские миротворцы взяли под контроль аэропорт города Алма-Аты (до этого очищенный от мятежников), генконсульство РФ в Алма-Ате и ряд объектов, названия которых пресса не сообщает.
Президент Токаев поблагодарил Владимира Путина и глав других государств – членов ОДКБ. Однако реакция общественности в России неоднозначная. Если оставить в стороне верных запутинцев, которые поддерживают вообще всё, и это тоже поддержали, то оценки получатся следующие.
Представители либерально-западнической российской оппозиции посчитали ввод войск помощью «авторитарному режиму». «Эхо Москвы» распространило декларацию Российского конгресса интеллигенции, подписанную такими известными интеллигентами, как Гозман, Познер, Быков, Вишневский и другими. Там говорится:
«Мы решительно против участия граждан России и силовых структур РФ в подавлении протестов в Казахстане… Мы не хотим, чтобы наши сограждане погибали и убивали ради спасения дискредитировавших себя правителей… Мы желаем народу Казахстана избавления от коррумпированной диктатуры и успеха в строительстве мирного и демократического Казахстана».
Радикальные левые объяснили ввод войск желанием Кремля помочь Токаеву подавить народные протесты. Лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов на своей страничке в «Твиттере» написал:
«Чтобы оправдать ввод войск ОДКБ в Казахстан, теперь вся провластная пропаганда называет протестующих казахов террористами и бандитами. Ну а как иначе, нельзя же признавать, что войска нужны для расправы со своим народом, возмущенным бедностью и бесправием».
К этому мнению присоединились и представители тюркских националистических российских движений: «Милли меджлиса татарского народа», движения «Идель-Урал» и других. Однако они привнесли в понимание ситуации нечто новое, первыми заговорив об интервенции России в Казахстан. В их заявлении в интернете говорится:
«Терпеливый и мудрый казахский народ довели до состояния, когда он вынужден был выйти на протест, движимый стремлением к социальной справедливости. Власть испугалась масштабов всенародного выступления… Токаев готов распрощаться с суверенитетом Республики Казахстан, но не со своим креслом… интервентами с российской пропиской могут стать татары, чеченцы, буряты, удмурты. Нельзя допустить такого позора!»
Русские националисты согласились с тем, что ввод войск есть не что иное как интервенция и цель его состоит не в разгроме террористов, а в подчинении Казахстана и превращении его в российский протекторат. Только они, в отличие от националистов других народов, это горячо приветствуют. Не служивший в армии «ястреб» русского национализма Егор Холмогоров заявил интернет-изданию «Политнавигатор», где он числится экспертом:
«Спасать нынешний режим в Казахстане российскими войсками не надо. Если вводить войска, то только на условиях чёткого протектората».
В интервью телеканалу «Царьград» Холмогоров сравнил российских военных в Казахстане с «вежливыми людьми», очевидно, намекая на присоединение Крыма (в качестве Крыма должен выступить, понятно, Северный Казахстан). Впрочем, Холмогоров говорил об этом и вполне открыто в ходе «крымской весны». Мечта русских националистов – «русское национальное государство», включающее в себя Россию, восточную Украину, Белоруссию (на правах губерний) и Северный Казахстан (или, как они выражаются, «Южный Урал»).
Любопытно, что рупором русского национализма и самого оголтелого империализма стала «Комсомольская правда», одно из крупнейших общероссийских изданий. Ее ведущий журналист Сергей Мардан заявляет:
«»Россия вводит свои войска в Казахстан» – в принципе этой формулировки было бы вполне достаточно. Без всех фальшивых приставок – «миротворческая операция», «остановить на дальних рубежах» и особенно – «международные террористы». Россия отправляет войска в Казахстан, потому что это крупнейшее в Евразии месторождение урана. Потому что это Байконур и Сары-Шаган. Потому что это Транскаспийский газопровод. … Россия вводит войска в Казахстан, потому что может».
То есть, согласно журналисту Мардану, российское руководство желает не помочь соседям, а наоборот, «под шумок» захватить их ресурсы, полезные ископаемые, техносферу. А все разговоры о международном терроризме – это так, для «дурачков» из соседней республики. Клевещет ли Мардан на российских руководителей или выбалтывает их тайные намерения? Пусть люди решают сами. Что по мне, так с такими «друзьями» русскому народу и врагов не надо. Можно себе представить, какую реакцию заявления подобных «экспертов» вызывают по ту сторону казахской границы? С какими чувствами казахи будут глядеть на российских военных, прочитав «Комсомолку» или посмотрев «Царьград»?
Итак, подведем промежуточные итоги. Существует три версии, объясняющие ввод войск ОДКБ в Казахстан. Первая – официальная: войска введены для помощи соседней республике в борьбе с бандами иностранных террористов. Её разделяют все лоялисты в России. Вторая – точка зрения внесистемных либералов-западников и радикальных левых. Суть её в том, что в Казахстане произошла народная революция, и «российская автократия» и даже «клуб автократов» помогают казахстанскому режиму подавить народный протест.
Разница лишь в том, что либералы считают, что целью революции является установление демократии западного образца (хотя если взглянуть на лица протестующих, простых казахских парней с юга, часто не знающих даже русский язык, становится ясной нелепость такого предположения), а левые видят её цель в установлении социального государства (что ближе к истине, хотя массы протестующих, конечно, не описывают свои чаяния в таких терминах).
Третья точка зрения принадлежит националистам – и русским, и тюркским. Все они трактуют ввод войск как начало оккупации соседней республики и превращение Казахстана в российский протекторат. Только условный Сергей Мардан эту гипотетическую оккупацию приветствует, а условная Фаузия Байрамова осуждает.
Между сторонниками разных версий разразилась настоящая война, и никто в пылу полемики не пытается поставить ряд резонных вопросов. Вопрос первый: если войска посланы для борьбы с бандами террористов, почему они не участвуют в боевых действиях? И командование контингента, и казахские чиновники неоднократно заявляли, что военные ОДКБ лишь охраняют гособъекты, и журналисты, находящиеся в Казахстане, подтверждают это. К тому же, по заявлению Токаева, только на Алма-Ату напали двадцать тысяч вооруженных террористов. Что с ними могут сделать две с половиной тысячи человек, пусть и профессиональных военных? Укажем, кстати, что сторонники этой версии считают, что надежда у Токаева только на военных ОДКБ, так как казахские полицейские и военные могут перейти на сторону мятежников.
Вопрос второй, вытекающий из первого: если только вооружённых мятежников двадцать тысяч, то невооружённая массовка может составлять и сотни тысяч, а то и несколько миллионов (всего в Казахстане живёт восемнадцать миллионов человек). Армия и полиция ненадёжны, коль скоро Токаев пригласил иностранцев. И как контингент из двух с половиной тысяч военных, вооруженных в основном лёгким стрелковым оружием, сможет справиться с миллионами протестующих?
И, наконец, вопрос третий. Площадь Казахстана около двух миллионов семисот тысяч квадратных километров. Для оккупации такой огромной территории требуется несколько армий, а не корпус, повторяю, из двух с половиной тысяч человек (я уж не говорю о снабжении этих армий, то есть о дополнительных военных инфраструктурах). Причём если казахам станет ясно, что «международная помощь» постепенно перерастает в оккупацию, то, очевидно, как минимум часть казахской армии, если не вся она, выступит против.
А армия Казахстана – одна из самых мощных в Центральной Азии. Ее численность – семьдесят тысяч солдат и офицеров, на вооружении – более трёхсот танков, около тысячи БМП и БТР, более двухсот бронемашин, триста единиц артиллерии, ракеты «Град», дивизион тактических ракет «Точка У», боевые самолеты. Добавьте сюда около ста пятидесяти тысяч работников МВД и разных силовиков, большинство из которых вооружены пистолетами и автоматами. Конечно, это несравнимо с российской армией, но, извините, сейчас на территории РК меньше двух тысяч российских десантников с автоматами.
Этими силами «великий военный аналитик» из подмосковного Обнинска собирается осуществлять «российский протекторат»? А если нет, то хочется спросить: где на границе России и Казахстана российские дивизии, танки, самолеты, короче, скопление войск, которое позволило бы строить предположения об «оккупации»? И тот же вопрос к татарским братьям руснационалистов по идеологии вроде госпожи Байрамовой.
Так в чем же смысл ввода войск ОДКБ в РК? Давайте обратим внимание на то, как вяло и осторожно реагируют на операцию ОДКБ западные СМИ и официальные лица, и почитаем, как это объясняет иностранная пресса. Представитель ЕС по вопросам внешней и политики безопасности Жозеф Боррель заявил, что развитие событий «требует внимания» и что Европейский союз «надеется, что присутствие этих военных не будет подрывать независимость страны». Сославшись на Договор о коллективной безопасности, еврочиновник констатировал: «Поскольку сейчас речь идет о выполнении соглашения между независимыми государствами, нам нечего сказать». Вы представляете: Евросоюзу, который постоянно на пустом месте подозревает Россию в подготовке нападения на Украину, «нечего сказать» по поводу ввода почти двух тысяч российских военнослужащих в Казахстан!
Не менее интригует реакция США. Госдеп Соединённых Штатов заявил:
«Что касается развертывания сил ОДКБ, мы предоставим в первую очередь ответить на эти вопросы правительству Казахстана».
А правительство Казахстана, как вы знаете, утверждает, что идет спецоперация против международных террористов. Вскоре американские чиновники заверили, что «события в стране (Казахстане – Р. В.) никак не влияют на планы переговоров Вашингтона с Москвой».
Всё это звучит настолько шокирующе, что больше удивить может только то, что об этом упорно молчат все телеканалы и официальные СМИ в России. А вот у иностранных журналистов есть объяснение столь сдержанной реакции Запада. Американский телеканал CNBC разъясняет, почему американцы готовы приветствовать российских миротворцев в Казахстане:
«В теории американские компании могут быть самыми пострадавшими… В 2019 году американские нефтедобытчики качали и перерабатывали в Казахстане приблизительно тридцать процентов нефти, по сравнению с китайскими семнадцатью процентами и тремя процентами российского «Лукойла»… В стране работают крупнейшие международные компании, включая Chevron, ExxonMobil и Shell, причем Chevron является крупнейшим частным производителем нефти в Казахстане».
Добавим к этому, что 30% только у компаний США, а вообще у иностранного бизнеса 75% нефтегазового сектора Казахстана!
Как видите, всё по Карлу Марксу: хотите понять буржуазную политику, ищите экономические интересы! Помните, я писал в начале, что Минобороны России не обнародовало полный список объектов, которые будут охранять «миротворцы»? А что если в этот список входят американские, британские и прочие компании, которые были подарены западным бизнесменам руководством Казахстана, разумеется, «за умеренное вознаграждение»? И теперь на Западе боятся, что озверевшие от холода и голода простые казахи могут, миль пардон, подпортить физиономии западным сахибам, работающим инженерами и менеджерами на нефтегазовых компаниях в Казахстане, а то и ещё хуже – вывести из строя оборудование, трубопроводы?
Поэтому из Вашингтона в Москву полетела по телефонной связи просьба, чтоб покой западных граждан в РК постерегли суровые российские военные. А в Москве, конечно, согласились, потому что отношения с Западом после Крыма надо-то налаживать. Да и своя выгода имеется: российский бизнес за годы правления Назарбаева вложил в Казахстан более сорока миллиардов долларов. В стране действует семь тысяч совместных с Россией предприятий. Причем интересы российского бизнеса тесно увязаны с интересами западных и китайских компаний: «На месторождении Кумколь в 200 км от Кызылорды российская компания работает совместно с китайской CNPC. На месторождениях «Тенгизском» … и «Королевском» в Атырауской области … с 1997 года совместно с Chevron, ExxonMobil и «КазМунайГазом» («Новые известия» 7.01.22).
Все это очень и очень похоже на правду. Меня только не устает удивлять та ловкость, с которой пропагандистский отдел АП умеет выдать сугубо коммерческую спецоперацию за очередное «поднятие с колен» и «демонстрацию имперской мощи». Впрочем, с такими «глубокими аналитиками» можно ещё не то населению внушить. И получить очередной рост рейтинга.
Точка зрения, изложенная в данной статье, является дискуссионной и может не разделяться редакцией. Приглашаем к обсуждению в комментариях.