Устав. ком продолжает серию публикаций об ужасах, которые творятся на рынке похоронного бизнеса в Екатеринбурге. Некогда почтенное занятие в оказании помощи родственникам по обеспечению достойного прощания с усопшими давно превратилось в откровенно криминальный бизнес, который возглавили люди с аналогичным прошлым, а некоторые, как показывают последние события, и дальнейшим будущим. Но всерьез за них взялись только сейчас.
Рука руку моет, или продолжение истории предпринимателя Дмитрия Малышева
Как уже сообщал Устав. ком, 8 сентября в офисах, жилых помешениях и офисах партнерских организаций похоронного короля Екатеринбурга Анатолия Глухова прошли обыски с участием ОМОНа. Результаты выемок документов из офисных помещений стали, по предположениям экспертов, предметом торга, итогом которого станет либо продолжение расследования совершенных преступлений, либо «похороны» добытых данных.
В любом случае возникает резонный вопрос - как в Екатеринбурге сложилась порочная система на кладбищах? В связи с этим стоит отследить хронику хотя бы не таких давних событий. До 2012 года все кладбища находились в руках ЕМУП «КСО» (комбинат специализированного обслуживания).
После решения арбитражного суда по поводу монополизации рынка МУПами в 2011 году свердловское УФАС решило, что коммерческая компания ( по сути) , поскольку муниципальная организация взимает плату за свои услуги, не может наделяться функциями органов местного самоуправления по выдаче места, а кладбища не могут находиться в ведении коммерческой ( по сути) организации.
В результате было создано бюджетное МКУ «Служба городских кладбищ». Но положения дел это не изменило. МКУ «Служба городских кладбищ» делегировало почти все полномочия обратно ЕМУП «КСО». Требования судов передать имущество в администрацию города выполнены не были. Как не были удовлетворены и многочисленные жалобы в правоохранительные органы со стороны героя нашей предыдущей публикации предпринимателя Дмитрия Малышева, который решил вести бизнес в этой сфере только законным путем.
По мнению ряда представителей этого бизнеса «сегодня практически всеми могилками и оградами в городе управляет кладбищенский спрут, щупальца которого тянутся из захваченных злоумышленниками «муниципальных» предприятий и частных бизнесов, принадлежащих «наследникам» скандальной «уралмашевской» группировки».
Тэзис, учитывая прошлое одиозных уралмашевских структур, резонный, но есть одно но. Оно формулируется как «человеческий фактор». Фактор этот состоит из двух составляющих: позиция пугающего, и позиция пугаемого. Суть проста. По рассказам опытных оперативников, которые активно работали в конце 90-х и даже начале 2000-х г.г. группа лиц оболжила поборами небольшую сеть магазинов в одном из районов крупного областного центра.
Владельцу объясняли, что «мы представляем (условно говоря) «Косого», который, если что «порвет, порежет и уничтожит до седьмого колена» всю семью хозяина сети магазинов.
Запуганный хозяин безропотно выкладывал рэкетирам обозначенную мзду, но когда их задержали (случайно) выяснилось, что это обычные подростки из трудных семей, которые таким образом добывали себе средства на «хавку и выпивку». То есть элементарный и наглый равод, который даже «по понятиям» не уважаем.
И в данном случае, скорее всего речь идет именно об этом. Группа, людей, активно ищущих легкий заработок, нагло и беззастенчиво начала рэкетировать убитых горем людей, а впоследствии построила на этом прибыльный бизнес, ссылаясь при этом на некие «связи».
«Решальщик» в законе Анатолий Глухов
Именно поэтому представители рынка ритуальных услуг в частных разговорах намекают на взаимосвязь полиции, администрации Екатеринбурга и «похоронного хозяина» города – Анатолия Глухова. В начале 2000-х годов его подозревали в участии в известной банде «уралмашевского спецназа» под руководством находящегося ныне в бегах Сергея Курдюмова. Члены группировки выполняли задания лидеров ОПС «Уралмаш» по уничтожению конкурентов. Большинство из участников уже вышли из колоний, сам же Глухов был оправдан и занялся игорным и похоронным бизнесом. За последнее десятилетие Глухову удалось подмять под себя практически весь кладбищенский бизнес в Екатеринбурге. По мнению ряда представителей рынка ритуальных услуг, он «заведует» не только коммерческими компаниями, но и негласно «решает» кадровые вопросы в муниципальных предприятиях. Так, якобы именно Глухов «визирует» документы о назначении на руководящие посты в МКУ «Служба городских кладбищ» (директор – Александр Котельников, он же ранее возглавлял ЕМУП «Комбинат специализированного обслуживания» и покинул должность после обвинения в коммерческом подкупе, сопряженного с вымогательством) и ЕМУП «КСО» (руководитель – Дмитрий Мальц, бывший сотрудник правоохранительных органов). Без согласия Глухова не утверждаются и кандидатуры на должности смотрителей погостов, заявляют в среде похоронщиков. Об изнанке бизнеса Анатолия Глухова и его покровителей нашему изданию решились рассказать двое действующих сотрудников ритуального агентства, столкнувшихся с «могильным» беспределом на екатеринбургских кладбищах, который стал нормой поведения на территории погостов. Опасаясь расправы, собеседники попросили не упоминать их настоящих имен, поэтому назовем их Николаем и Андреем. В подведомственность Службы городских кладбищ входят 22 погоста, но наиболее привлекательными «активами» считаются Лесное кладбище (расположено за поселком Мичуринским, является одним из наиболее крупных), Широкореченское (по колоритности не уступает Ваганьковскому в Москве), Северное (здесь похоронена уралмашевская «братва» включая Александра Хабарова, Гришу Цыганова, Иванникова, Круга и пр.), Западное (микрорайон Семь ключей), Восточное (на Шефской), Сибирское (на одноименном тракте) и Ивановское (на Репина).
Фаворит «похоронных» чиновников, или «фотография» бизнеса на гробах
По словам Николая, структуры Анатолия Глухова, как правило, сидят в одном здании с администрацией некрополей либо тесно с ней взаимосвязаны неформальными договоренностями. Это стало возможно благодаря «союзу» гробовщиков с некоторыми чиновниками в мэрии Екатеринбурга, которая формально и заведует муниципальными предприятиями. Такой «роман» между похоронщиками и чиновниками привел не только к выдавливанию конкурентов, но и к получению беспрецедентных преимуществ перед другими участниками рынка. Так, если родственники усопшего приедут на кладбище и обратятся с просьбой выкопать могилу или заказать памятник, им так или иначе придется иметь дело со структурами «серого кардинала», а «бабки» там крутятся бешеные».
Интересно, что Анатолий Глухов особо и не скрывает своей «любви» к похоронному бизнесу. Он числится учредителем нескольких компаний, завязанных на ритуальных услугах и не только. Одна из самых крупных компаний – ООО «ОМЕГА-К» (чистая прибыль за 2014 год более 8 миллионов рублей – и это не учитывая «черный» нал). Предприятие специализируется на торговле ритуальными товарами и организацией похорон. «ОМЕГА-К» фактически монополизировала рынок по изготовлению и установке памятников в Екатеринбурге. Также Глухов является владельцем компаний ООО «РИФ» (заведует похоронами в Первоуральске), «Инсервис», ООО «Грани», «Грани-плюс», «Апельсин-С», ООО «КСО» («Комбинат спецобслуживания»), «Торнадо» (специализируется на одном из самых теневых видах коммерции – автостоянках). Отдельное направление в бизнес-империи теневого хозяина уральских кладбищ составляют ООО «Кронос» (компания занимается резкой, обработка и отделкой камня) и «Уральский Технико-Механический Центр» (разработка каменных карьеров) – собственно весь цикл от производства надгробий до их установки. – «Бабки» там крутятся бешеные. Смотрители, приставленные от «Службы городских кладбищ» – номиналы. Добрые дяди на «Лексусах» по 200 тысяч рублей в месяц им платят, чтобы они не совали нос в чужие дела, и все, творят, что хотят. Транспортировка покойников, процедура погребения, изготовление памятников – все это статьи стабильного дохода, о которых конкуренты могут только мечтать. Глухов же воплотил «мечту» каждого ритуальщика.
Это далеко не полная картина, которая открывается при изучении подробностей похоронного бизнеса Анатолия Глухова. Впереди еще информация о схемах ухода от налогов, и много другого интересного, на чем можно зарабатывать людям с нечистой совестью за счет потерявших чувство реальности от потери близких людей, бесхозяйственных чиновников, и благодаря собственной наглости, которую легко выдать за предприимчивость.