Никаких няш-мяш
В Госдуму России из аннексированного Крыма попадают восемь депутатов. После их переезда в Москву в органах крымской фактической власти освобождаются должности, которые они занимали. Вакантными становятся посты двух вице-премьеров и вице-спикеров, двух депутатов местного парламента и российского прокурора в Крыму. Корреспондент Крым.Реалии выяснил, кому могут достаться эти должности.
По официальным данным, в Крыму на прошедших выборах в Госдуму пятипроцентный барьер преодолели «Единая Россия», ЛДПР и КПРФ. В итоге от крымской региональной группы по списку «единороссов» проходят 3 депутата, от ЛДПР — 1, а крымскому отделению КПРФ не хватило голосов, чтобы отправить в Думу своего представителя. Во всех четырех одномандатных округах, созданных на полуострове, также победу одержали кандидаты от «Единой России».
«Жадность фраера погубит»
В первую тройку в крымской группе списка «единороссов» входят глава Крыма, назначенный Россией, Сергей Аксенов, его первый заместитель Михаил Шеремет и еще один его зам — Руслан Бальбек. Однако после объявления результатов крымский премьер заявил, что отказывается от депутатского мандата. Таким образом он освободил кресло в Госдуме для российского прокурора в Крыму Натальи Поклонской.
Если не произойдет никаких неожиданностей, то после утверждения нового состава Госдумы в крымском правительстве освободятся должности двух вице-премьеров. Одна из них — это пост первого вице-премьера, которую с 2014 года занимал Михаил Шеремет — правая рука Аксенова, с которым они вместе учились в симферопольском военном училище. Второй вице-премьер, который уходит в Госдуму — это Руслан Бальбек — молодой крымский татарин, который в правительстве Аксенова выполнял роль главного оппонента Меджлиса.
Глава крымского отделения партии «Коммунисты России» Леонид Грач считает, что возможны два сценария в судьбе двух освободившихся кресел вице-премьера. По первому из них, Москва отправит в отставку в том числе и самого Аксенова и полностью перезапустит исполнительную власть в Крыму. По второму — нынешнему главе Крыма поставят двух «завозных» замов из России, чтобы усилить за ним контроль.
«Речь идет о том, что определится не Аксенов, а определится Москва по поводу того, что делать с Аксеновым. Если бы у него чуть-чуть умишка было, и он не поступал так, что жадность фраера погубит. Уже хватит, уже награбила эта компашка за пару лет. Смылся бы в депутаты, тогда это был бы другой вопрос. Но если он останется, это значит через полгода пойдет через этапы. В данном случае этапы через Сибирь и так далее», — сказал Грач.
Крымский политолог Максим Самохин придерживается иного мнения, и считает, что Аксенову позволят самому выбрать замов и не будут присылать их из России. По мнению эксперта, это связано с тем, что российские чиновники сами не горят желанием переводиться на работу в Крым. Самохин считает, что финансовые потоки, поступающие в Крым, уже распределены, и у Москвы нет необходимости ставить своих людей, чтобы их контролировать.
«А что там российским чиновникам контролировать? Во всем вроде бы разобрались, даже сняли полпреда (полномочного представителя президента России Олега Белавенцева — прим. ред.). Я так понимаю, что все основные финансы и госконтракты, которые можно было раздать, уже раздали. Сначала Бавыкина уехала, когда стало понятно, что контролировать нечего, теперь сняли полпреда. Что дальше? Два года еще, и в общем-то основной поток денег прекратится, а контакты уже распланированы», — считает политолог.
Преемник Поклонской
Кадровые перестановки ожидают и крымский парламент, подконтрольный России. Из него работать в Думу уходят четыре депутата. Из них трое являются членами фракции «Единая Россия»: это вице-спикеры Константин Бахарев и Андрей Козенко и депутат Светлана Савченко. Вместо них, по логике вещей, депутатами автоматически должны стать те, кто находится в списке кандидатов «Единой России».
После того, как Бахарев, Козенко и Савченко официально уволятся из Госсовета, их места должны занять те, кто шел в списке «единороссов» под номерами 51-53. Первая претендентка на депутатский мандат — Екатерина Субботовская — молодой член Общественной палаты Крыма.
Следом за ней в списке «Единой России» идет Николай Колесниченко — бывший вице-премьер АРК и депутат-регионал Верховной Рады Крыма прошлого созыва. Следующим претендентом на попадание в крымский парламент является Владимир Кайданский — симферопольский преподаватель, возглавляющий организацию «Студенческие отряды Крыма».
Из фракции ЛДПР в Госдуму уходит ее руководитель Павел Шперов. До 2014 года об этом крымском бизнесмене было мало что известно. Но за последние два с половиной года он сделал стремительную карьеру: вначале подвинул на посту главы крымской организации ЛДПР ветерана крымской политики Сергея Шувайникова, а теперь еще и стал депутатом федерального уровня. Мандат депутата крымского парламента от него должен перейти следующему в списке ЛДПР, которым является директор предприятия «Свитязь» Светлана Шабельникова.
Интригой пока является то, кто займет освободившиеся должности двух вице-спикеров. Их должны выбрать из нынешнего депутатского корпуса. Пресс-служба крымского парламента, подконтрольного России, заявляет, что по этому поводу уже начаты консультации и конкретные фамилии будут вынесены на голосование уже в октябре.
Самой громкой отставкой в Крыму, пожалуй, станет уход с поста прокурора Натальи Поклонской — символа «Крымской весны» и чиновничьего предательства. Крымский политолог Евгения Горюнова считает, что наилучшие шансы стать ее преемником имеет нынешний первый зампрокурора Андрей Фомин, которого в 2014 году перебросили на полуостров из Ярославской области.
«Фомин был назначен а 2014 году и постепенно входил в курс дела, в то время, как Поклонская играла роль «прокурора» для публики и СМИ. Теперь, когда любительницу Николая Второго решили отправить в Москву, Фомина назначили и.о., а после повысят в должности. Тем более, что претензий к нему не было, ни по официальным данным, ни из неофициальных источников», — отметила Горюнова.
Политик Леонид Грач также склоняется к тому, что Поклонскую сменит Фомин. Но, по его мнению, может случиться и так, что кого-нибудь другого из руководства российской прокуратуры решат поощрить и отправить руководить надзорным ведомством в Крым.