Главные новости Новороссийска
Новороссийск
Август
2021

Круче, чем в приключенческих книжках: Как ходили в походы советские школьники

Гора Тхаб и монастырская дева

– В нашей школе был туристический кружок, – рассказал Андрей Петрович, выпускник 1977 года краснодарской школы №12. – Его организовала учитель физики Валентина Колтеева, сама до этого ходившая с турклубом при Доме ученых, приобщала и нас. В наш первый поход мы отправились по 817-му маршруту, с выходом в пос. Возрождения, это между Архипкой и Геленджиком. Шли через Пшадский перевал, скалы Монастыри, поднимались на гору Тхаб высотой 905 метров – с вершины был обалденный вид на Геленджик.

Дело было в ноябре, на осенних каникулах. И хотя мы были ребята спортивные, футболисты, но огромные тяжелые рюкзаки –
со спальными мешками, одеялами, целлофановыми накидками, продуктами – показались просто неподъемными. Все время моросил дождь, все было мокрым. Мы просто тупо шли, уткнувшись глазами в землю. А вот вечерами было весело: у меня была гитара, пели песни Визбора, «Лыжи у печки стоят», рассказывали страшные истории: о погибшем монастырском мальчике, призрак которого является, или про белую деву. Они походили на страшилки в палатах пионерских лагерей после отбоя, но с горной тематикой.

«Здесь вам не равнина – здесь климат иной»

Желание странствовать этот поход у нас не отбил, и летом мы впервые отправились в горную «единичку» – поход 1-й категории сложности по Приэльбрусью, из Кабардино-Балкарии в Сванетию. – продолжает Андрей Петрович. – По правилам надо было пройти четыре категорийных перевала, каждый высотой 3,5 километра, вокруг Эльбруса. Готовились серьезно: шли с ледорубами, в горной обуви и штормовках, брали специальные очки от солнца, как у сварщиков (боялись ослепнуть), маски, чтобы лицо не сгорело. Рюкзаки весили килограммов 25-30. Путь начали от Баксана, что недалеко от Нальчика, а продолжили по перевалам Кой-Авган, Донгуз-Орун, Басса. На них когда-то шли бои с фашистами, и нам показывали обелиски со звездами, стоящие на вершинах. У Визбора есть песня «Кости на Бассе, могилы под Ужбой, вспомни, товарищ, вспомни, дорогой». На Бассе мы как раз были, а Ужба – это гора такая сложная. Нам рассказывали, что на каких-то ледниках можно увидеть вмерзшие в лед трупы – и немцев, и наших, но это, думаю, сказки, я не видел.

Первым нашим перевалом был Кой-Авган. Мы шли, прорубая ступени в глубоком снегу, по очереди прокладывая путь группе, которая шла по следам. Каждый проходит метров 30-40 – и уступает дорогу следующему. И вот когда перевал уже показался, началась метель, ничего не было видно. Но мы все-таки поднялись, поставили, как положено, отметку о том, что мы здесь были, но продолжать путь уже не могли. Сели в кружок, накрылись пленкой – сил не было даже разговаривать. Я тогда подумал: вот так в горах и замерзают… Хорошо, наш инструктор (молодой парень, лет двадцати, но нам он казался снежным барсом) и наша физичка в один голос произнесли: надо срочно вниз. Мы не представляли, как можно вылезти из-под пленки, но инструктор настоял. И тогда мы, не разбирая дороги, спустились вниз за какие-то 15 минут – метров триста по вертикали – и вдруг видим, что там и солнце светит, и вообще другая жизнь.

И в этот момент ощутили: какое счастье ходить в горы, потому что ты спускаешься с них! Добрались до привала – а там нормальный обед, сваренный на дровах, не на примусе. Но настолько были уставшие, что могли только чуть-чуть перекусить, а затем в палатку – и спать. Вставали рано, до восхода солнца, в три – полтретьего, чтобы собраться и по летним сумеркам идти, пока снег еще не подтаял. В конце пути спустились к сванам, и тут тоже было несколько незабываемых моментов. Один – когда нас подвозили по опасной горной дороге на лесовозе без бортов. В Сванетии еще увидел, как стремительная горная речка несла молодую лошадь, возможно, жеребенка, а местные говорили: «Все, пропал». Заходить в такие реки было страшно, особенно в сезон таяния. На берегу вкопанная бочка, и минеральные источники текли прямо в нее.

Мы сварили суп на такой воде, даже не посолив. А когда добирались до Сухуми, пришлось ехать на бортовом грузовике, в котором, кроме нас, было штук пять свиней, несколько барашков. Нас швыряло вместе с ними – потом пришлось долго мыться и очищать рюкзаки. Понятно, что после этого похода мы чувствовали себя настоящими горными барсами. На самом деле для нас, пацанов, это был большой урок взаимовыручки, осознание того, что надо заботиться о каждом, кто рядом, помогать, если что, даже если не просят.

Потом два человека из нашей группы даже ездили на Памир –
в категорийные походы. А я в горы уже не ходил, разве что по Пшадскому перевалу и в Криницу, на море. Таких туристов тогда называли «матрасники».

Как в лесу не заблудиться

В 6-м классе у нас вел географию удивительный человек – Иван Ефимович Пискунов. Класс был огромный, человек 45, хулиганистый, да и возраст самый неуправляемый. Вложить в буйны головы детей железнодорожников науку о природно-территориальных комплексах было сложно, уследить за каждым – еще сложнее, поэтому Иван Ефимович обучал нас главному: как не заблудиться в лесу. «Как ты будешь находить дорогу?» – спрашивал учитель, вызвав разгильдяя к доске. «По компасу», – это мог ответить любой двоечник. «Правильно, – соглашался Иван Ефимович, – а если нет компаса, как определишь, куда идти?» И тут надо было сказать волшебную фразу (единственную, пожалуй, из школьной программы, которую я не забуду до конца дней): «Если стать лицом к северу, то слева от тебя будет запад, справа – восток, сзади – юг». Мы повторяли эту мантру из урока в урок.

Подготовив к ориентировке на местности, Иван Ефимович повел нас в поход. Отправились в Крым, предстоял переход от Севастополя до Ялты.

Собирали устриц, встречались с командующим

Дело было в августе, каникулы клонились к закату. Родители раскошелились, почти двухнедельное путешествие обошлось в 35-40 рублей с каждого. И вот группа из десяти девчонок, пяти ребят и двух «классручек» двинулась в путь. До Севастополя ехали в общем вагоне: с жесткими полками и без мест – кто где примостится. Я залезла на третью: там было душно, зато места полно. Наверх же сгрудили рюкзаки, палатки и байковые одеяла, тоже выданные в школе. Их надо было свернуть, продернуть пояс – сделать солдатскую скатку, которую каждый нес, повесив через плечо, вместе с рюкзаком. В сумерки вагоны с лязгом грузят на паром. Уже ночью, любуясь изрезанной бухтой с множеством огней, подъезжаем к Севастополю.

Наш поход имел военно-патриотический характер, как без этого, поэтому, кроме непременных Сапун-горы, панорамы и диарамы, мы побывали в штабе ВВС Черноморского флота. Дело в том, что командующим тогда был выпускник, гордость нашей школы Герой Советского Союза Александр Мироненко. С военной выправкой, в кремовом кителе, командующий слегка растерялся, увидев входящую ораву, но Ивану Ефимовичу никто не мог отказать: раз запланирована встреча с выпускником и общее фото, она состоится. Сильное впечатление на меня произвел огромный глобус в кабинете командующего.

Дня три купались на городском пляже, почти не вылезая из теплой воды (я научилась прыгать «солдатиком»). А потом двинулись в путь: шли по лесным тропинкам, лесопаркам, иногда по обочинам пыльных дорог. На ночевку останавливались на площадках для палаток – наш учитель все эти места знал как свои пять пальцев. К вечеру, плавая в море между огромных, заросших водорослями камней, мальчишки наловили устриц и запекли на костре, кинув добычу на лист железа. Вкус свежайших устриц оказался необыкновенным, но особо поразил жемчуг, попавший мне на зуб в одной из них. Совсем не то, что гречка с тушенкой, хотя и ее уплетали за обе щеки.

Казалось, мы переживаем в Крыму то, о чем запоем читали в приключенческих книжках.

Детское воображение пора-зили вдруг выросшие средневековые стены. Шли-шли – и вдруг пред нами зубцы сказочного замка, и мы проходим меж высоких стен Шуваловского проезда Воронцовского дворца. Мы побывали там везде, даже на втором этаже, который потом закрыли, даже в восточной части, реставрация которой, похоже, будет длиться вечно. А на Поляне Сказок нам удалось увидеть деревянные скульптуры героев пушкинских сказок, созданные ее основателем Павлом Безруковым, еще до того, как по чьей-то злой прихоти в 1970 году они были уничтожены. И как вишенка на торте нашего путешествия – назад, от Ялты до Новороссийска, мы отправились на дизель-электроходе «Россия», лучшем круизном судне страны, вполне тогда доступном, демократичном. И пусть спать пришлось на палубе (деревянные доски, на которые растянули палатки, никого из нас не смущали), зато мы могли гулять по всем салонам, заглядывать в бары, даже для интуристов (просто позырить!), а еще мы встретили молодых и веселых артистов Вячеслава Тихонова и Василия Ланового и даже пообщались. Иван Ефимович и их смог убедить провести с детьми творческую встречу.

Кстати, за этот поход нам дали значок «Юный турист СССР».

Сообщение Круче, чем в приключенческих книжках: Как ходили в походы советские школьники появились сначала на Краснодарские известия.

Частные объявления сегодня

Подведены итоги конкурса «Мы верим твердо в героев спорта»

Стоит ли отдавать ребенка в частную школу?

Фестиваль «Чистопрудный Fest» покажет исторические районы Москвы с необычной стороны

Азербайджанца-русофоба Амида Юсубова, призывавшего ненависти к русским, приговорили к 3,5 годам заключения

Почему туристов в Сочи называют странным словом  «бздых»

Чемпионы Дона по киокусинкай провели турнир в Marins Park Hotel Ростов

Every time we go on holiday my husband ogles other women on the beach

Grisly suicide-pod tale blows up lies of ‘dignity’ in assisted suicide

My mother and I were still estranged when she died in 2019. I went to a medium to connect with her and it brought me closure.

Inexperienced Secret service agent called tech support hotline for help piloting drone ahead of Trump rally shooting: bombshell report

"Пейзажи Карелии"

Колымская красненькая...

ДИКИЕ ЯГОДКИ РАЗДОРА

Портативный ТСД корпоративного класса Saotron RT-T70

New California law inspired by Ubisoft and Sony requires retailers to warn consumers that the digital games they buy can be taken away at any time

Elgato Game Capture Neo review

Мафия-НН: Густой аромат армянского кофе наполнил воздух старательно украшенной гостиной.

Ранняя версия Mini Empire: Hero Never Cry с русским языком доступна в Google Play

Краснодар - Зенит: смотреть онлайн, прямая трансляция 28 сентября 2024

Скульптор из Краснодара победила во Всероссийском конкурсе «Мы верим твердо в героев спорта»

Жительницы Москвы, Краснодара и Санкт-Петербурга больше всех тратят на сумки

Кордоба раскрыл, как «Краснодару» удалось победить «Зениту»: «Мы знали, какой будет матч»

Что нового произошло в Краснодаре за последние пару лет?

Новороссийские спелеологи открыли на Кубани неизвестную пещеру

Цена «квадрата» «первички» на Кубани за год выросла на 24%

Самые гибельные участки воронежских дорог назвали в Госавтоинспекции

Транснефть довольна решением суда отклонить иск Порта Петровск

Взрыв газа произошел в пятиэтажке в Омске

Что нового произошло в Краснодаре за последние пару лет?

Русла четырёх рек планируют расчистить на Ставрополье в ближайшие годы

Пегула выбила Кудерметову с турнира WTA в Пекине

Пекин (ATP). 2-й круг. Котов сыграет с Коболли, Сафиуллин – с Синнером, Медведев – с Маннарино

Томми Пол уступил Томашу Махачу во втором круге турнира ATP-500 в Токио

Даниил Медведев обыграл Гаэля Монфиса и вышел во 2-й круг турнира ATP-500 в Пекине

"Сокол" на выезде обыграл "Орёл" в Кубке России по футболу

Первый этап краевых соревнований по самбо на Кубок губернатора завершились в Сочи

Взрыв газа произошел в пятиэтажке в Омске

Валерия Чекалина, Алёна Блин, Ксения Бородина, Ольга Бузова, Михаил Галустян, Мария Погребняк, Алана Мамаева: ТНТ презентовал новый проект  «Звёзды в джунглях»

​Мастерская Леонида Лундстрема в Чите объединила 90 талантливых детей из разных регионов России

В театре драмы - премьера - "Матросская тишина" по пьесе Александра Галича

Звуки успеха и тени славы. В Перми прошел спецпоказ документального фильма о солисте NILETTO

В Новороссийске по подозрению в мошенничестве сотрудники Росгвардии задержали местную жительницу

29 сентября в Новороссийске пройдет финал турнира по силовому экстриму

На юго-западе Кубани зафиксирован 21 случай повреждения ЛЭП по вине водителей

Новороссийские спелеологи открыли на Кубани неизвестную пещеру

Сергей Светлаков пригласил турецкую звезду Бурака Озчивита сыграть в продолжении «Беляковых в отпуске»

«Я сидел спиной к сцене между двумя незнакомыми людьми». Павел Воля в Comedy Club рассказал подробности о свадьбе Харламова

Боррель предупредил, что Ближний Восток находится на пороге "полномасштабной войны"

«Я впервые вижу эту рожу наглую! Ты, мальчик, понял, на кого ты рот открыл?»  Алёна Блин ответила на оскорбления Даниила Вахрушева в шоу «Звёзды в джунглях» на ТНТ

Мотоциклист сорвался с 50-метровой скалы в Геленджике и остался жив

Мотоциклист сорвался с 50-метровой скалы под Геленджиком и выжил

Полиция Новороссийска задержала угонщика авто, бегающего от правосудия больше года

Страшная авария с участием пассажирского поезда и грузовика произошла на Дону

Лавров: решения Запада по ударам вглубь РФ покажут, как услышали Путина

Владимир Путин поприветствовал участников фестиваля «Кинобраво»

Новый вариант коронавируса — XEC приближается к Кубани

Лавров заявил, что ФРГ молчат на запрос РФ показать, как лечили Навального

Женщину с инсультом эвакуируют из Сочи в Нижний Новгород

Нижегородские медики поехали в Краснодар за пациенткой с инсультом

Врачи спасли нижегородку, перенесшую инсульт на отдыхе в Сочи

Неизвестный грабитель ворвался в квартиру пенсионеров-инвалидов в Краснодаре

Пресс-секретарь Зеленского: граждане РФ первыми узнают о разрешении Киеву бить вглубь России

Краснодар - Зенит: смотреть онлайн, прямая трансляция 28 сентября 2024

Смолов рассказал, что Галицкий остался доволен победой «Краснодара» над «Зенитом»

Тренер Семак поделился причинами проигрыша "Зенита" в мачте РПЛ с "Краснодаром"

Кондратьев: на Кубани подавленный БПЛА врезался в дерево и взорвался

Губернатор Кубани поздравил воспитателей с профессиональным праздником

Сергей Собянин. Главное за день

Губернатор Кубани рассказал о ситуации с объектами по переработке ТКО в регионе

Более 800 эковолонтёров из российских компаний ...

С 1 октября на городские маршруты Сочи выдут 9 новых электробусов

После прокурорской проверки в госсобственность вернули 4,4 га лесных угодий в Краснодаре

Леонид Черноног: Для создания городов будущего мы стремимся замкнуть партнерскую цепь «градостроитель-производитель лифтов»

На Кубани разработают программу сохранения памятников в исторических поселениях

В Краснодарском крае правоохранители проводят «уроки безопасности» для лицеистов и юнармейцев

"Сокол" на выезде обыграл "Орёл" в Кубке России по футболу

Прокуратура проверяет информацию о пропаже вертолета в Архангельской области

В Гидрометцентре прогнозируют температуру на 6-10°С выше нормы в нескольких регионах России

В пропавшем в Архангельской области вертолете находился депутат Сметанин

Написал сообщение родным и исчез: Депутат и бизнесмен внезапно пропали на вертолёте Robinson под Архангельском

В Симферополе появится новый бизнес-центр “Крымский”

Прогноз погоды в Крыму на 29 сентября

Под Симферополем продолжается строительство нового крупного микрорайона

В районе Симферополя появится необычный жилой квартал

Новый скейт-парк появился в Восточном внутригородском районе Новороссийска

Самые гибельные участки воронежских дорог назвали в Госавтоинспекции

Публикуем итоговые протоколы краевых соревнований на "призы Главы МО г.Новороссийск" по быстрым шахматам. 21 сентября 2024 г. город Новороссийск.

Спорт в Краснодарском крае

Новости спорта

Новости тенниса
WTA

Пегула выбила Кудерметову с турнира WTA в Пекине

Мэрия Новороссийска сообщила о 100% отключении водоснабжения 2 октября

Саратовский "Сокол" обыграл на выезде "Орел" и прошел в следующий раунд Кубка России