"Он во все влезал". За что глава района обвинил журналистов в клевете
"Вот я злыдня! Оклеветала главу района!" – начинается пост корреспондента вологодской газеты "Устюжаночка" Антониды Смолиной на её странице во "ВКонтакте".
Смолину вместе с еще одной журналисткой – бывшей сотрудницей муниципальной газеты "Советская мысль" Ольгой Кульневской – обвинил в клевете глава Великоугстюгского района Александр Кузьмин. Причиной заявления в полицию стал стрим, опубликованный в группе во "ВКонтакте" "Великий Устюг Инфо".
Часовая запись была посвящена Дню российской печати. Смолина пригласила на запись Кульневскую, с которой они работали до 2016 года в муниципальной газете "Советская мысль". Во время эфира Кульневская рассказала об увольнении в 2016 году, которому, по её словам, способствовал Кузьмин.
"Меня вынудили уйти. Опять же господин Кузьмин… Дал указание: всех старых журналистов "Советской мысли" разогнать, поскольку они все вредные, упрямые, с ними спорить сложно, они отстаивают свое мнение и умеют отстаивать. Это у него получилось. Все наши разошлись… один, другой, третий. Они поувольнялись все. Новым редакторам было дано указание уволить Кульневскую и просто напросто мне создали такую жизнь, что… Я не буду называть имени редактора, она ходила за мной по коридору с листочком бумажки с ручкой и умоляюще говорила: "Ольга Павловна, ну, пожалуйста, ну напишите заявление об увольнении", – говорила Кульневская.
Спустя две недели после публикации видео к Кульневской и Смолиной пришел участковый, который и сообщил о заявлении от Кузьмина. Ольга Кульневская рассказала Север.Реалии, что "немного оговорилась" по поводу ухода "старых журналистов", но в остальном от своих слов о причастности Кузьмина к её уходу из "Советской мысли" не отказывается.
– Он приложил к заявлению диск и привел цитату, считает клеветой всю фразу Кульневской, которая начинается со слов "Кузьмин разогнал старый коллектив". В заявлении он написал, что никаких указаний разгонять коллектив не давал и что это клевета, – рассказывает Кульневская.
Ольга Кульневская проработала в "Советской мысли" больше 15 лет. В газете были свои ограничения на некоторые публикации. "Орган местной власти никогда не был свободен. Районка – это орган местной власти. Все равно были какие-то ограничения. Свободы слова собственно не было. К концу 2000-х стало как-то свободнее, иногда позволялось "пощипать" администрацию или главу района", – поясняет журналистка.
Когда главой стал Кузьмин, на "Советскую мысль" началось давление, с которым раньше журналисты издания не сталкивались, утверждает Кульневская.
– Мы макеты полос вынуждены были показывать, и он командовал, что вычеркнуть, что оставить, какие фамилии убрать. Он во все влезал. Никогда такого давления не было, как при Кузьмине, – говорит Кульневская, но оговаривается, что сама лично на согласование ничего не носила.
По ее словам, после прихода в администрацию Кузьмина новые главные редакторы напрямую стали говорить ей об увольнении. Никаких серьезных конфликтов у неё с Кузьминым не было, но однажды она раскритиковала его работу на своей страничке во "ВКонтакте". После запись с личной страницы другая сотрудница "Советской мысли" перепостила в группу газеты. А вскоре в редакцию пришел Кузьмин и сначала якобы потребовал удалить запись из группы "Советской мысли", а потом и с личной страницы журналистки. Кульневская удалять пост со своей страницы отказалась.
На странице "ВКонтакте" Ольга Кульневская в 2016 году публиковала несколько записей, в которых упоминался Кузьмин. Одна из них интервью с депутатом Законодательного Собрания Вологодской области Николаем Егоровым. Интервью с Егоровым так и не вышло в "Советской мысли", так как "глава администрации Великоустюгского района Кузьмин Александр Владимирович своей властью запретил ставить этот материал на страницах "Советской мысли", поскольку в нём негативно упоминается правительство области". Кроме этого, Кульневская критиковала Кузьмина за кадровые перестановки в редакции "Советской мысли".
Коллега Кульневской Антонида Смолина рассказывает, что конфликт в "Советской мысли" начался, когда "администрация района стала очень жестко вмешиваться в редакционную политику".
– Конкретно мой пример с материалом про закрытие детского сада в деревне Полотово. Ко мне обратились жители, которые рассказали, что детский сад закрывают, а им об этом сообщают в последний момент. Мало того, что закрывают, детей предлагали возить детей в соседнее село за 12 километров, где на тот момент половина дороги – это грунтовка, а автобуса не дают. Родителям предложили скооперироваться и возить детей самим в сад. Я об этом написала, материал пошел в верстку, полоса была сверстана, потом меня вызывает главред и говорит: "Тоня, надо немножечко переписать, у тебя как-то все так пессимистично и администрация такая плохая получается. Давай концовку перепишем и фотографию поменяем". Я отказалась, потому что в угоду администрации что-то переписывать – не в моих правилах. Разговор вроде бы закончился. На следующий день вызывает меня редактор и кладет перед мной полосу с правками, ручкой там все написано: где что убрать, где что заменить. И говорит: надо менять, иначе материал не пройдет. Я ответила, что снимайте. На следующее утро я прихожу на планерку с утра, а мне редактор: "Антонида, вы можете покинуть помещение. Мы с вами больше не сотрудничаем", – вспоминает Смолина.
История на этом не закончилась. Смолина попросила коллег рассказать о ситуации в деревне. В итоге городские и областные СМИ писали о деревне, которую оставили без детсада. "Позже мне позвонили с "Первого канала" и сказали, что они хотят снять сюжет про эту деревню. Мы приехали с оператором в эту деревню, а нас там встречает делегация – глава поселения, сотрудница районной администрации, директор детсада. Они начали спрашивать, что мы снимаем, стали говорить, что есть распоряжение о покупке автобуса и вся ситуация надумана", – говорит журналистка.
Для Кузьмина писать заявления на журналистов и блогеров из Великого Устюга дело не новое. Он трижды обращался в полицию из-за постов во "ВКонтакте", которые публиковал местный журналист Юрий Седелков. Оскорбления в свой адрес Кузьмин увидел в публикации песенки про домовенка Кузю и фразу "мужчина в пиджаке". Еще одно заявление было на блогера Ксению Сотникову за комментарий "спалился и слился". Сотникова написала его после того, как Кузмин удалил комментарий, адресованный своему помощнику с просьбой разобраться с плохими дорогами, на которые жаловались жители. Ни одно из заявлений до суда не дошло.
– Я сама не понимаю, зачем ему это надо. К гадалке не ходи, как только я узнаю об этом заявлении, я раструблю об этом на весь свет. После того, как я сказала, что за этот стрим глава района написал на нас заявление, у нас за сутки число просмотров выросло почти в два раза (сейчас видео просмотрели более 30 тысяч раз. – СР), – говорит Смолина.
Что будет с этим заявлением, неизвестно. В полиции обещают его передать в Следственный комитет, "так как речь идет о главе района".
Поговорить с главой района Кузьминым Север.Реалии не удалось. В пресс-службе администрации Великого Устюга корреспонденту Север.Реалии сообщили, что он сейчас на больничном. Редакция направила письменный запрос. В соцсети "ВКонтакте" Кузьмин не ответил на сообщения корреспондента.