Кутузка: почему русские так называют тюрьму
В нашем языке присутствуют необычные слова, о происхождении которых мы редко задумываемся. Существует версия, что «кутузка» происходит от диалектного словечка «кутуз» – то есть узелок с вещами. Однако более вероятно, что появлением этого слова мы обязаны государственному деятелю девятнадцатого столетия по фамилии Кутузов – только вот не прославленному герою войны 1812 года Михаилу Илларионовичу, а его родственнику.
Любимец императоров и бравый воин
В первой половине XIX века пост обер-полицмейстера, а затем и генерал-губернатора Петербурга занимал Павел Васильевич Голенищев-Кутузов. Именно он предложил помещать арестантов в особые камеры при полицейских управах и усовершенствовал карцеры. Вот почему тюремные помещения по сей день принято называть кутузками. Однако прославился Павел Кутузов не только этим своеобразным изобретением. Ему довелось участвовать в заговоре против императора Павла I, воевать с Наполеоном во время Отечественной войны и Заграничных походов русской армии, командовать казнью декабристов и перестроить исторический центр Санкт-Петербурга.
Павел Голенищев-Кутузов происходил из новгородской ветви представителей известной фамилии. Его отец был троюродным братом Михаила Илларионовича Кутузова. Павел, как и его легендарный дядя, тоже избрал военную карьеру. В юности он служил в Лейб-гвардии Конном полку. Его карьера пошла в гору, когда на молодого кавалериста во время одного смотра обратил внимание Павел I и повелел немедленно повысить его до флигель-адъютанта. Тогда император и подумать не мог, что молодой военный станет одним из участников дворцового переворота, кстати – последнего в истории России. «Флигельный офицер», каковым стал Павел Голенищев-Кутузов, должен был следить за порядком в покоях государя, однако принимать участие в более серьезных делах не мог. Это немало раздражало решительного и амбициозного молодого человека. Павел Васильевич знал себе цену и справедливо полагал, что его ум, сильный характер и настойчивость должны рано или поздно привести его к еще более престижным должностям. Вскоре он познакомился с наследником цесаревичем Александром Павловичем (будущим Александром I), и между ними завязались приятельские отношения. Когда новый император взошел на престол в 1801 году, своего товарища он сделал командиром Кавалергардского полка.
Конная гвардия представляла в те годы особые войска, которые в сражениях отправлялись на самые сложные и опасные участки. За одну атаку кавалергарды могли потерять до 15% личного состава. Недаром в песне поется «кавалергарда век недолог». Павлу Голенищеву-Кутузову новое назначение пришлось по душе. Даже недоброжелатели знали, что смелости ему не занимать. В ходе русско-турецкой войны 1806 – 1812 годов он проявил доблесть и отвагу, за что был удостоен золотой сабли и высочайшего благоволения императора. После этого Голенищев-Кутузов решил отдохнуть от «хождения под пулями»: он добился отставки и уехал в Тверскую губернию, где находилось его имение. Правда, долго набираться сил не получилось – близилась война с Наполеоном. Когда на территории России появились неприятельские войска, Павел Голенищев-Кутузов прибыл в штаб и попросил направить его на самый опасный участок. Ему поручили собрать полк из ямщиков Тверской и Новгородской губерний. Это задание Голенищев-Кутузов выполнил: набрал, обмундировал и обучил почти четыре тысячи конных воинов.
После того, как французы уже были вынуждены покинуть Москву, отряд Голенищева-Кутузова действовал вместе с казаками атамана Платова. Нагнав вражескую армию возле города Духовщина 14 октября 1812 года, они захватили в плен несколько сотен французских солдат и офицеров. Участвовал Павел Голенищев-Кутузов и в «Битве народов» под Лейпцигом в 1813 году. Более того, впоследствии он был награжден золотой саблей с алмазами и надписью «За храбрость», а императрица Елизавета Алексеевна подарила ему бриллиантовый перстень. Когда русские войска вошли в Париж, именно Голенищева-Кутузова Александр I отправил в Петербург с донесением о радостном событии. Представители купеческого сословия в честь праздника преподнесли Павлу Васильевичу серебряную кружку, внутрь которой положили четыре тысячи золотых червонцев. Эту кружку он оставил себе на память, а все деньги через благотворительное общество пожертвовал пострадавшим от вторжения неприятеля соотечественникам.
Создатель «кутузок» и враг декабристов
В 1810 году Павла Голенищева-Кутузова назначили главным полицмейстером (правда, менее чем через год он этот пост покинул) столицы. Тогда и появилась та самая «кутузка» – новшество, введенное генералом. Народу такие перемены категорически не понравились. В то время городовые были готовы отправить за решетку даже за самое мелкое нарушение, будь то громкое пение, пьянство или торговля сайками и пирожками в неположенном месте. Люди быстро смекнули, кого винить в появлении новых тюремных камер. Спустя двести лет после назначения Голенищева-Кутузова обер-полицмейстером Петербурга русские продолжают именовать его детище кутузками.
14 декабря 1825 года во время восстания на Сенатской площади генерал находился рядом с Николаем I и хладнокровно раздавал приказы. За преданность царь назначил его председателем следственной комиссии по делу декабристов, а затем и генерал-губернатором Петербурга вместо трагически погибшего Милорадовича. В воспоминаниях ссыльных декабристов встречается рассказ о том, как во время допроса разгорелся конфликт между Павлом Голенищевым-Кутузовым и руководителем Южного общества восставших Павлом Пестелем. Кутузов якобы спросил Пестеля, как же можно было пойти против своего государя, на что тот язвительно ответил, что с былые времена за такое раздавали ордена. Декабрист, очевидно, намекал на заговор против Павла I, чем привел Голенищева-Кутузова в бешенство. Возможно, в том числе и этим объясняется особая жестокость последнего во время казни пятерых участников восстания. Именно из отчета Павла Голенищева-Кутузова стало известно, что во время экзекуции веревка трижды обрывалась и троих из пятерых осужденных пришлось «перевешивать» повторно. Существовал обычай, что в таком случае смертный приговор отменяли. Однако Голенищев-Кутузов был непреклонен и скомандовал: «Вешать снова!».
Пост губернатора Петербурга Павел Голенищев-Кутузов занимал в течение пяти лет. В историю он вошел не только как создатель «кутузок» и вешатель декабристов, но и как человек, по распоряжению которого в столице построили много нового. Так, при нем началось возведение зданий Сената и Синода по проектам архитектора Карла Росси, Александринского театра, Технологического института и Мариинской больницы. Большой интерес Кутузов питал к сооружению мостов. Большой и Малый Конюшенный через Мойку, Банковский и Львиный через Екатерининский канал, Египетский через Фонтанку, Первый Инженерный через Мойку, Строгановский через Большую Невку – все эти мосты возникли при косвенном содействии генерал-губернатора. За свою жизнь Павел Голенищев-Кутузов, хоть и являлся фигурой неоднозначной, ни разу не дал окружающим повода усомниться в его смелости и целеустремленности. Доказательством тому служит «полный набор» высших государственных наград, который редко удавалось собрать одному человеку: ордена Святых Анны, Александра Невского, Владимира и Андрея Первозванного.