Мы в Telegram
Добавить новость
Главные новости Сухума
Сухум
Март
2017

АПСУАРА

0

(из воспоминаний Чика (Мустафы) Смыр)

Закаленный с детства житейскими трудностями, Алы-ипа Тамщыгу Отырба в своё время много странствовал за пределами Абхазии. Наведывал братьев за Кавказским хребтом, не раз бывал у восточных соседей в Закавказье и долго жил в Турции. «Увиденное собственными глазами стоит головы!», – говорят в народе. С тех пор, как помнит себя, любознательный абхазский юноша Тамщыгу интересовался главными вопросами человеческого бытия. Что касается родного народа, он знал его жизнь изнутри и хорошо понимал его. Одарённый умом от природы, сведущий в вопросах прошлой и современной истории абхазов, он многое видел и многое критически воспринимал. Более того, среди своих соотечественников пользовался заслуженным авторитетом и все, кто его знал, уважительно относились к нему! Люди всегда интересовались его мнением, и следуя его слову, соглашались с ним. Сказанное Тамщыгом воспринималось доброжелательно. И когда он рассказывал – говорил уверенно, смело, без каких-либо сомнений и оглядок. Он был одним из тех, кого в народе по достоинству называли бывалыми людьми.

Прежде всего Тамщыгу был воспитателем. Хороший семьянин. К нему относились с особым почтением как к отцу, воспитавшему в лучших абхазских традициях такую яркую личность для Абхазии, как Аслан Отырба, который, несомненно, считался гордостью национально-освободительной борьбы абхазского народа в 50 – 80-х годах XX столетия.

– Тамщыгу! – обратились к нему однажды в беседе почтенные из числа тех, кто слушал его во время одного из народных праздников на знаменитой исторической поляне – Лыхнаште.

– Ты в своей жизни многое изведал, многое знаешь! Что касается нашего народа, он всегда уважительно относится к тебе, он ждет твоих советов и прислушивается к ним. Вот, возьмём вопрос вероисповедания в нашем абхазском обществе. Как нам кажется, он немного путаный. Если спросить у одной части нашего народа, найдётся, кто смело скажет, что мы, как последователи Иисуса Христа, были приверженцами его веры и считаемся древним христианским народом. А другая часть при подобном же вопросе ответит так: «Дад! Мы – мусульмане, и наши деды исповедовали ислам, и всегда уважительно относились к нему». Словом, каждая сторона, в силу своих возможностей, пытается доказать свою правоту. Чего скрывать, много вопросов, которые иногда приводят нас в определённое смятение. И они в нашей жизни возникают часто. Известно одно, что у каждого своя правда, а истина – одна! Скажи, Тамщыгу, Бога ради, кто мы всё-таки, абхазы – мусульмане или христиане, или какова наша изначальная вера?

Тамщыгу сидел спокойно, будто и не услышал заданного ему вопроса... Курительная трубка, зажатая между пальцами, уже почти погасла, а он размышлял о чем-то серьезном. Застывший его задумчивый взгляд был направлен поверх христианского храма, построенного в старину на месте глубоко почитаемого издревле в народе святилища – Лыхныха, далеко к белоснежным вершинам прибережных гор, обласканных теплыми лучами весеннего солнца... Затем, оставив свои раздумья и в свойственной ему манере, спокойно, взвешивая свои слова, приступил к ответу на заданный ему вопрос:

– Дадраа! Если вы уважительно относитесь к изначально избранному пути нашего народа к Всевышнему, то не должны осмеивать иную дорогу к нему народа, к которому сами не принадлежите! Такая черта характера всегда была свойственна нашему народу, и это превыше всего! Братья мои! Человеческая память и национальное самосознание призваны стоять всегда на страже своего народа! Я хочу, чтобы вы вновь задумались над тем, о чём все вы очень хорошо знаете: если абхазу суждено быть настоящим абхазом, то самым главным для него должно быть его абхазство (Апсуара)! Это для нас является непреходящим законом! Воистину, в минувшие времена, в пору моей молодости, мне посчастливилось застать истинных мудрецов среди нас, наделенных большим жизненным опытом, много повидавших на своём веку, многое познавших. Эти люди немало сделали во благо нашей Родины – Апсны, честно служили ей, и они думали так: «На небесах – сотворивший нас Бог, а на земле для нас – Апсуара!» Действительно, для абхазов оно является самой главной, самой родной, дарованной нам Всевышним для самосохранения, также оно было и есть нашей духовностью – религией. Прежде всего именно ему мы неукоснительно следуем.

А дальше, дадраа, при желании исповедуйте ислам, или будете приверженцами христианской веры, но в любом случае, не во вред родному Апсуара... Мы – древний народ. И когда-то внедренные в нашу среду эти вероучения, если честно сказать, ничего нового для нас не открыли и не были для нас, абхазов, особо значимыми. И как видите, я достиг почтенного возраста. Однако в своей жизни ни разу еще не встречал случая среди нас, абхазов, чтобы наставляя ослушников, кто-то из старцев говорил: «Ты – православный христианин или ты – мусульманин, как мог такое совершить? Наоборот, за недостойный проступок всегда говорили, – как ты мог такое совершить, забыл ли ты, что абхаз? Нам стыдно за тебя, ты отступил от непререкаемых норм Апсуара, это позор для нас всех...» Спрашиваю я вас, не так ли обстоят дела у нас и в наше время? Как уже было сказано, истинному абхазу важней всего Апсуара! И оно должно возвышаться над двумя этими верами в нашем обществе, как гордо возвышается над вершинами нашей Апсны седоголовый Ерцаху!... И не случайно говорят абхазы, что к этой вершине пристал Ноев ковчег и отсюда пошел род человеческий... Только тогда мы можем быть духовно единым, несгибаемым народом, сплоченным золотым стержнем родного Апсуара. Такой была наша Абхазия в старину – во времена наших славных предков. Таковой она является незримо и сегодня... Братья мои, не забывайте об этом, думайте над этим всегда! Это наша с вами ответственность перед памятью наших предков, с достоинством ушедших в мир иной, также и перед будущими поколениями! А если у кого-либо из вас имеется иное мнение, скажите, и мы, объединив свои усилия, поразмыслим и над этим.

Или кто-нибудь из вас видел когда-либо или слышал, чтобы у нас в Апсны пренебрежительно относились к Апсуара, которое, сохранив доброе лицо нашего народа с достоинством вывело его через мглу тысячелетий? И отчуждая её от себя, мы наперегонки гнались за христианством или исламом? При этом ещё доказывая друг другу, какая из них более правильная... Религиозная нетерпимость не свойственна характеру нашего народа. Потому что наше Апсуара всегда гордо стояло и стоит над навязанными нашему народу, вероучениями. Упаси нас Бог, но такое станет возможным лишь в одном случае, если мы, уподобившись тому, кто по своему невежеству или глупости отказался от родной матери, которая, подарив ему прекрасную жизнь, вскармливала своим грудным молоком, когда отвергнем родное Апсуара. Нет, мои братья, такое невозможно. Абхаз без Апсуара становится низким существом без чести и памяти. Он теряет связь со своим Верховным Творцом – Анцва. В таком случае, образовавшую духовную пустоту в его жизни не восполнят ему эти вероучения. Пусть от этого защитит нас Всевышний. И я молюсь ему уберечь мой народ от подобных недоразумений! Словом, если мы хотим сохраниться как народ, со своим духовным и нравственным лицом на высоте и быть по праву хозяевами на дарованной нам Богом земле – без родного Апсуара нам никак не обойтись. Оно должна быть в нашей жизни действенным всегда...

Далее, дадраа, я хочу, чтобы вы знали вот ещё о чём! Раньше в старину во времена наших отцов, если какой-то любопытный чужестранец, наслышанный о благородных делах и поступках наших предков, замечая эти качества в ком-то среди наших соотечественников, спрашивал: «Ты абхаз?», вместо утвердительного – «да», последний отвечал: «Насколько сил моих хватает – абхаз». Таким образом он скромно оценивал свои возможности, считая их недостаточными в служении Родине и своему народу, также общечеловеческим идеалам. Потомками и последователями тех абхазов являемся мы. И тут мы должны быть абхазами настолько, насколько хватает наших сил! Апсуара человечно, так же оно спасительно для нас! Апсуара – неписанный кодекс горской чести, вершина человеческого достоинства. Оно подобно гордо сияющей скале, возвышающейся над горным массивом, и кроме абхаза не каждому её одолеть. Потому что оно ему роднее. Поэтому эта жемчужина, изначально дарованная нам Всевышним и ведущая нас по его пути к нему, должна стоять во главе угла всей нашей жизни. Хорошо подумайте над этим!

И наконец, мои братья! Неповторимая красота настоящего абхаза, богатство его духовного мира, неукротимое свободолюбие и безграничная любовь к Родине и своему народу кроятся в родном Апсуара! И все эти бесценные человеческие качества напрасно не ищите в другом месте, где их вовсе нет. Это ложный путь, заманивающий нас в тупик! Я хочу, чтобы вы твердо знали эту истину!»

Так завершил свой ответ убеленный сединой мудрый Тамщыгу, слова которого никогда не расходились с его благими делами.

Джон СМЫР

Сухум – Абгархук




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса
WTA

Касаткина обыграла Марию и вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Риме






Два автомобиля столкнулись на Северо-Восточной хорде МСД

Заслуженный спасатель Щетинин объяснил возможности эвакуации из автобусов

Вильфанд спрогнозировал возврат нормальной майской температуры в Москве к 15 мая

Как российские турбины потеснили Siemens