Главные новости Барнаула
Барнаул
Август
2020

Веселие Руси пити, не может без того быти

0
Фото: ILTA-Sanomat
Фото: ILTA-Sanomat

Минфин предложил повысить минимальную розничную цену на водку с 1 января 2021 г. на 3,5% – до 238 руб. за поллитровку с нынешних 230. 1 января этого года «беленькая» тоже подорожала – в 2019 г. она стоила минимум 215 руб. Повышение стоимости алкоголя для государства – способ и пополнить бюджет, и уменьшить тягу населения к зелью. И за последние 100 лет Россия видела самые разные попытки решить обе эти проблемы. Об этом пишет АиФ. И делает он это в стиле оголтелой антисоветской пропаганды. Я сначала процитирую как это подает пропагандист Олег Герчиков из АиФ, а потом дам краткое описание тех же самых событий от компетентного историка. 

Совок виноват и за то, что запрещал, и за то, что разрешал

Большевики по мнению Герчикова виноваты во всем: в том, что царь запретил продажу водки, а они во время гражданской войны не отменили запрет. Виноваты, конечно, и в том, что потом запрет отменили. Мало того, отменив запрет выпустили водку слабую, 30-градусную... Далее цитата:

«После революции из всех «пережитков проклятого прош­лого» молодую советскую власть едва ли не больше всего беспокоило именно пьянство. Поэтому большевики продлили дейст­вовавший с начала мировой войны царский «сухой закон». В конце 1919 г. Совнарком принял декрет о запрете изготовления и продажи спирта и крепких напитков на территории страны. Во время Гражданской войны за его нарушение полагалось 5 лет с конфискацией, но сгоряча «контру-само­гонщика» могли и к стенке по­ставить. Недаром пролетарский поэт Демьян Бедный стращал народ стихами-агитками: «Вино выливать велено, а пьяных – сколько ни будет увидено, столько будет расстреляно». Однако победить «контру» оказалось нелегко. Изголодавшийся по выпивке народ, през­рев опасность, массово занялся самогоноварением. И вскоре большевики пошли на попятную: решили возродить официальное производство спирт­ных напитков. А поскольку председателем Совнаркома СССР с 1924 г. был товарищ Рыков, то пошедшую в продажу первую советскую водку стали звать в народе в его честь. ­Писатель Михаил Булгаков писал в дневнике: «В Москве событие – выпустили 30-градусную водку, которую публика с полным основанием назвала «рыковкой». Отличается она от царской водки тем, что на десять градусов слабее, хуже на вкус и в четыре раза её дороже».

Николай II: я предрешил казенную продажу водки воспретить навсегда

Совсем иначе введение сухого закона в России описывает Владислав Аксёнов, старший научный сотрудник Института российской истории РАН. Он пишет, что царь ввел сухой закон не с началом войны, а 22 августа 1914 года. И после весьма интересных обстоятельств.

«Первоначально ограничение мест продажи питейных напитков рассматривалась в качестве временного мобилизационного мероприятия. Однако результаты оказались неожиданными и неприятными. Военные власти, стараясь пресечь пьянство призывников, столкнулись с волной винных погромов, прокатившихся по Сибири, Уралу, Поволжью и Центральной России. Тревожные донесения в Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей поступили уже 22 июля 1914 г. из Томской губернии. За неполные пять дней в разных местах было разгромлено более двадцати винных лавок и складов. В Кузнецке склад был взят приступом и в течение нескольких дней находился в руках запасных (солдаты запасных частей и соединений, формирующихся для отправки на фронт). Не рискуя проникать внутрь, полиция снаружи наблюдала за происходящим, лишь сообщая руководству о доносившихся изнутри глухих «ударах железа». При разгроме склада в Барнауле начался пожар. [...]

Так как пьянство запасных всерьез напугало власти, да и мобилизационные мероприятия выходили за первоначальные сроки, на заседании 9 августа 1914 г. Совет министров решил продлить до 1 сентября запрет на продажу на вынос всех спиртных напитков, кроме виноградного вина, а также увеличить срок ограничений для распивочной торговли. [...]

22 августа Николай II повелел продлить запрет на продажу спирта, вина и водочных изделий для местного потребления вплоть до окончания войны. [...]

Ну, и  повторю цитату Булгакова, которую приводит Герчиков про советскую водку «рыковка»:

«Отличается она от царской водки тем, что на десять градусов слабее, хуже на вкус и в четыре раза её дороже».

А вот что пишет историк Аксёнов:

«Идея понижения градуса коснулась даже любимого народного сорокаградусного напитка, в связи с чем 16 и 29 августа (1914 года) соответствующий вопрос разбирался на заседаниях Совмина. Для начала предложено было понизить крепость водки до 37 %. Как и прежде, обсуждение этого вопроса закончилось весьма неожиданной царской резолюцией. 10 сентября Николай II собственноручно написал в особом журнале Совета министров: «Делу этому не давать хода ввиду того, что я предрешил казенную продажу вина (водки) воспретить навсегда».

Навсегда!

Вы удивлены, что после этого его расстреляли?

Для справки

Фраза в заголовке  из летописи «Повесть временных лет» древнерусского летописца Нестора (вторая пол. XI — нач. XII в.), где повествуется о том, как киевский князь Владимир Святославович, или Владимир Святой (ум. 1015) выбирал веру для Руси. От принятия мусульманства, которое запрещало употребление вина, он отказался: Руси есть веселие пити, не можем без того быти. И потому князь Владимир предпочел православие, поскольку Православная церковь употребление вина не запрещает и даже использует последнее в обряде причастия.






Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Алтайском крае

Новости спорта


Новости тенниса
Арина Соболенко

Швентек и Соболенко устроили триллер за престижный трофей






В России планируют вызвать дух Сталина

Ульяновск вошел в топ-5 городов по дистанционному трудоустройству в МТС

Десять аварий с мотоциклами произошло в Барнауле с начала сезона

В Октябрьском районе Барнаула проходит Всероссийская патриотическая акция «Георгиевская ленточка»