Гайдукевич: Беларусь не допустит перетока нелегалов в Россию
На белорусско-польской границе обострился миграционный кризис: нелегалы сформировали крупную группу, чтобы штурмовать установленные Варшавой заграждения. Польские и литовские власти нарастили военный контингент, при этом польская и белорусская стороны заявили о риске провокаций. Последовали и новые обвинения в «гибридных атаках» Минска и угрозы санкциями. На этом фоне в России, имеющей открытую границу с Беларусью, признали обеспокоенность по поводу возможных «перетоков» беженцев на свою территорию. Что стоит за эскалацией и по какому сценарию может пойти дальнейшее развитие событий вокруг мигрантов, в интервью «Евразия.Эксперт» проанализировал зампредседателя комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам, председатель Либерально-демократической партии Беларуси Олег Гайдукевич.
– По данным СМИ, 8 ноября около тысячи беженцев с Ближнего Востока прибыли к белорусско-польской границе. В связи с этим Польша и Литва стянули войска и силовиков к границе с Беларусью, а замглавы МИД Польши Петр Важик предупредил о возможности применения оружия. Какие риски создает сложившаяся ситуация?
– Это нарушение международных норм. В ЕС говорят, что применят оружие в отношении этих беженцев. Это античеловеческое отношение к людям, просто дико, когда они применяют армию вместо того, чтобы поставить палатки, обеспечить им нормальную жизнь и разбираться с ними в соответствии с международными документами. Беларусь никогда никого не обижала, но они не хотят у нас оставаться. Они хотят идти в Европу. И пусть идут, это их право, а европейцы пусть кого-то на самолеты сажают и отправляют назад, а кого-то принимают. Есть международные документы, и Польша обязана их соблюдать, а не обвинять Беларусь в миграционном кризисе, к которому мы никакого отношения не имеем, потому что не бомбили страны Ближнего Востока.
Мы не вмешиваемся туда. Более того, все, кого задержали за организацию этих нелегальных потоков, оказались гражданами не Беларуси, а Литвы, Польши, Украины. То есть, они сами же организовывают эти потоки в Германию, потому что беженцы и в Польше не хотят оставаться: они хотят идти в Германию, Великобританию, где, по их мнению, условия лучше. И эти страны принимали наиболее активное участие в уничтожении стран Ближнего Востока, и поэтому они туда и идут. Если европейцы каждый день рассказывают о демократии и свободе, то, значит, пусть принимают их, показывают свою толерантность.
– «С учетом заявлений официальных лиц Польши о концентрации вооруженных сил и техники вблизи границы не исключаем провокационных действий польской стороны», заявил официальный представитель госпогранкомитета Беларуси Антон Бычковский. Какого рода могут быть провокации, и чем они угрожают Беларуси?
– Какие угодно могут быть провокации. Стоят вооруженные люди, они могут застрелить мигрантов, они могут оружие применить. А если это оружие попадет в какого-то белорусского пограничника? Очень неправильно и опасно, что польские коллеги делают упор на военную составляющую, надо все решать мирным путем, разговаривать, разбираться.
Во-вторых, надо садиться за стол переговоров с Беларусью, и Беларусь готова обсуждать любой вопрос, но поляки вместо этого концентрируют войска. Граждане Беларуси должны быть спокойны, потому что наши спецслужбы в состоянии защитить от любых провокаций и агрессии в сторону Беларуси, мы просто надеемся, что этого не будет. И, конечно, будет дико, если они начнут применять оружие в отношении безоружных невинных несчастных людей, которые пришли к ним за помощью.
– Что может стать спусковым крючком для вооруженного столкновения на белорусско-польской и белорусско-литовской границе?
– Какую-то провокацию может сделать третья сторона, потому что ни литовский, ни польский, ни, тем более, белорусский народ не хочет никаких провокаций. Мы хотим жить мирно и никогда никому не угрожаем. И поляки сами не хотят, это чиновники какие-то себя неправильно ведут. Польские пограничники не хотят воевать с белорусскими пограничниками. В этом всегда заинтересованы какие-то третьи страны, которым хочется, чтобы Европа полыхала.
Кто хочет, чтобы полыхало? США. Идет геополитическое противостояние, им бы хотелось, чтобы что-то полыхало. Вот сейчас Украина полыхает, хорошо бы сейчас и здесь что-то заполыхало. Польша и Литва поддерживаются Соединенными Штатами и выполняют их геополитическую волю.
Не удалось в 2020 г. неконституционным путем в Беларуси поменять власть, не удался уличный сценарий, санкциями тоже не удалось ничего добиться, теперь надо провокации постоянно делать, и один из способов – спровоцировать конфликт на границе.
Но я убежден, что у нас хватит сил не допустить этого. А так, любой может быть момент: взяли и стрельнули в сторону Беларуси, вдруг кого-то ранили, и все, это уже конфликт. Мы не хотим провокаций, но что они натворят, не знаем, пока это тяжело прогнозировать. Со своей стороны я убежден, что Беларусь все сделает для того, чтобы все было мирно, конструктивно и только с помощью диалога решалось.
– Из-за обострения миграционного кризиса Германия пригрозила Беларуси новыми санкциями ЕС. К каким последствиям для белорусско-европейских отношений приведет ужесточение санкционного режима?
– Санкции приводят только к усилению интеграции Беларуси с Россией. В Европе уже должны давно понять, что санкции ни к чему не приведут. Ни в отношении России, ни в отношении Беларуси с учетом союза с Россией санкции не подействуют никогда так, как им бы хотелось.
Санкции неприятные, ничего хорошего там нет, страдают определенные сектора, но катастрофического ничего не произойдет, потому что мы все переориентируем товаропотоки на Россию и на Ближний Восток, на Китай и на другие рынки сбыта. У Европы нет столько сил, чтобы противостоять России и Беларуси, они не могут разобраться даже с внутренними проблемами.
Я прогнозирую только одно: если будут вводиться дополнительные пакеты санкций, значит, будут развиваться интеграционные проекты, которые усиливают наш суверенитет и независимость.
Европейские коллеги должны садиться за стол переговоров, все эти вопросы решаются диалогами. Ни один из вопросов, которые Европу сейчас беспокоят, в том числе миграционный кризис, санкциями не решить.
– Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что белорусской стороной «учитываются соображения и возможная обеспокоенность» в связи с тем, что мигранты могут направиться на территорию России. Какие меры предпринимаются, чтобы не допустить перетока мигрантов в восточном направлении?
– Беларусь, как форпост Союзного государства на западном направлении, обеспечит безопасность граждан Беларуси и России, чтобы у нас никаких незаконных мигрантов не было. Беларусь направляет рейсы в Ирак назад, мы все это организовываем для тех, кто хочет улететь, мы все делаем по закону, и на территории Беларуси нет избитых, убитых или искалеченных, Беларусь только помогает, лечит и спасает от польских пограничников, которые их избивают.
Что касается России, то, безусловно, мы будем охранять нашу общую границу. Мигранты не хотят оставаться ни в Беларуси, ни в Москве: есть прямые рейсы с Ближнего Востока и в Москву, но они хотят в Германию. Мы все эти риски видим, и, конечно, будем принимать любые меры, чтобы обеспечить безопасность не только Беларуси, но и Союзного государства. Спецслужбы Беларуси, в том числе и Погранкомитет, работают в очень тесном взаимодействии с российскими спецслужбами.
– По какому сценарию может пойти дальнейшее развитие миграционного кризиса у границ Беларуси и стран ЕС?
– В этой теме много надуманного. То количество мигрантов, которое подошло к польской границе, несопоставимо с другими потоками, которые каждую неделю идут в Европу, например, из Турции по Средиземному морю.
Просто Польше и Литве выгодно эту ситуацию поднимать, выгодно ее в таком остром свете преподносить по одной простой причине: им хочется обратить на себя внимание Брюсселя и Вашингтона, чтобы им выделяли деньги на якобы борьбу с белорусско-российской угрозой, в том числе миграционной. На самом деле все это преувеличено.
Решение этой проблемы очень простое: полякам надо исполнять международное законодательство и садиться за стол переговоров с Беларусью, решать эти проблемы в конструктивном ключе. Я думаю, что разум победит в конечном итоге, и они, если хотят блага Европе, сядут за стол переговоров и разберутся, а европейские коллеги в Брюсселе укажут Польше и Литве на соблюдение международного законодательства и заставят их по-человечески относиться к беженцам. Но как бы ни развивалась ситуация, наша задача в том, чтобы обеспечить безопасность белорусских граждан и граждан Союзного государства, и Беларусь в состоянии обеспечить их безопасность.
Беседовала Мария Мамзелькина