Рангник ушел из «Локо» в «МЮ». Чем крут немец и что означает его приход для Роналду?
Посмотрим, побежит ли при нем Криштиану.
Кратко — кто такой Ральф Рангник?
Если в двух словах, то это человек, который непосредственно повлиял на развитие сначала немецкого, а теперь и всего европейского футбола. Не только как футбольный тактик, но и как архитектор успешных клубных систем.
В нулевые Рангник плодотворно работал с командами Бундеслиги средней руки — «Штутгартом», «Ганновером», «Шальке» и «Хоффенхаймом». Каждая из них демонстрировала энергичный и во многом новаторский футбол.
В прошлом десятилетии Рангник сосредоточился на менеджерской работе в системе «Ред Булл». Успехи «Лейпцига» и «Зальцбурга» — его рук дело. При нем оба клуба наладили поиск талантов по всему миру. Джошуа Киммих, Садио Мане, Тимо Вернер, Эрлинг Холанд, Дайо Упамекано, Марсель Забитцер и многие другие покупались по скромным ценам, а потом их стоимость вырастала многократно.
В июле этого года немецкий специалист подписал контракт с московским «Локомотивом», где возглавил отдел спорта и развития. А в самое ближайшее время должен вступить в должность главного тренера «Манчестер Юнайтед».
В «Манчестер Юнайтед» на него рассчитывают как на тренера или как на менеджера?
Начнем с того, что «Юнайтед» не в первый раз интересуется Рангником. Осенью 2019 года спортивный директор манчестерского клуба Джон Мерто отправился в Лейпциг, чтобы изучить футбольную стратегию местного клуба. К концу восьмичасовой беседы у Рангника возникло подозрение, что на самом деле Мерто просматривает его самого. Эти подозрения лишь усилились, когда выяснилось, что неназванный клуб прощупывает почву насчет методов работы Рангника и выходит на контакт с его ближайшими помощниками.
Тогда предложения с «Олд Траффорд» не последовало, но спустя два года именно Рангник оказался на вершине списка потенциальных кандидатов для топ-команды с тренерской вакансией посреди сезона.
Тренерская квалификация Рангника вызывает вопросы. Во-первых, он никогда не работал за пределами Германии. Во-вторых, с 2011 года он непосредственно руководил футбольной командой всего два сезона — оба раза в выстроенным им же «Лейпциге». В-третьих, из «Шальке» в 2011-м ушел по причине профессионального выгорания. Но давление в Англии будет еще выше.
Однако нет сомнений, что основные принципы Рангника — энергозатратный футбол, активный прессинг — актуальны и сейчас. Его характеризуют как одержимого тренера, не упускающего ни единой детали.
Соглашение с «Юнайтед» подразумевает, что немецкий специалист до конца сезона работает в качестве тренера, после чего занимает пост консультанта, то есть переходит на роль, которая у него была в «Локомотиве». В английской прессе уже пишут, что «МЮ» предлагает немцу оклад вдвое выше, чем у него сейчас в московском клубе: 9 млн евро в год вместо 4,5 млн.
Интересный вопрос, сколько реальной власти будет в руках у Рангника после этого сезона. В прессе пишут, что он согласился на переезд в Манчестер только потому, что хочет принимать решения и в будущем. И в то же время в «Юнайтед» не горят желанием вводить управленца со стороны.
Как в «Локомотиве» отнеслись к уходу Рангника?
В структурном смысле для «Локомотива» ничего не изменилось — консалтинговая компания Рангника продолжает работу в Москве, просто ее главная фигура отходит от дел. Учитывая, насколько расплывчатыми и общими были фразы немца о развитии «Локомотива», есть вероятность, что он и так не был глубоко погружен в работу на российском направлении.
Насколько известно журналистам, никакого тайного хантинга не было. Впервые «Юнайтед» начал выяснять состояние текущих дел Рангника незадолго до поражения от «Сити» 6 ноября. Через неделю после этого в Манчестере наняли посредников, чтобы узнать, может ли Рангник досрочно прекратить отношения с «Локомотивом». Наконец, прямой контакт произошел уже после того, как было принято окончательное решение о расставании с Сульшером после поражения от «Уотфорда».
В «Локомотиве» к отъезду Рангника отнеслись с пониманием и никак препятствовать не стали — не каждый день человеку выпадает возможность поработать в одном из величайших клубов Европы.
Что за репутация у Рангника в европейском футболе?
Про Ральфа Рангника существует три устойчивых мифа: он «немецкий Марсело Бьелса», он создатель гегенпрессинга и он одержим прессингом и кроме него ничего предложить не может.
Сравнения с Марсело Бьелсой справедливы в том плане, что Рангник тоже считается блестящим теоретиком футбола. Он повлиял на множество успешных молодых тренеров, которые в плане выигранных трофеев добились куда больше, чем он сам.
Вот неполный список учеников Рангника, работающих сейчас в Европе:
- Томас Тухель («Челси»)
- Юлиан Нагельсман («Бавария»)
- Марко Розе («Боруссия» Дортмунд)
- Ади Хюттер («Боруссия» Менхенгладбах)
- Джесси Марш («Лейпциг»)
- Маттиас Яйссле («Зальцбург»)
- Себастьян Хеннес («Хоффенхайм»)
- Роджер Шмидт (ПСВ)
Сам Рангник учился ремеслу у Эрнста Хаппеля, Зденека Земана и Ариго Сакки. В 1984 году выступавшему тогда за «Викторию» Рангнику (в роли играющего тренера) выпала удача сыграть на сборах в товарищеском матче против «Динамо» Лобановского. Сложная система зонного прикрытия и активного прессинга перевернула представление молодого футболиста об игре. Ему казалось, что у украинцев на поле на одного-двух игроков больше.
После этого Рангник каждую зиму приезжал в немецкий Руйт и конспектировал все, что происходило на тренировках «Динамо». Это было полезнее, чем профессиональные тренерские курсы в Германии, где до сих пор говорили о важности позиции либеро и персональном прикрытии.
Прессинг стал самым заметным оружием в арсенале команд Рангника. Когда в декабре 2008 года скромный «Хоффенхайм» предложил сверхагрессивный темп «Баварии», в Германии все были поражены. «Наверное, это был самый скоростной матч в истории Бундеслиги», — говорил после матча Йоахим Лев. Но заметный не значит единственный.
В прессе часто пишут о том, что гегенпрессинг, ставший известным благодаря успехам Юргена Клоппа в «Боруссии» и «Ливерпуле», тоже якобы был изобретен Рангником. Это примерно как утверждать, что Гвардиола придумал подолгу контролировать мяч. Клопп в «Майнце» учился у Вольфганга Кранка, а тот в свою очередь был страстным фанатом стиля Ариго Сакки. Так что Рангник и Клопп просто брали плоды с одного и того же дерева.
Рангник был первопроходцем в других направлениях. Он первым открыл в футбольных клубах вакансии видеоаналитиков и спортивных психологов, спроектировал сложные тренировочные сессии, которые по своим параметрам наиболее приближены к реальной игре. Наконец, Рангник не ограничился микроменеджментом, а возвел эти принципы в систему и распространил сразу на несколько клубов после того, как его пригласили в «Ред Булл».
В каком стиле будет теперь играть «Юнайтед»?
Как сказал Юрген Клопп, «Юнайтед» «теперь будет организованным». Можно прочитать в этом легкий укол в адрес Сульшера, но основной посыл понятен: Рангник должен придать команде с индивидуально сильными исполнителями структурности.
Проблемы в защите должны быть решены через организацию игры в полузащите и нападении. Мы видели это на примере «Челси». Фрэнк Лэмпард жаловался на индивидуальные ошибки защитников, но после того как сменивший его Томас Тухель сделал игру в нападении компактной, а игру в полузащите агрессивной, индивидуальные ошибки в обороне испарились. И, к слову, на момент увольнения Лэмпарда только сумасшедший назвал бы «Челси» потенциальным победителем Лиги чемпионов.
В плане выбора схем Рангник привык отталкиваться от футболистов, но вряд ли нас ждет что-то экстравагантное — скорее всего, вариации стандартных 4–3–3 и 4–2–3–1. В последние месяцы «Юнайтед» при Сульшере выглядел безыдейным. Сейчас команда должна приобрести новые очертания. Другой вопрос, все ли впишутся в эти очертания.
А как это отразится на Криштиану Роналду?
Вопрос на 15 миллионов евро. Система Рангника подразумевает в первую очередь активный прессинг от нападающих. Хочет и может ли Роналду в 36 лет активно лезть в отбор при потере мяча?
Оставлять португальца в запасе означает на ровном месте создать себе проблему в первые же недели в новом клубе. Чтобы этого избежать, Рангник может попытаться скорректировать некоторые принципы — либо начинать прессинг ниже, либо попытаться «спрятать» Роналду в тройке атакующих игроков при схеме 4–2–3–1.
В любом случае это одна из самых интересных подводных интриг проекта «Рангник в Манчестере».
Есть ли вероятность, что Рангник останется на тренерском посту «Юнайтед» и на будущий год?
Все еще кажется, что в «Юнайтед» предпочли бы видеть на посту главного тренера в долгосрочной перспективе Почеттино или Эрика тен Хага. Но что, если под руководством Рангника «Манчестер Юнайтед» побежит? Сульшер тоже не казался долгоиграющим вариантом после увольнения Моуринью. Флика в «Баварии» после увольнения Ковача видели как временщика на два-три матча.
Рангнику гарантирована роль в клубе, а какой она будет, зависит от результатов «Юнайтед» до конца сезона. Но вероятность, что он останется тренировать и в следующем сезоне, выше нуля.