В штабах победы – 9: пропаганда
Пора, конечно, завершать мой долгоиграющий сериал по архивной выставке В штабах победы хотя бы потому, что завершается сама выставка. Конечно, там было еще немало интересного такие экспозиции вообще можно читать как книгу. Но обращусь напоследок к сюжету мне профессионально близкому работе средств массовой информации.
И начну я с замечательной в своем роде вещи. Это протокол редакционной летучки газеты Правда. От 23 июня 194 года.
Главным выступающим здесь простите за тавтологию выступает представитель отдела библиографии некий тов. Константинов. (Судя по всему, речь о Федоре Константинове, возглавлявшем тогда же журнал Книга и пролетарская революция. Что это был за отдел в Правде и почему у него такая роль понятия не имею.)
И вот что тов. Константинов говорит по текущему моменту: Война, к которой мы готовились, стала фактом, и она происходит в такой обстановке, которая редко могла бы так сложиться в нашу пользу. Мне кажется, так как я понимаю, она совершается в наиболее благоприятных для нас условиях. Я уже не говорю о том, что мы к этой войне за 23 года готовились, ковали свою мощь экономическую, хозяйственную, военную, политическую мощь, но и в международном смысле наше выступление политически наиболее выигрышно, наша война справедлива не только в глазах трудящихся всего мира, но даже в глазах буржуазных деятелей таких стран, как Англия. Такой деятель как Черчилль заявил, что мы выступаем за правое дело. Конечно, полагаться мы должны будем, прежде всего, на свои собственные силы.
Ну, дальше идут более технические вещи по первому вышедшему военному номеру. Их касаться, пожалуй, подробно не буду, разве что стоит отметить несколько замечательных по стилю пассажей вроде Русский народ повалил завоевательный гений Наполеона или Вставая из глубин своих равнин и степей эти проскочившие ляпы отметили сами собравшиеся.
Член редколлегии Ярославский (Емельян Ярославский, член ЦК ВКП (б)) между тем сообщает о предложении из ЦК увеличить тираж газеты за счет уменьшения ее объема, чтобы ее читали шире. И произносит другую немаловажную вещь: Очень широко нужно дать критику фашизма, то, что мы в течение нескольких лет даже не упоминали слово фашизм, а теперь столкнулись с ним на фронте в несколько тысяч километров заставляет нас сказать очень много, рассказать то, что за это время накопилось.
Так готовится к работе по мобилизации масс официальная пресса. Параллельно идут попытки пресечь распространение иной информации помимо официальной. Конечно, интернета нет но есть почта. И уже 6 июля ГКО принимает постановление (№ 37) О мерах по усилению политического контроля почтово-телеграфной корреспонденции. С милыми деталями: не только запретить сообщения в письмах и телеграммах каких-либо сведений военного, экономического или политического характера, оглашение которых может нанести ущерб государству, но и запретить всем почтовым учреждениям прием и посылку почтовых открыток с видами или наклеенными фотографиями, писем со шрифтом для слепых, кроссвордами, шахматными задачами и т.п..
Между тем хорошо известные нам сообщения Совинформбюро (образовано 24 июня 1941 года) начинают подвергаться редактированию на самом высоком уровне. Экземпляр от 13 июля с правкой Сталина.
Читаем: Закончилась третья неделя упорных и ожесточенных болев Красной армии с фашистскими войсками. Итоги первых трех недель войны свидетельствуют о полном (зачеркнуто, заменено) несомненном провале гитлеровского плана на молниеносную победу (зачеркнуто, заменено) войну. Лучшие немецкие дивизии истреблены советскими войсками. Потери немцев убитыми, ранеными и пленными за этот период боев исчисляются цифрой более (зачеркнуто, заменено) не менее миллиона человек. Следует вставка: Наши потери убитыми, ранеными и без вести пропавшими вычеркнуто неразборчивое не более 250000 человек.
Но вот и реакция на такие сообщения от населения. Отметим: анонимно и печатными буквами. Получено 5 сентября 1941 года.
Вы систематически ничего не сообщаете о положении на фронте и больше недели сообщаете стереотипно бои на всем фронте. Остальную болтовню о мелких эпизодах все перестали слушать и читать. Ваше молчание сеет самые нелепые слухи о несуществующих наступлениях и отступлениях. Все это только нервирует весь тыл. Что за презрение ко всем гражданам страны держать их в полном неведении о самом важном. Были слухи о полном окружении немцами армии Буденного, о взятии Киева, Донбасса и пр. В провинции был ряд слухов о разгроме Москвы и Ленингр. Слухи распространяются по вашей вине т.к. вы ничего не сообщаете. Неужели после всех боев у Красной армии не было ни одного успеха пока только отступаем как вы сообщаете. Мы начинаем верить всем слухам.