В 2014 году донецкие получили серию наглядных уроков на тему: «Перед смертью не надышишься».
Как выяснилось, судорожные скупки из-за близких военных действий всего - от туалетной бумаги до кошачьих кормов - не имеют большого смысла. Хлеб быстро черствеет, в скупленных впрок крупах заводится мошка, а в условиях боевых действий после обстрелов даже в очень благополучных городах и районах иногда на неделю вырубали электричество. После чего на свалку приходилось вывозить нестерпимо смердящие холодильники и морозильные камеры с испорченными продуктами. Как ни готовься, а к войне в своем доме полностью готов никогда не будешь.
С тех пор донецких основательно годами тренировали – «наступления ВСУ», если верить телевидению, тут должны происходить каждые два месяца, а ожидание «большой войны» каждый год нарастает зимой и летом, с пиками в августе и январе-феврале. На что уж велика была накачка прошлой зимой, когда сначала местный телевизор обещал наступление ВСУ к 15 марта 2021 года, а все федеральные российские шоу - войну с Украиной за Донбасс ближайшей весной, а может и в начале лета, как только снег стает и все подсохнет… Но и тогда «война» не особо отозвалась на рынках Донецка, Макеевки и Горловки.
В Донецке народ действительно не скупает крупы и консервы, не роет щели вблизи девятиэтажек, а люди в Мариуполе и Макеевке действительно гораздо спокойнее таких же в Киеве или Москве – может еще и потому, что здесь меньше следят за колебаниями фондового рынка?
Еще здесь нет цивилизованной банковской системы и, соответственно, некуда бежать снимать депозиты, неоткуда выводить деньги за границу и, чаще всего, нечего «выводить в кэш». Здесь не работают железнодорожные вокзалы, не бывает пассажирских поездов и давно нет аэропорта – можно разве что поехать подышать мирной жизнью на выходные в Ростов-на-Дону на своей машине или в автобусе, преодолев несколько часов очереди на границе в обе стороны. Срочно бежать особо некуда – пограничные переходы не резиновые.
Здесь все гораздо проще – никуда не спеша, люди живут своей жизнью, благодарно воспринимая любую погоду. Например, сейчас на улице минус 6, а к пятнице обещают метели и снегопады с потеплением днем до 0 или +1, что означает мокрый снег с ночным гололедом и не промёрзшие, насыщенные влагой поля до самой границы с Россией и линии соприкосновения с Украиной. Тяжелая техника по такой земле не пройдет, знают здесь. Последняя зимняя война – за Дебальцево в 2015 году – была по-настоящему «зимней», в среднем при -15 и основательно промерзшем грунте. Раскисшие поля и нынешняя мерзкая погода, по мнению местных, точно не обещают обострения в ближайшие пару недель. А дальше в Донецке мало кто загадывает.
Да к тому же война на околицах притихла: с разгоранием «большой войны» в телевизорах совсем не слыхать канонаду на окраинах Донецка – ее просто нет. Окопная война на Донбассе примолкла, притаилась – в блиндажах тоже иногда смотрят телевизор. Украинцы, опять же, выезжают сейчас на учебу на полигоны, осваивают новое британское и американское оружие, в ДНР в армейском корпусе тоже озадаченно смотрят по сторонам – где же обещанный «Северный ветер» (так тут зовут всех командированных россиян). Никто без особого повода не стреляет: Россия же все равно «скоро нападет» или придёт на помощь, чего же суетиться?!
И мирных жителей Донбасса в равнодушии укорять бессмысленно: они как та измученная током лягушка в кабинете биологии – устали регулярно «получать сигналы» и уже ни на что не реагируют.