Добавить новость
ru24.net
Новости по-русски
Январь
2022

ИНТЕРВЬЮ: Свидетель Иеговы* ТАТЬЯНА ПАЙК о своем муже – гайянце Шоне Антонио Пайке, томящемся в московском СИЗО. Часть первая

0

Четвертое интервью из цикла Елены Волковой “Свидетельницы Иеговы* в суде” (первое опубликовано ЗДЕСЬ; второе — ЗДЕСЬ; третье — ЗДЕСЬ)

“Арестованного Свидетеля Иеговы* из Гайаны заставляют спать на полу в СИЗО” — заголовок, который меня возмутил и озадачил. Расисты превратят его заключение в ад, подумала я. Пытки могут устроить всякому, но темнокожему в нашей тюрьме вдвойне тяжело. Как он оказался в Москве? Где стал Свидетелем? Сможет ли государство Гайаны освободить его? Все волновавшие меня вопросы я смогла задать его супруге Татьяне Пайк. Она хорошо подготовилась к интервью, многое продумала заранее, но разговор всё равно получился очень эмоциональным. Я понимала, что рана свежая, муж в СИЗО, удар следует за ударом, будущее пугает, но Татьяна и сквозь слезы уверенно продолжала свой рассказ. Влюбилась в доброту

Елена: Первый вопрос — романтический. Как вы познакомились с Шоном?

Татьяна: На встрече Свидетелей Иеговы* в Москве. Он меня удивил своей добротой и открытостью людям. Хотя я была очень молодой тогда, но поняла, что он необыкновенно сердечный человек. В нем было особое благородство. И я полюбила его всей душой.

Е: Замечательно. Я в молодости мечтала выйти замуж за афроамериканца. В университете изучала американскую литературу и полюбила именно такой типаж добродушного героя.

Т: Он всегда был очень искренним. Я запомнила, как мы шли по улице и бабушка просила денег. Он денег никогда не давал, он шел в ближайший магазин и приносил ей продукты. Недавно мы были на парковке супермаркета, и он меня попросил купить одной бабушке продукты. А я забыла, потом вернулась в магазин и купила. Бабушка ждала.

Е: Я его очень хорошо понимаю: когда вижу пожилых, считающих мелочь перед кассой, хочется за них заплатить, а потом накормить.

Итак, вы влюбились в доброту…

Т: Да. В нём есть способность жертвовать ради другого и особая преданность, которую чувствуешь как аромат.

Е: Поэтично сказано. Расскажите про Гайану.

Т: Шон родился в столице, Джорджтауне, рос в простой семье, с отчимом, который был не очень добр к нему. Знал, что такое быть нежеланным ребёнком в семье. А будучи темнокожим мужчиной, a black man, на собственном опыте знает, каково это чувствовать себя человеком второго сорта и ощущать недоброжелательные взгляды, слышать унижающие достоинство слова в свой адрес. Поэтому сам он никогда не позволяет себе свысока смотреть на других людей. Е: Как Шон оказался в России?

Т: Гайана — единственная англоязычная страна в Южной Америке, она входит в Британское содружество наций. У школьников там есть единый экзамен, результат которого они отправляют в Англию. Лучших учеников распределяют по хорошим школам, а потом дают стипендии для обучения за границей. Шону предложили на выбор несколько стран, и он выбрал Россию. В кино Россию часто показывали негативно, как агрессивную страну, а у него было острое чувство справедливости. Он решил удостовериться, так ли жестока Россия. Вот и удостоверился. Е: Какая ирония судьбы! Россия как бедная старушка, которой он решил помочь, а в ответ получил от нее обухом по голове.

Т: Учился здесь на «отлично», с красным дипломом окончил РУДН (Российский университет дружбы народов). Преподаватели и годы спустя вспоминают его с восторгом: какой умный хороший мальчик! По контракту с Гайаной Шон должен был вернуться после окончания университета на родину. Учитесь у Гайаны

Е: Он Свидетелем стал в Гайане или Москве?

Т: В Москве, но в Гайане большая семья его тёти — Свидетели Иеговы*, причем не в первом поколении. Он часто играл со своими двоюродными братьями, но не вникал в их религиозную жизнь. А его мама была католичкой: по воскресеньям ходили в церковь, и дальше жили как обычно. Тем не менее, уважение к Библии было привито с детства. Он всегда читал Библию.

Е: Много Свидетелей Иеговы в Гайане?

Т: 3 400 человек. Много для маленькой страны с населением 790 тысяч человек. Они там больше ста лет. Это хорошо известная и уважаемая там конфессия. Когда Шон вернулся в страну Свидетелем, на работе к нему отнеслись с особым доверием, поручали вопросы тендера, финансов, зная, что его совесть не подведёт.

Е: В Гайане большое многообразие этносов. Там есть расизм?

Т: Гайану называют “страной многих вод” и “страной многих культур”. В стране пять этно-расовых групп: индейцы как коренное население; индийцы, которых привозили как наёмную силу; афро-гайанцы были завезены как рабы; китайцы сами приехали; и разные европейцы. Все этносы перемешаны, много смешанных браков.

У некоторых есть предрассудки, но в целом население перемешано даже в деревнях. И хотя страна находится в Южной Америке, президент Гайаны индийского происхождения, из индогайанской мусульманской семьи. Это говорит о высоком уровне уважения к разным этносам. Е: Как вы там адаптировались? Переезд в Гайану — большая перемена в жизни.

Т: Очень эмоциональный вопрос для меня.

Е: Я люблю историю эмоций. Расскажите, если можно.

Т: Меня ошарашило всё: новые запахи, цвета, одежда другая, всё другое. Смотришь на овощи и фрукты и не понимаешь, что это, как это едят и готовят. Погружалась я постепенно, всё было в диковинку. Меня очень тепло встретили: кормили, поили, угощали, покупали мне одежду, лечили от укусов насекомых, провожали по улице. Это была моя первая поездка за рубеж. Я впервые увидела Свидетелей Иеговы* в другой стране. Помню мою первую встречу с ними: я почти ничего не понимала, но чувствовала, что нахожусь в своём родном Зале Царства, среди близких мне людей. Единство мышления, человеческих качеств, воспитания, — всё родное. Свидетели Иеговы* — это большая международная семья, они живут в 239 странах, их 8 миллионов 700 тысяч во всем мире. Это люди, для которых не важен ваш цвет кожи, социальное, культурное или религиозное происхождение. Это люди, которые стараются жить по принципам любви и добра.

Это не слова, это жизнь. Я это единство настолько глубоко прочувствовала в тех обстоятельствах, что пережила настоящее потрясение. Я ещё раз убедилась, что Свидетели Иеговы* — это один народ и живёт он одной семьёй. Е: В этом, наверное, и состоит идеал единого человечества.

Т: Для меня тогда это было очень важно. Там, в Гайане, в 2001 году мы сыграли свадьбу — скромно, без моих родственников и друзей, никто не смог приехать. Е: Шон легко нашел работу на родине?

Т: Да, он работал в министерстве транспорта, инженером по реконструкции дорог. Недавно мы с ним смотрели видео с открытия моста, который Шон строил. Там он сидел рядом с президентом.

Е: Президент Гайаны должен потребовать у России освобождения Шона. Что-то они делают в его защиту?

Т: Сидел рядом с президентом — это ничего не значит. Мы никогда не имели отношения ни к президенту, ни к правящим партиям, ни к кому в политике. Мы не обращались за помощью к властям Гайаны. Пытаемся защищаться сами.

Е: Жаль. В деле Денниса Кристенсена1 у меня не оправдалась надежда, что Дания вызволит своего гражданина из российской тюрьмы. Теперь надеюсь на Гайану, но тоже не вижу поддержки. Родственники Шона пытаются её организовать?

Т: Родственники очень переживают и часто мне звонят. Отец Шона давно живёт в Нью-Йорке, родня есть в Великобритании и Канаде, сокурсники живут по всему миру.

Е: Хорошо бы им организовать международное общество поддержки Шона Пайка и обратиться за помощью к королеве Елизавете II, раз Гайана входит в Британское Содружество.

Была такая традиция на Западе в советское время — группы в защиту разных политзаключённых. Можно международную кампанию развернуть, раз родственники и друзья есть в разных странах.

Т: Спасибо Вам за сочувствие и желание помочь, но Свидетели Иеговы* обычно не используют таких методов, потому что кампания защиты может приобрести политическое звучание, а мы не участвуем в политической жизни, мы сохраняем нейтралитет. Вернулись помогать людям Е: Роковой вопрос: почему вы вернулись в Россию?

Т: Мы тогда оказались на развилке. Могли уехать в США, где были родственники, но Шон сказал, что если уезжать, то не за благополучием, а туда, где мы сможем помогать людям. Я с ним согласилась. И на восьмом месяце моей беременности мы вернулась в Москву, где в январе 2008 года у нас родилась Вероника Пайк. Е: Как встретила родина?

Т: Это была трудная перемена в жизни. В Гайане Шон был уважаемым человеком, с хорошей работой и налаженным бытом. А в России он около трёх лет не мог найти работу, потому что у него не было гражданства. Но он не сидел сложа руки, работал разнорабочим на стройке, преподавал английский. В 2010 году устроился в европейскую компанию, где поднялся от простого менеджера до руководителя проектной группы.

Е: Какой вы увидели Россию по возвращении?

Т: Я вернулась в Россию другим человеком, культурным гибридом. Восемь лет в Гайане, общение с людьми разных культур, настолько расширило мое сознание и так обогатило меня, что я ментально находилась где-то между двумя странами. Я стала более гибким человеком и начала больше улыбаться. Мы с Шоном научились преодолевать культурные различия во-многом благодаря Библии, которая помогла нам ценить личность друг в друге, уважать другого человека как особый мир.

Е: Пограничное межкультурное сознание характерно для билингвов и бикультурных людей. Как ваши дочери живут в двух культурах? Сколь им сейчас лет?

Т: Нике в этом январе 14 лет, а Софии 8. Им очень нравится, что у них есть семья в другой стране. Они много общаются с дедушкой и другими родственниками, но в основном виртуально. Чем тебе помочь, скинхед?

Е: Немного бестактный вопрос, но важный. Россия, по-моему, расистская страна. Сталкивались с расизмом? Т: Шон считал, что Советский Союз воспитал в людях уважение к разным национальностям и что воспитание в духе равенства всех народов сохранялось после распада СССР. Он видел в этом преимущество России перед США, с их историей рабства и расизма. Е: Он идеализировал Советский Союз, как я понимаю. Поддался советской пропаганде? Поверил западным левым, влюблённым в коммунизм? В СССР ведь депортировали целые народы, то есть проводили этнические чистки.

Т: Я думаю, что это скорее его личная особенность. Он в принципе очень добр к людям и по-доброму относился к русским. С теплотой отзывался о преподавателях. Если видел в людях недостатки, связывал это с воспитанием нового поколения.

Он полюбил русскую культуру за гостеприимство, открытость, желание угостить человека, обнять, за материнское отношение. Он приехал в 18 лет и был благодарен за тёплый прием. Эту часть русской души он и полюбил.

Е: Вы в свою очередь были тронуты тёплым приёмом в Гайане. Взаимное гостеприимство. То есть конфликтов с расистами здесь не было?

Т: Были. Мы сталкивались со скинхедами. В электричке нас как-то окружила бритая компания. Они стали его оскорблять: приехал черномазый, отнимаете у нас работу, уводите наших девушек. Шон очень благородно себя повёл: “Если тебе нужна помощь, с работой или ещё с чем, нет денег, а есть трудности, я постараюсь тебе помочь. Ты скажи, чем тебе помочь”.

Е: Потрясающая реакция.

Т: Терпеливо и очень по-доброму. Я от себя добавила, что ребята, этот человек — мой жених, любимый человек. Обращаясь так с ним, вы проявляете неуважение к своей сестре. Поэтому, пожалуйста, ведите себя достойно. Е: Ушли?

Т: Да, ушли.

Е: Ох. Это был единственный случай?

Т: В метро часто задирали, ребята могли толкнуть или изобразить выстрел, приставив палец ко лбу. Но потом мы пересели с метро на машину, и проблем стало меньше. (Продолжение следует) 1 Деннис Кристенсен, гражданин Дании, был арестован в городе Орле 25 мая 2017 года и приговорён к шести годам заключения (282.2 (1) УК РФ).23 июня 2020 года Льговский районный суд Курской области постановил смягчить наказание Деннису Кристенсену, который к тому времени уже отбыл три года из шести. Его должны были освободить, однако прокурор в апелляционной жалобе потребовал отменить постановление суда. Деннис Кристенсен остаётся в заключении.

Елена Волкова,

для Портала «Credo.Press»

* В апреле 2017 года Верховный суд РФ признал экстремистскими и ликвидировал все 396 религиозных организаций Свидетелей Иеговы в России, после чего в массовом порядке началось возбуждение уголовных дел против верующих этой конфессии.




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса
WTA

Теннисистка Потапова стремится в топ-20 мирового рейтинга WTA в 2024 году






Сергунина рассказала о программе в столице ко Дню российского студенчества

Парковочные зоны для электросамокатов планируют создать в Петербурге

Директором Музея истории ГУЛАГа назначена руководитель "Музея Москвы" Трапкова

Шишкин: «Спартак» сможет неплохо заработать на трансфере Угальде»