Мэр прифронтового Дебальцева: «Мы надеемся стать частью России». Эксклюзив о жизни Донбасса
В эксклюзивном интервью для «Ваших Новостей» Игорь Захаревич рассказывает, как живет прифронтовое Дебальцево под регулярными обстрелами украинской армии, сколько зарабатывают учителя, как повлиял на экономику указ Путина о признании сертификатов ДНР и другие подробности.
За спиной молодого мужчины с аккуратной бородкой – портреты Путина и Пушилина. Справа – портрет Сталина. Слева – трогательно лысенькая новогодняя сосна. Это кабинет Игоря Захаревича, мэра прифронтового города Дебальцево, шесть лет назад освобожденного от украинских войск.
– Любите Сталина? – спрашиваю я.
Он пожимает плечами.
– У меня два любимых праздника. Новый год, – улыбается как-то смущенно, – ну потому что, понимаете, это детское, – и День Победы. Если бы не Сталин, не было бы у нас Дня Победы.
Когда я впервые увидела Дебальцево в 2015 году, то мне показалось, что оно состоит из черных, обугленных домов посреди цветущих деревьев. Вишни и абрикосы цвели, но ни одного целого дома я не видела.
Сейчас молодой мэр – чуть старше меня – сидит под лысой елочкой и с удовольствием рассказывает мне, что республиканское правительство выделило 30 миллионов рублей на восстановление города, что 80 процентов разрушенных домов уже отремонтировано. «А так не было ни одного целого», – уточняет он.
Я наивно уточняю: это ДНР выделила деньги или Россия.
– Ну что вы, при чем тут Россия, – смеется он. – Россия, конечно, вливает очень большие суммы в помощь Донбассу, но это наше министерство. У нас ведь собираются налоги, вот недавно Министерство налогов и сборов отчиталось, что денежных отчислений получили больше на 15%, чем ожидалось.
Захаревич успел поработать в кабинете министров еще в Киеве, при Януковиче. В 2014 году вернулся в Донецк, участвовал в восстании.
– У нас, конечно, не получилось, как в Крыму, – сокрушается он. – Там вся власть сразу приняла сторону восставших. У нас собрали депутатов, предложили им возглавить, они тут же прыгнули в машины – и сбежали. Поэтому народ брал власть в свои руки, а в этом случае всегда наступает некоторый откат в правовом смысле. А потом война. Сейчас, конечно, восстановили правовую систему. Сейчас многое делается. Например, газа не было в Дебальцеве с советских времен. Мэры выигрывали выборы, обещая газ провести. Депутаты проходили в Верховную раду с этими обещаниями. А люди продолжали готовить на электроплитках. В лучшем случае – на газовых баллонах. Сейчас строим газопровод. Надеюсь, в этом году получится газифицировать часть города.