Главные новости Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
Май
2021

«Ложесна»

«Ложесна»

Очередной финалист премии «Лицей» – Марина БУТКЕВИЧ.
Предлагаем читателям фрагмент из ее романа.

Продолжаем знакомить читателей с финалистами «Лицея».

Предлагаем фрагменты из романа М.Буткевич.

 

 

Витебск, Віцебск

Я вижу, как отец твоей матери что-то пишет и пишет, пишет и пишет прямо утром перед выходом, пока твоя мать еще спит. Я вижу, как отец твоей матери смотрит на нее сверху как на цветок неожиданно распустившийся, в волосы целует и с поворотом на каблуках на работу в ГорОНО уходит, собранный, хрустящий, в черном длинном пальто с шарфом в мелкую клетку. На концах — бахрома. Этот шарф за ним летит, как плоская и мертвая рука, как не своя, ничья. И мать твоей матери подходит и эту руку ему на плечо кладет. Отец твоей матери смеется и, выйдя, шарф обратно вниз бросает.

Я вижу, как после дня длинного зимнего отец твоей матери выходит из трамвая, паучьими лапами пантографа сверкающего, и шарф цепляется за сумку какой-то вечерней галы. И так желает за нее держаться, что отец твоей матери под движущееся дальше последнее колесо падает.

Я вижу, как он себе трость точит.

— С тростью я и в лесу пригожусь, — говорит.

— И в лесу, — говорит.

 

Сенно, Сянно

Я вижу, как отец твоей матери хлеб на серебряный мох выкладывает.

— Привет, Барух, — говорит. — Привет, Берл.

Я вижу, как он жует, с пути острую ветку убирает, через темноту к дому идет — там мать твоей матери ждет, и мать твоя кашлем раздирается. Трость к печке, руки к столу.

Но дверь в спину его толкает.

Я вижу, как отец твоей матери травинку дожевывает, брови поднимает, ботинки осматривает и за тростью тянется. Вижу, как его в бок бьют и за рукав на улицу выбрасывают. Там черный лес, топкая дорога, пару светящихся от луны берез. Он хромает между двумя. Двое ниже его ростом.

 

 

Я вижу, как твою мать по рукам передают, пихая в бока, щипая кожу. Как кто-то над ней куриную косточку жует. Жилка над зубами, серый разрытый нос, белые глаза. Ох, как она кашляет, говорит голос откуда- то снизу, из-под шевелящихся рук. Этот серый нос-жилка-глаза твою мать прямо той же рукой берет, что только что кинула кость, и в темноту вносит. Херкомен. Херкомен. Заг мир их золь нихт шрайн. Разматывают ее до холода. Больно, больно.

— Зачем они режут, мамичка? — кричит она.

Швайген югендлихе. Сено гниет, в окне худая коза, стеклянная паутина.

— Зачем они меня резали, мамичка? — кричит она.

— Они не резали, не резали, они укололи.

Кто-то шепчет из-за соседнего деревянного угла:

— Пенициллин-пенициллин-спасли.

— Убийцам отдала. Кто-то шепчет.

 

Витебск, Віцебск

Я вижу, как твоя мать ногтем камень из земли отковыривает. И спрашивает:

— Когда вернется папа?

— Он теперь в лесу живет, милая моя Нина. Может и на суше, может и в воде. Найти его так сложно. Так сложно его найти, — мать твоей матери отвечает.

Я вижу, как Нина одеяло замерзшее от стен землянки отдирает и к пруду в парк Елаги бежит. Как она квакает, чтобы лягушки скорей проснулись и помогли ей найти его.

— Что он за зверь тогда? — спрашивает твоя мать.

 

 

Я вижу, как твоя мать на полу сидит, среди мраморной крошки читает и крутит на языке «Езекиль Езекилевич Ривош» и представляет, что это заклинание, а соседка говорит, что он был врач и своими руками доставал ее. Говорит, что раньше на этой улице красивые люди жили, и красавица белая стояла. Что взлетела она на миг и осела, а дома целые остались, да и вид открылся.

Я вижу, как твоя мать идет, и важно ей каждого куска моста носком ноги коснуться и каждого куста и каждого дерева пальцами. Обидятся на нее те, кого она не коснется. А мама ее вперед на мост наплавной смотрит и говорит:

— Скоро, Нина, мороз. Будем ходить, как захотим, по льду. И еще говорит:

— Толстая река течет в море, Нина, мне рассказывали.

— Если я в нее упаду, я тоже попаду в море?

— Только если будешь плыть.

— Но я же не умею плавать, мама.

Коса из платка торчит, и косе не холодно. Волосы мамы в косе. Не упускать из виду. Держаться за них, держаться.

 

 

Я вижу, как твоя мать на водопроводном люке во дворе худграфа танцует. Юбка в складку. И кто-то из окна кричит, что кто-то поступил.

— Я поступил.

— Я поступила.

И твоя мать последняя к листу идет.

 

 

Я вижу, как она среди мольбертов на пьедестале для натуры завернутая в складки натюрмортов спит. Я вижу, как Вера Степановна твою мать, наедине с плакатом мокрым недописанным, закрывает в пыльной вечерней мастерской. Ключи не гремят, они приятные, в замках ворочаются, как в объятиях, а скважины все шире с каждым разом, шире. «Да здравствует» было готово и «1» готово. Буквы не красные, а коричнево-красные, от начала к концу фразы темнеющие. Поэтому так затянулось, поэтому все ушли. И тихо было — время закрывать. Писала буквы на полотнище белом, сидя на полу. Первый курс как полумесяц. Освещенная сторона года с сентября по май. Если один край повесишь на толстую булавку за штору, то оторвется «да» от «здравствуй». Да, здравствуй. Завтра май, май, май.

 

 

Я вижу, как твоя мать читает: «Мой случай выбрал Вас и он прекрасен. Я предлагаю Вам несметное богатство. Пришлите рубль на адрес, что написан на конверте, взамен чего получите подарок».

Как самый чистый лист из папки срывает, нос пера моет, открывает тушь, тушь прямо в щели платья падает, хлопчатый голубой цветок темнеет. И, не садясь, пишет: «Если вы очень глупый, то вам искать еще глупее надо». Языком по конверту, глазами не видя мать вошедшую. Я вижу, как она с пятном на бедре на сухую осеннюю дорогу выбегает. Как на почте головой дергает. Как ждет ответ на скамейках, в коридорах, в магазинах.

Как клен во дворе краснеет, а клены краснеют не все.

«Мне повезло, нашел умнее» — чернильная ручка на белом-белом листе.

Я вижу, как твоя мать жадно все его буквы ест.

Я вижу, как она пишет в ответ, что театр построили, что она больше всего любит натюрморты. Акварель, акварель. Потому что изумительные можно сделать ветки с тонкими концами, и стекло. Что на балконе много   снега.   Что   знала — когда   в сентябре   ездили в Ленинград на экскурсию всей группой, он ее и увидел. Как она шагала мимо, а вокруг белый гипс, белые зрачки. И он спросил у ее одногруппников, кто у них самая лучшая. И ответили: Нина. И адрес дали ее. А он такую ерунду написал. Ничего лучше не придумал. Фотографий не шлю, пишет, — так   лучше,   когда нет   внешности, и фотография — это только одна сплошная застывшая щека, да и нет у меня хороших.

Пишет, как был карнавал. И как она была на этом карнавале в костюме русалки. Пишет, что на первом курсе была в костюме принца, — и ее узнали по походке. Как на втором курсе была цыганкой, как сделала сама винтовые оборки, как проволоку согнула в гребень, обернула тканью, обмазала клеем и посыпала блестящим снегом, — и узнали по движению рук. А теперь не узнали. У соседей взяла старый ненужный тюль, красила чередуя. Один слой болотный, другой поярче. А между слоями вставляла водоросли — и настоящие, что летом сорвала и высушила, и из марли, и из бумаги, промоченной в краске. И волосы тоже были зеленые. И между ними тоже были водоросли. И лица не было никакого. И не узнали. Все ходили и спрашивали друг у друга:

— А где Нина? А где Нина?

Пишет, как шумно льется с ее улицы вода, как март пришел и как предложила девочкам сшить платья одинаковые. Из ситца. И фасон выбрала. И все сшили. И сидела допоздна. И пришли потом утром, и все глаз не могли отвести. И все спрашивали, кто придумал.

Пишет, как хочется на большое озеро или море. И что она бы только и делала, что собирала камни и ракушки. Чтобы потом среди них жить. Потому что иначе как жить?

Пишет, что день рождения у нее в мае. Потому что она любит сирень. Что все расцвело.

 

 

Я вижу, как она на ступеньках под часами стоит. Вокзал новый и бульвар новый — парадный коридор. Стоит, и бесконечные люди из его поезда смывают, сбивают ее, как ветер, с ног, стать Витебском спешат, перемешаться, купить билет на проезд дальше и дальше и дальше.

Она стоит и ждет. А он с ними мимо нее проходит и внизу оборачиваться и волноваться остается. Представлял чернобровую, невысокую, с кривоватыми    ногами. Представляла замученного и серого, с плохим запахом.

Пока он сжимает рукой край стойки регистрации в гостинице «Двина», она пытается сидеть, не шевелясь, специально трогая щекой тюль, чтобы держать себя в одном положении, и на спину его смотрит, пытаясь понять его затылок. Новый человек — страшно, его затылок может в твою ладонь лечь.

Он саквояж в свой бежевый номер относит, раскрывает его, на свои вещи набрасывается, чтобы очень быстро убрать изо рта и из глаз ночь, поезд, прошлый день и спуститься к ней. Они едят в гостиничном ресторане омлет и хлеб. Нина говорит, что ему повезло, что он приехал в такое время, потому что май — лучший в мире месяц для того, чтобы ходить. Она говорит, что у нее скоро экзамены, но она все знает. Он ест и углом большой салфетки трогает свои губы. Она смотрит — и что-то в этих губах не так. Неродные углы. Она почти не ест, но держит вилку с наколотым куском. Она стесняется есть, но съесть было надо, потому что потом придется долго просить прощения у природы за эту несъетую еду.

— Вот наш долгий мост, — говорит Нина. И ветер помогает ей.

Имена друг друга они не произносят, но смачивают их во рту. Артур, «ту».

Я вижу, как Нина лист сложенный вчетверо достает и ему в карман плаща засовывает. Когда деревья ее почти скрывают, он садится, выдыхает и шершавую плотную карту нового для него города разворачивает. Эти ровные вдавленные линии бордюров, линии домов и линии ее букв в его глазах отпечатались и потом ходили с ним уже по Ленинграду, и каждый раз, огибая угол какого-нибудь дома у моста или у перекрестка, он его по Нининым линиям огибал. Как бы она нарисовала ему Ленинград, каналы, воду думал. Ногами ее линии трогал.

Нина дала ему только проспект Кирова, начало Фрунзе и Ленина влево до Дворца культуры и вправо до деревянной хаты. Он так по ним и ходит, иногда зарывая подбородок в плащ на дворовых скамейках. Видит стройку, видит почки и на ратушных часах «15:07». Оказалось потом, что он почти под ее окнами стоял, но не знал, что так к ней близко, и теперь идет медленно, чтобы вместе с ним к месту, где они расстались, пришло и время.

А она, оказалось, идет за ним. Он говорит, что ему нехорошо от современных зданий. Она — что мечтает сделать здание как будто подводное, и чтобы сады, заросшие на окнах, ползли как змеи. Он говорит, что в Ленинграде есть такое. Она — что такого не может быть. Он — что там же много воды, почему б не быть. Она — что нужна соленая. И море есть — говорит он. И они стоят на берегу Двины, поднявшейся от зимы к солнцу. У него начинается вечерняя щетина. Она поцарапает Нине щеку на память. Нина садится на черной подъездной лестнице, чтобы это все запомнить. Он поднимает отломанную ветку белой алычи, несет к подъезду, кладет на первую ступеньку и идет за собакой с отрубленным хвостом, нюхая, как она, все деревья.

 

Марина БУТКЕВИЧ





Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus



Героическое участие армян в СВО. Часть третья

6 городов России, где можно увидеть белые ночи кроме Санкт-Петербурга

Продвижение новых песен с высоким результатом

Росгвардейцы из Минусинска заняли призовое место на Межрегиональном турнире по пулевой стрельбе, посвященном памяти Героя России Ивана Кропочева


6 городов России, где можно увидеть белые ночи кроме Санкт-Петербурга

Производственные площадки АО «Желдорреммаш» в апреле посетило более 4700 школьников и студентов

XXIII Московский Пасхальный фестиваль проходит при поддержке Relax FM

В четверг начинается арктическое вторжение на Москву: в субботу уже -3С, а вечером пойдут дожди


Tyson Fury vs Oleksandr Usyk undercard: Who is fighting on huge Saudi bill?

13 Crops You'd Be INSANE Not To Plant in May

5 Things To Remember When A Friendship Ends

Online Alarm Clock for efficient time management


HRlink повысил надежность работы сервиса кадрового ЭДО

Европейские правозащитники подали очередную жалобу на ChatGPT

Цветочный водоворот

Метеоры между Петербургом и Петергофом совершили первые отправления в этом году


Бета-тест Figment 2: Creed Valley на iOS открыли для 100 человек

Гайд по фарму золота в Solo Leveling: Arise

Игра All of You от создателей Love You to Bits и Bring You Home больше не эксклюзив Apple Arcade

Star Wars: Hunters выпустят по всему миру в начале июня


Депутат Миколаївської облради Кормишкін вперше опублікував своє весільне фото


Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге о развитии «зеленой» экономики в РФ

Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге о новых решениях для научного развития

Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге о сохранении культурного наследия

Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге о развитии социально-экономического потенциала территорий России




Героическое участие армян в СВО. Часть третья

Магнитная буря 2 мая может спровоцировать северное сияние в Москве

Льготы льготами, но эти четыре налога в 2024 году пенсионеры заплатят без вопросов

Мать найденных в подвале в Петербурге мальчиков заявила, что ей вернут детей


В один клик: в Петербурге придумали новый способ борьбы с нарушителями на электросамокатах

«Одна из ярчайших фигур в истории российской монархии»: почему императрицу Екатерину II называют Великой

В «Волчьем логове» Гитлера нашли останки людей без стоп и кистей рук

В 3-м туре командного чемпионата России в Сочи команда из Санкт-Петербурга победила «Темус Тим» из Москвы, счёт – 4:2


Даниил Медведев снялся с четвертьфинала «Мастерса» в Мадриде из‑за травмы

"Я играю и зарабатываю хорошие деньги, но...". Рыбакина назвала главную проблему в женском теннисе

ATP представила новые правила парного тенниса

На кураже: Рублёв пробился в финал «Мастерса» в Мадриде, Медведев снялся из-за травмы


Льготы льготами, но эти четыре налога в 2024 году пенсионеры заплатят без вопросов

«Вокруг ТВ»: Орбакайте пообещала спеть на бис в России

В «Волчьем логове» Гитлера нашли останки людей без стоп и кистей рук

В один клик: в Петербурге придумали новый способ борьбы с нарушителями на электросамокатах


Музыкальные новости

«Коноплянка» гнездится в России // Московский «Кристалл» начнет выпуск белорусской водки

Аранжировка. Аранжировка Песни. Современная Аранжировка. Аранжировка Произведения.

Лидер «Алисы» Кинчев рассказал, что умерший Тропилло многое сделал для группы

Волочкова сообщила подписчикам об очередной поездке на Мальдивы



Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге о расширении фермерских торговых сетей

Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге кинофестивале «Герой»

Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге о новых решениях для научного развития

Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге о развитии «зеленой» экономики в РФ


Волейбол: «Локомотив» из Калининграда завершил сезон на втором месте в Pari Суперлиге

Что действительно говорил В. Путин о Нагорном Карабахе?

Цирковая артистка Бурятии Аригма Цыремпилова - девочка-каучук (Россия, Культура, Театр и Дети)

Собянин рассказал о программе развития туризма столицы до 2030 года


Пролет путепровода на Петрозаводском шоссе в Петербурге надвинули на 45 метров над ж/д путями

Велосипедистка попала в реанимацию после ДТП с грузовиком в Петербурге

Уголовное дело возбудили после ДТП с участием «Газели» и пешехода в Петербурге

Вечерние пробки в Подмосковье оценили в 4 балла 3 мая


Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге о развитии социально-экономического потенциала территорий России

Путь из Владивостока до Санкт-Петербурга на своем авто станет комфортнее и лучше

Путин и Рахмон обсудили борьбу с терроризмом и ситуацию с мигрантами

Больше 4 тысяч ветеранов войны из Новосибирска получат письма от Путина к 9 мая





Ученые: Магнитная буря вызовет полярные сияния в Москве и Петербурге

Врач посоветовала пенсионерам вести активный образ жизни для долголетия

В Петербурге врачи спасли мужчину с крюком в голове

В Петербурге отправили к врачам женщину, прыгнувшую в Неву вместе с сыном зимой



В Санкт-Петербурге 4 мая пройдет презентация спортивной коллекции SHU. В этот день также начнет работать новая беговая точка SHU RUN

Тамбовчанка завоевала "серебро" на Всероссийских соревнованиях по всестилевому карате

В 3-м туре командного чемпионата России в Сочи команда из Санкт-Петербурга победила «Темус Тим» из Москвы, счёт – 4:2

Алекно возглавил «Зенит» из Санкт-Петербурга


В Минске одобрен проект соглашения о системе таможенного транзита ЕАЭС



Собянин рассказал, как нейросети помогают московским врачам лечить

Сергей Собянин. Главное за день

Собянин: Обрабатывающие предприятия Москвы увеличили производство почти на 18 процентов

Сергей Собянин рассказал о цифровизации системы здравоохранения


В Петербург появится трехмерная модель подземного пространства

Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге о развитии «зеленой» экономики в РФ

В Орловской области наблюдали полярное сияние

Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге о развитии «зеленой» экономики в РФ


«Вокруг ТВ»: Орбакайте пообещала спеть на бис в России

Мать найденных в подвале в Петербурге мальчиков заявила, что ей вернут детей

В Алтайском крае сократят посевы гречихи в 2024 году из-за перепроизводства

Алекно возглавил «Зенит» из Санкт-Петербурга


Май спрогнозировали россиянам синоптики

Экскурсоводы из Архангельска знакомят посетителей выставки «Россия» с достижениями регионов страны

В Архангельске работать в летнюю навигацию будут девять теплоходов

Архангельские тяжелоатлеты успешно выступили на зональных соревнованиях


Бурятия, Россия, Дети, Концерт: Театр кукол Ульгэр в Улан-Удэ представит "Вальс Победы" к празднику

Россия, Культура, Дети: Звезда госцирка Бурятии, артистка Аригма Цыремпилова

Еженедельный вестник катастроф

Литературный салют «В сердце ты у каждого, Победа!»


В 3-м туре командного чемпионата России в Сочи команда из Санкт-Петербурга победила «Темус Тим» из Москвы, счёт – 4:2

4 мая в истории Асбеста

«Одна из ярчайших фигур в истории российской монархии»: почему императрицу Екатерину II называют Великой

Льготы льготами, но эти четыре налога в 2024 году пенсионеры заплатят без вопросов












Спорт в Санкт-Петербурге

Новости спорта


Новости тенниса
Андрей Рублёв

На кураже: Рублёв пробился в финал «Мастерса» в Мадриде, Медведев снялся из-за травмы






В один клик: в Петербурге придумали новый способ борьбы с нарушителями на электросамокатах

Льготы льготами, но эти четыре налога в 2024 году пенсионеры заплатят без вопросов

4 мая в истории Асбеста

Алекно возглавил «Зенит» из Санкт-Петербурга