Главные новости Архангельска
Архангельск
Август
2014

Берег юности - Белушье: гостевой пост от Инги Артеевой

0
Каждый раз, когда ЧУМработница обращается к сельской теме, в душе у неё расцветают незабудки, а память услужливо рисует милые сердцу картины её личного деревенского детства . Если же на заданную тему рассуждает член Союза писателей России, поэтесса и просто хороший человек Инга Артеева - незабудок становится на порядок больше.

***********
Берег юности - Белушье

9 августа, в день семидесятипятилетия Белушья, на родине побывали те из белушан, что давно там не живут, но бережно хранят память о детских и юношеских годах, проведенных на южном берегу Баренцева моря.

Прошли через всё

Так, каждый год стремится побывать на родине Валентина Егоровна Пересыпкина. В октябре 1939 года, когда на место, где через два года отстроится деревня, приехало судно с первыми поселенцами,  ей был год от роду.
Люди везли детей, семьи, нехитрый скарб, а самое главное – дома, разобранные на брёвна - где в тундре найдешь строительный лес? Но едва люди выгрузились и сошли на берег, со стороны моря налетел страшный шторм, и все дома поглотили волны. Многие пассажиры того судна, не выдержав потрясения, сразу уехали. Семья маленькой Валентины осталась. В детской памяти с тех лет сохранилось немногое:
- Как папа уходил на фронт, не помню, говорит Валентина Егоровна, - А вот как маму забирали в тюрьму… Не хотела говорить… Знаете, она была продавцом, а такая система была, чуть не уследишь, недостача и все! Расхититель социалистической собственности.
Помню тот день, 1942 год шёл, пришли за мамой. Меня ещё хотели отдать, но потом оставили с бабушкой старенькой. Нас, детей, было семь человек, одна сестра умерла во время войны, шестеро остались.
До восемьдесят пятого года  я жила тут, в Белушье. А потом я вышла замуж за военного и уехала в Архангельск, а дальше много где жили. Сейчас живу и здесь, и в Архангельске. Я работала на рыбзаводе тут, была начальником базы складов, потом в больнице, а как уехала, стала в воинской части бухгалтером. Каждый год бываю здесь…

Переводчица с наважского

Приезжему человеку непонятно, чем Белушье так манит своих белушан. Узнать это я пытаюсь у самой молодой на сегодня жительницы, Кати Мошковой. Юная златовласка своей хрупкостью и смущением напоминает мне осторожную белокрылую бабочку:
-  Тут всё красиво, природу нашу  люблю. В Пёше всё не то, тут лучше. Я учусь в Нижней Пёше, живу в интернате, и, когда уезжаю, скучаю очень…  Когда вырасту, буду обязательно приезжать сюда. Чем люблю заниматься? Больше всего нравится навагу зимой на удочку ловить…
Кроме таких, довольно экзотических для современной девочки-подростка увлечений, у Кати есть вполне себе обычные:
 - Я люблю английский язык, математику, ИЗО. Хочу стать переводчиком с английского языка, и еще с какого-нибудь, испанского…

Бегом по жизни

Один из наиболее активных участников праздника: бойкая пожилая женщина в брусничном кардигане. Она громко аплодирует, весело смеется шуткам со сцены и вообще всячески комментирует происходящее. Когда наступает момент вручения благодарственных писем, я узнаю, что зовут даму Маиса Григорьевна Рябкова, и она шесть десятков лет отдала белушскому рыбзаводу. 
Подхожу познакомиться:
-  Морошку беру, хожу, собираю на аэродроме, - сразу делится новейшими событиями из жизни Маиса Григорьевна, -  Ноги болят, так далеко-то не могу ходить. Я в Пёше теперь  живу, а приехала просто по ягоды. В Белушье прожила с пятидесятого года по две тысячи седьмой.  В рыбокомбинате всю жизнь проработала, шестьдесят лет - с 1944 по 2007 год. Оттрубила. Здесь база была большая, холодильник построен на сто тонн! И в Индиге был. А я на обработке. Большие суда приходили.
Дочь одна живет в Холомогорском районе, Усть-Пинеге, а другая в Заозерске, Мурманской области. Старшая дочь умерла, жила в Архангельске, её вот дочь приехала сейчас, моя внучка, и правнучку привезла. А я то в Пеше живу, то в Нарьян-Маре, то в Архангельске, на месте не сижу. 
Кому-то это, может, и не нравится, а я такая. А мне ведь восемьдесят третий год. Спросят: чего дома не сидишь, ездишь все куда-то? Я и говорю: пока ноги ходят, надо. В прошлый год набрала четыре десятикилограммовых ведра. А сейгод нету. Вот только одно ведёрышко, наверное, внучка, увезет на варенье и все. А далеко-то не пойду, ноги уж не те…
За разговором мы доходим до берега. Неугомонная Маиса торопится, а я остаюсь перед безмолвной туманной далью.

Я видела море

Мне уже рассказали: вот она, река Пёша, там – Чешская губа, а за ней – Баренцево море. На берегу меня поражают останки двух больших судов, а вдали виднеется судно, еще более превосходных размеров, и какой-то другой, не рыбацкой стати.

Я иду по берегу, и под ритм шагов рождается:


Я видела море.
                               Усталый корабль-великан.
Он знал, вероятно,
                              места и рассветы получше,
И думал, со временем,
                              примет его океан,
Но временем втоптан
                              в песчаный покой у Белушья.
Он помнит, как крылья
                              полночных полярных ветров
На облаке волн
                               возносили под самое небо.
Не с этой судьбой бы
                                У тихих стоять берегов
Врастая в песок, как
                               В забвения горькую небыль.
Остов его здесь, но
                            Душа, верю, птицей морской
Летит. И поет свою
                            Звонкую песню над глушью.
Ведь тот, кто летал,
                            Никогда не уйдет на покой,
Хорал океана
                             Сменив на безмолвье Белушья.

Если бы не рыбалка

В мои печальные размышления о судьбе северной глубинки то и дело прорываются отголоски праздничного веселья. Концерт идет прямо на улице, под ласковыми лучами заполярного солнца. На пути к месту торжества я встречаю двух молодых парней. Младший из них, Александр Мошков, брат уже знакомой нам Кати.
Александр Мошков и Виктор Ворон
В прошлом году он окончил школу, и после этого год живёт в родной деревеньке. Признаётся, зимой приходится нелегко. Дело не в тяготах быта: нарубить дров и принести воды для парня – не проблема. Не хватает общения со сверстниками:
- Зимой я тут один из молодежи был. Летом еще есть люди, приезжают отдыхать. Зимой все заметает, одни дома, даже и поговорить не с кем. С интернетом плохо, не везде и связь ловит. Скачать что-то невозможно. Дискотеки раньше были, но в последнее время я тут из молодежи один, не для меня же одного проводить… 
Здесь был когда-то сельский клуб
Скоро в армию. Думаю, по контракту остаться, а потом, может, в городе пристроюсь работать. Но сюда обязательно буду приезжать.

Его товарищ, Виктор Ворон – выходец из Украины, но уже три года –северянин и душой, и телом:
- Работал в округе, познакомился с будущей женой. Теперь живу в Нижней Пёше.  Приехал, прижился. Рыбачу. Тут все рыбачат. Если бы не рыбалка, так и делать нечего. Мне зимой тут на Севере нравится, зима шикарная. На юге пожил, хватит. То, что происходит в Украине, не могу ни понять, ни принять. Много родных там осталось, братья, сестры. Сюда всех не перевезешь, я седьмой в семье…

Пою тебя, родина

Концерт в центре деревни – в самом разгаре. Я успела на премьеру песни. Как говорит автор, Надежда Протопопова, песня написана прямо  к празднику, прошлой ночью.
Песня в подарок
- Раньше я только переделывала чужие песни, а сейчас как-то нахлынуло, и за ночь песня появилась. Так же и с Пёшей - обнаружилось, что нет у села своей песни, и я, шутя-шутя, а написала и спела.  Мы с аккомпаниатором месяц назад приехали работать в клуб, в Нижнюю Пёшу. А до того я в Неси проработала тринадцать лет. В Пёше пока нравится, но ведь летом в деревне везде хорошо. Как дальше, видно будет.

Большая родня

Вот это, наверное, главное, что отличает по-настоящему счастливых и мудрых людей северной глубинки: жить сегодняшним днем, уметь радоваться тому, что есть, делиться сердечным теплом с односельчанами. Ведь если заглядывать далеко в будущее, рисуя печальные перспективы, можно не успеть рассмотреть самое важное: как встает солнце над морем, как драгоценным камнем блестит росинка на ягодке морошки и как за годы, прожитые бок о бок, срастаются человеческие судьбы, а соседи становятся ближе, чем иная кровная родня.

 









День пролетел незаметно. К вертолету нас провожает вся деревня. Вперемешку звучат песни, детский смех, тихие слова прощания. 
Наконец, мы поднимаемся над уголком северной земли, где тесным семейным кружком живут чуть более двух десятков белушан, не стремящихся оставить родину. Напротив меня, глядя в иллюминатор так, словно старается насмотреться впрок, городская женщина утирает навернувшиеся слезы…

Вдруг светлая печаль заглянет в окна,
И память как-то растревожит душу.
Пред взором мысленным, как будто ненароком
Предстанет берег юности — Белушье.

Течёт по морю тундры речка Пёша,
Чтоб с Баренцевым морем породниться,
Ковер высоких трав ещё не скошен,
Жизнь впереди, всему возможно сбыться!

И так приободрит воспоминанье,
Так солнечным теплом наполнит душу,
Что ты поймёшь — не признаёт прощанья
Родимый уголок Земли — Белушье.




Читай ещё в ЧУМотеке о Белушье:
Ты тоже можешь написать гостевой пост в ЧУМотеку:
  1. Что такое гостевой пост?
  2. Все гостевые посты ЧУМочитателей



Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Архангельской области

Новости спорта


Новости тенниса
Даниил Медведев

Даниил Медведев снялся с четвертьфинала «Мастерса» в Мадриде из‑за травмы






Завершился первый этап капитального ремонта Онежского Дворца культуры

Архангельскавтодор передал Губернаторскому центру автомобиль для отправки в зону СВО

Зимняя дорога

Гости из более десятка регионов России съедутся в Киров на масштабный фестиваль