Главные новости Майкопа
Майкоп
Июнь
2014

Судьбы. Чеченская мама, похоронив сына, нашла его среди живых: «Я говорила, он вернётся!»

0

Елена КОСМАЧЁВА

«Вахит, я говорила тебе, что он обязательно придёт, просто не мог не прийти!», - кричала Наталья мужу, обнимая совершенно незнакомого парня в форме, как две капли воды похожего на их погибшего во время второй чеченской войны сына...

Нечаянная встреча

- Иди на блок-пост, там «мама» твоя пришла! - звали Евгения Ларина на КПП сослуживцы по сводному отряду тогда ещё милиции из Адыгеи.

Она приходила почти каждый день. Закончатся уроки в школе, бегом домой, что-нибудь вкусненькое собрать и понести ему. А главное - её глаза снова увидят его высоким, повзрослевшим и живым...

В тот день апреля 2002 года в сводном отряде сломалась машина. Починить её своими силами оказалось невозможно, а в селе, как им сказали, жил чеченец - мастер на все руки. Женя вместе с сослуживцами пригнал машину. Пока разбирались с ремонтом, вышел на улицу - с горы была видна вся сельская округа, утопавшая в весне. Вдруг за спиной он услышал женский крик: «Сынок, сыночек!». Он обернулся и заметил, как женщина, половшая в огороде грядки, бросила тяпку, кинувшись к нему с протянутыми руками.

- Я растерялся, никак не мог понять, что случилось? Она подбежала к забору из сетки и схватила меня за бушлат, тянула к себе, - говорит Ларин.

Парень растерялся, не понимая, что хочет от него чеченская женщина в чёрном платке, истошно кричавшая на русском языке: «Сынок, иди скорее во двор, я спрячу тебя, нужно беречься». Она повторяла слова и, цепко держа его за бушлат, повела вдоль забора, открыла калитку и втянула во двор.

- Вахит, смотри, он пришёл, я говорила тебе, что он обязательно придёт! - звала она кого-то.

Во дворе появился пожилой мужчина, что-то говорил на чеченском и русском вперемешку. Опешивший Женя стоял, молча. Он был уверен - его приняли за кого-то другого, ошиблись. По лицу мужчины он понял, что тот потрясён не меньше. Женю повели в дом, усадили за стол. Женщина металась по кухне, плача и смеясь, ставила перед ним еду, роняла ложки и вилки.

- Когда я его увидела, нисколько не сомневалась, что это мой Резван пришёл, - говорит Наталья Николаевна.

Уже за столом дядя Вахит, как Женя зовёт его уже больше 12 лет, объяснил: он очень похож на их сына, погибшего три года назад под упавшими на село бомбами.

Во двор Уздамировых прибежали перепуганные сослуживцы Евгения - они услышали крики в ремонтной мастерской, находившейся неподалёку на той же улице. Вскоре о происшествии узнало и всё село Замай-Юрт.

- Я поначалу не поверил, что такое возможно. Мне показывали семейные фотографии - вроде похож, но Резван был моложе меня, когда погиб. А потом все селяне стали говорить, что и лицом, и ростом, сложением, манерами он словно брат-близнец.

Тот самый двор

Мы сидим с Наташей, как она просила себя называть, на открытой веранде их дома. В том самом дворе, где много лет назад случилась её встреча с Евгением.

- Это не асфальт просел от времени, два осколка от бомбы попали к нам во двор вечером в воскресенье,
5 сентября 1999 года, - рассказывает она.

Это был единственный авиационный налёт на село. Как говорят местные жители, отряд боевиков Шамиля Басаева появился в Замай-Юрте незадолго перед этим. Они расположились в районе завода местного ДРСУ - в соседнем здании сельской администрации Басаев устроил полевой штаб.

Жители села, ничего не подозревая, как всегда вечерами отдыхали на лавочках небольшой площади недалеко от школы - признанного всем селом культурного центра. В основном там были пожилые женщины, дети и молодёжь.

Самолёт прилетел около 22 часов, и земля взорвалась. Всё произошло быстро: жуткий грохот, запах дыма и гари, крики. В домах выключился свет.

- Я помню только ужасные звуки, - говорит младший сын Уздамировых Адам, которому тогда было шесть лет.

- Мы сразу побежали к школе. В селе было очень темно, но в центре горел подорвавшийся грузовик, всё освещая вокруг, - говорит Наташа.

Сначала она увидела своего 18-летнего Роберта, у него было тяжёлое ранение в живот. Затем они с Вахитом нашли Резвана. Их 22-летнему сыну осколок вошёл в спину, под лопатку. Раненых отвезли в больницу, сделали операции. Оба брата боролись за жизнь пять дней, а скончались в пятницу, 10 сентября.

- Они были в сознании, но ничего не могли говорить. Я была с ними и не в силах им помочь, - говорит она.

Сыновья похоронены рядом, на сельском кладбище. В селе тогда погибли 28 человек, среди них шестилетний ребёнок и молодые ребята, самым старшим из которых оказался Резван.

- Я знаю, в этой жизни можно вынести абсолютно всё, только не войну, это очень и очень тяжело. Успокаивает только то, что мы с ними, может быть, встретимся. Вот Резвана мне удалось увидеть таким, как Женьку, которого я очень люблю, как мама, - говорит она.

...В начале 2002 года на блок-пост в селе Замай-Юрт впервые заступили омоновцы и сотрудники ППС из Адыгеи, сменив новосибирский ОМОН. В их числе впервые попал в Чечню и прапорщик милиции Евгений Ларин. Ему тогда было всего 26 лет, каким и представляла Резвана мать. Поначалу она каждое утро ходила на КПП милицейского поста, проверяя, не случилось ли чего на службе.

Однажды в поле, во время уборки, загорелась тележка с сеном. День был ветреный, все боялись, что огонь перекинется на трактор, пытались тушить. Тогда Евгений прыгнул на прицеп, чтобы выбить шплинт из сцепки и откатить тележку.

- «Мама» оказалась поблизости, когда уже тележку откатили, да как хватит меня граблями по спине: «Ты что делаешь, а если бы трактор загорелся и ты погиб!». Она ужасно ругала меня, никакие отговорки, что всё обошлось, не помогали, - говорит Ларин.

Такая любовь

В полугодовых командировках на блок-посту Замай-Юрта Евгений был несколько раз. Она носила ему чеченские лепёшки, русские пирожки, клубнику из своего сада. «Сын» стеснялся брать подарки, но боялся обидеть названную маму. Характер у неё настоящий русский. С этим не спорит даже муж Вахит.

- Мне пора присвоить дважды Героя Советского Союза за этот союз, - шутит он.

А сам выписывает из российских питомников и сажает для неё на чеченском дворе берёзы и рябину - «чтобы не забывала родную Пензу».

- Не хватило на мою долю Иванов от Калининграда до Находки! Вот я и нашла своего Вахита - самого красивого, умного и доброго человека, - Наталья гордится мужем.

Они вместе уже 38 лет, столько пережито за эти годы. По её словам, она даже думает уже давно на чеченском языке, хотя учит русскому ребят в школе. «У нас на доме можно повесить табличку: «Филиал Замайюртовской средней школы», и это будет правда, дети к ней бегут после уроков», - говорит муж.

- Я каждый год дважды езжу к маме в Пензу. Мама - это самое важное, что есть у каждого человека, - вздыхает Наталья.

Евгений звонит ей из Майкопа, несколько лет он не был в Чечне. А она ждёт.

- Бывало я ещё только собираюсь выезжать, а она уже стоит там на КПП, ребята звонят - мамка пришла встречать тебя, - говорит Ларин.

Однажды он долго был в Майкопе, и она позвонила среди ночи - одолевали грустные мысли. Они проговорили около двух часов. Вся семья Лариных ко второй маме, живущей в далёкой Чечне, привыкла, дружбой с нею гордятся: «Мама есть мама».

В семье Уздамировых сегодня всё хорошо. У самого старшего сына Рамзана трое сыновей, они тоже хорошо знают дядю Женю, и двухлетняя любимица всех - дочь. Младший сын Адам хочет стать врачом.

- Я очень счастливый человек: утром с радостью бегу на работу в школу, потом с радостью бегу домой. Мне бы ещё детей Адама дождаться и у Жени в Адыгее побывать, - говорит она.

В 2002-ом историю с находкой сына учительницы Уздамировой обсуждало всё село. Евгений помнит, как «мама» впервые показала его всему селу. На очередных госвыборах он вместе с коллегами из Адыгеи охранял избирательный участок в её школе. Наталья Николаевна была рядом с ним. И все жители Замай-Юрта, кто на русском, кто на чеченском говорили ей: «Резван, живой Резван».

Она гордится своим Женей и сегодня, ведь он всё время к ней возвращается.

...На сельском кладбище Замай-Юрта все могилы одинаковы, там все равны. Среди них есть две, в которых местные жители похоронили неизвестных солдат, их некому было опознать. За могилами ухаживают, как за своими.

- Как знать, может где-то в России их ищут матери, вглядываясь в лица, всё может быть, - говорят люди.




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Адыгее

Новости спорта


Новости тенниса
ATP

Андрей Рублев поднялся на шестое место в рейтинге ATP






Нарожный передал в дар Свято-Троицкому кафедральному собору Библию

В Адыгее в течение прошедшей недели 10 раз горела сухая растительность

Марка, посвященная вступлению в должность Президента РФ, выйдет в почтовое обращение 7 мая

Более 200 работ российских художников представили на фестивале в Кисловодске