РЕЛИГИЯ/Интервью с муфтием Соборной мечети РАВИЛЕМ ДЖАФЯРОВИЧЕМ ПАНЧЕЕВЫМ
- Равиль Джафярович, в первую очередь, хотелось бы узнать, как вы оцениваете период, прошедший с момента вашего вступления в должность?
- Для меня это, прежде всего, работа, которую я хорошо знаю и которой давно занимаюсь, просто после смерти отца она перешла на более высокий уровень – изменился мой статус и должность.
- Можно сказать, что для вас это стало продолжением текущей деятельности, а не началом чего-то нового?
- Абсолютно точно. Изменилась только степень моей ответственности. Я много лет работал имам-хатыбом мечети Приморского района и вместе с тем замещал в Петербурге отца, когда он выезжал за пределы города. В настоящий момент историческая Соборная мечеть является основным местом моей работы, во второй мечети я бываю по возможности.
- Расскажите, пожалуйста, в какой стадии находятся сейчас восстановительные работы в Соборной мечети?
- Документально ремонтно-реставрационные работы документально уже начались, да и реставрацию можно было бы начать уже сейчас, но мы решили запустить строительный процесс уже после Курбан Байрама – одного из самых великих мусульманских праздников. В мечети будет скопление огромного числа верующих, и ремонтные ограждения будут мешать.
- Мне кажется, это правильно с точки зрения и безопасности, и внешнего вида. Известно ли время окончания работ?
- Да, несмотря на позднее начало, планируем закончить летом следующего года.
- То есть остается не так много времени… Насколько я понимаю, реставрационные работы в мечети должны представлять собой очень сложный, безумно деликатный процесс. Трудно представить, кто настолько смело взялся за реставрацию этого объекта, тем более в сжатые сроки…
- Берутся за эту работу наши давние друзья, которые и раньше вели ремонтно-реставрационные работы, – ОАО «Профиль». Сотрудники этой компании хорошо знают и сам объект, и подходы к нему, и историю ремонтно-реставрационные работ. Они правильно оценивают конкретное состояние этого объекта и понимают, как с ним нужно обращаться.
- Когда в последний раз в Соборной мечети проводились подобные работы?
- К 300-летию города в 2003 году.
- Скажите, пожалуйста, мечеть считают памятником архитектуры регионального значения?
- Да, городского значения.
- Как-то удивительно, что не федерального. Соборная мечеть – уникальный памятник архитектуры, вполне достойный включения в реестр объектов культурного наследия федерального значения. Не поднимался об этом вопрос?
- Мы любим свой город и нас все устраивает.
- Я вас понимаю. Это тоже правильно, если тот статус, который существует, оправдывает себя. Равиль Джафярович, вы упомянули про важнейшее для всех мусульман событие – праздник Курбан Байрам. Расскажите, пожалуйста, как происходит подготовка к торжеству, какие заботы в преддверии праздника являются основными для вас?
- Много ли паломников из Санкт-Петербурга отправляется в Мекку? Какова средняя продолжительность такого путешествия?
- Само путешествие может длиться от двух недель до месяца. В этом году первого октября в Мекку выехали первые группы из Петербурга, которые вернутся в город в период с 15 октября по 1 ноября. В этом году нам сократили квоту из-за того, что в Мекке и Медине начались ремонтные работы по расширению объектов комплекса. Все-таки приехавшие на полмесяца люди должны комфортно себя чувствовать. В одном месте концентрируется до пяти миллионов человек, комплекс уже просто не вмещал всех желающих, поэтому и было решено начать работы по его расширению.
- Скажите, пожалуйста, вы занимаетесь организацией паломнических туров?
- Да, но мы, скорее, лишь координируем этот процесс, а сам он замыкается на Москву. Туда мы отправляем группы, которые формируются в Петербурге. Здесь нет ни Посольства, ни Консульства Саудовской Аравии, поэтому отправка из нашего города напрямую невозможна по определению.
- Еще один вопрос по поводу собственно организации праздника. Как в Петербурге строится ваше взаимодействие с официальными структурами, с городской властью, с правоохранительными органами с точки зрения обеспечения порядка во время мероприятия?
- Создать комфортные условия, обеспечить порядок и безопасность – общая задача. На время проведения крупных праздников, когда происходит большое скопление народа, мы создаем специальные группы. Они следят за порядком и по мере необходимости взаимодействуют с правоохранительными органами.
- Это люди из числа прихожан?
- Да, наши волонтеры.
- В момент самого праздника как-то ограничивается приток людей?
- Нет. Только Всевышний ограничивает своей погодой. Мне хотелось бы объяснить, почему именно в эту мечеть происходит такой большой приток верующих. В Исламе идет почитание Старой Мечети, Древней Мечети, поэтому все верующие, правоверные мусульмане будут стремиться в Мечеть со столетней историей. Под такое определение подходит именно наша мечеть, расположенная недалеко от станции метро «Горьковская».
- В этом году у мечети есть какие-то юбилейные даты?
- Да, 30 октября мы будем отмечать столетие первого Богослужения, состоявшегося в 1913 году и приуроченного к 300-летию Дома Романовых. В рамках этого события в гостинице «Москва» в Санкт-Петербурге пройдет Международная конференция, на которую приедут мусульманские лидеры из стран СНГ и дальнего зарубежья. Будем обсуждать актуальные проблемы. Организацией мероприятия является Духовное Управление мусульман Санкт-Петербурга, при поддержке городской администрации.
- Расскажите, пожалуйста, как практически складывается взаимодействие с администрацией губернатора Петербурга Георгием Полтавченко?
- Я не буду жаловаться, потому что я очень доволен нашими отношениями, Георгий Сергеевич верующий человек и его отношение к верующим, в том числе к представителям других конфессий, соответствующее. Поэтому я очень рад, что наш градоначальник – Георгий Полтавченко.
- Равиль Джафярович, интересно, происходит ли по статистике увеличение количества прихожан или оно остается примерно на одном уровне?
- Этот вопрос связан конкретно с миграционными потоками. Скажем, в 90-е годы был приток с Северного Кавказа, сейчас он идет из Средней Азии.
- Этот факт как-то осложняет вам работу, или вы принимаете его как данность?
- Если говорить о верующих, то у нас нет ограничений. Любой человек имеет право зайти и помолиться Всевышнему. Мечеть – это то место, где верующий напрямую общается со Всевышним. Она принимает всех, независимо от того, к какому течению и какой школе принадлежит человек, суннит он или шиит – без разницы. Мечеть – это дом Всевышнего.
А вот кадровая политика внутри Духовного управления существует. В этом году мы решили, что будем регистрировать Санкт-Петербургский исламский институт или университет, в зависимости от факультета. Там мы будем готовить специалистов для северо-западного региона с учетом нашего менталитета и локальных требований. Нас абсолютно не интересуют выпускники из зарубежных вузов, потому что оттуда люди возвращаются абсолютно чужими: после окончания школы человек уезжает и возвращается через 15 лет, потеряв все корни и связи, включая взаимоотношения с родителями. Так что мы будем создавать собственный институт ислама. В настоящий момент ведется подготовка документов, а уже с нового года начнутся подготовительные курсы. Мы планируем ввести подготовку муэдзинов, которые составляют первое звено, потом имамов и имам-хатыбов, имеющих право читать проповеди. На выходе мы будем выдавать учащимся диплом государственного образца, т. е. студент будет иметь и светское и религиозное образование. В учебном процессе мы также планируем задействовать преподавателей Восточного факультета СПбГУ, который я сам когда-то окончил по светской специальности «арабист-филолог». Мы рассчитываем, что в Петербурге появится школа подготовки религиозных кадров. Речь не идет о том, что это будут специалисты только для нашего региона, мы хотим готовить профессионалов для всех регионов России с учетом нашего менталитета и своеобразной школы.
- На сегодняшний момент, в России уже существуют учебные центры такого уровня?
- Они есть в Казани, Уфе, Москве, на Северном Кавказе, но у всех свои особенности и разный уровень подготовки.
- То есть вам бы хотелось придать уникальность петербургскому учебному заведению?
- Знаете, многие считают, что все хорошее выходит из Санкт-Петербурга, а значит, и наши кадры тоже должны выходить отсюда.
- Не только политические, но и религиозные?
- Но и религиозные.
- Вы обозначили вашу базовую профессию, очевидна и ваша осведомленность о событиях, которые сейчас происходят в мире. Прокомментируйте, пожалуйста, сирийский конфликт.
- Сирия всегда была территорией диалога, потому что там живут и христиане, и мусульмане – представители разных конфессий. Они вместе создавали ту культуру и цивилизацию, на которую можно было равняться даже в советское время. Тогда студенты Восточного факультета СПбГУ отправлялись учиться в Дамасский университет, а после стажировки в Сирии возвращались в Россию. Сирийский народ с удовольствием принимал наших граждан. Отношение к нам у них всегда было очень доброе, и наоборот. Русские девушки часто выходили замуж за сирийцев. Это, наверное, единственная страна, где и по сей день проживает много наших представительниц прекрасного пола в статусе замужних женщин. Даже во времена Советского Союза, когда был закрыт въезд для наших мусульман в святые места – Мекку и Медину, сирийцы принимали советских мусульман как своих гостей и отправляли в паломничество. У наших стран давние прочные связи.
Поэтому то, что сейчас происходит, конечно, мы не одобряем, это противоречит основам Ислама и Канону. Даже Всевышний говорит о том, что убийство одного человека равносильно убийству всего человечества. Так же, как и спасение одного человека равносильно спасению всего человечества. Территория страны охвачена огнем междоусобиц – это братоубийственная война – это противоречит законам Ислама.
- А как вы оцениваете ту роль, которую сыграла Россия и лично президент Путин в урегулировании конфликта?
- Мы благодарны нашему президенту за то, что его инициатива нашла понимание у всего мира. Конечно же, война никому не нужна. Мы видим, что сейчас происходит в Ливии, я сам работал в этой стране и знаю, какой была социальная политика этого государства, когда пенсионерам домой привозили продукты. Сейчас существует такая политика? Нет, конечно. Любые боевые действия нацелены на развал страны и тех фундаментальных основ, которые накапливались веками. Их можно вмиг разрушить.
Политика руководства России очень верная, она нацелена на гуманистические цели, на сохранение жизни – это очень важно. Человеческая жизнь должна иметь свою цену. Поэтому, если спасена хоть одна жизнь – это уже добро. И благодарность президенту нашей страны Владимиру Владимировичу Путину действительно огромная. Это не только мое мнение, это мнение всех россиян.
- Равиль Джафярович, большое вам спасибо. Может быть, напоследок вы хотели бы пожелать что-нибудь читателям информационного портала «Невские Новости»?
- Я хотел бы поздравить наших правоверных мусульман с праздником Курбан Байрам, пожелать им крепкого здоровья, счастья и благополучия в семейных отношениях. Также мне хочется поздравить всех петербуржцев и представителей абсолютно всех конфессий. Мы ежегодно празднуем этот великий праздник и приглашаем на праздничную трапезу представителей всех конфессий, а они, в свою очередь, с удовольствием принимают наше приглашение. Приходят и иудеи, и буддисты, и католики – все участвуют в нашем праздновании! Если мы говорим о том, что наш праотец – Авраам, если мы упоминаем так называемые авраамические религии, то, в любом случае, все причастны к Пророку Аврааму.
- Огромное вам спасибо.
Беседовала Анна Сугробова