Гость редакции: Почётный консул Республики Таджикистан в Санкт-Петербурге Мухаммaдназар Мирзода
– Господин Консул, накануне Дня Победы в этом году на Алее Памяти Пискарёвского мемориального кладбища была открыта памятная плита воинам-таджикистанцам. На церемонии присутствовал Чрезвычайный и Полномочный Послол Республики Таджикистан в Российской Федерации Абдулмаджид Достиев, члены Правительства Санкт-Петербурга и Ленобласти, представители Министерства иностранных дел. Расскажите, пожалуйста, об этом событии.
– Предпосылки для него – в нашей общей истории. В первые же дни Великой Отечественной войны на фронт ушли 30 тысяч таджикистанцев, воевавших, в основном, на Сталинградском и Ленинградском фронтах. В составе советских войск сражался мой отец и два его брата. Один из моих дядей оборонял Ленинград, дошел до Берлина, а после окончания войны в составе команды стрелков служил в Бессарабии, где и был убит. Я много лет искал его могилу и в прошлом году наконец-то нашел.
Много таджиков воевало под Ленинградом – они участвовали в освобождении Гатчины, Петергофа, Кингисеппа, Шлиссельбурга, Эстонии. В их числе был молодой народный поэт Хабиб Юсуфи. С фронта, из Гатчины, из Петергофа, он писал своим друзьям в Таджикистан обо всех ужасах войны, о том, как фашисты обокрали весь Петергоф, о разрушенных городах.
В честь 70-летия освобождения Ленинграда от блокады, немалую роль в котором сыграли воины-таджикистанцы, мы и установили 5 мая памятную плиту. Она выполнена на частные пожертвования внуков тех солдат и офицеров, которые воевали на Ленинградском фронте. Открытие было проведено на очень высоком уровне.
– Победа в Великой Отечественной Войне – наша общая победа. Огромный вклад в нее внесли как Россия, так и Таджикистан, входившие тогда в состав единого государства. К сожалению, сегодня не все стремятся к сохранению исторической памяти. А как проходит в этом году празднование Дня Победы в Таджикистане?
– Президент Таджикистана Эмомали Рахмон назвал эту дату «днем Победы и скорби, чести и славы». После встречи 8 мая в Москве глав государств, членов ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности – прим. ред.), наш президент вернулся в Душанбе, где в парке Победы принял участие в параде и торжественном возложение венков к памятнику героям Великой Отечественной войны.
После неформальной встречи глав государств ОДКБ произошло сплочение наших стран, которое чувствуется сейчас в Таджикистане. Возросло чувства патриотизма и интернационализма. Почему – мы хорошо понимаем, что события, происходящие сейчас на Украине, спровоцированы и поддержаны западной идеологией. В наших республиках – Таджикистане, Киргизии, Казахстане и других, которые помнят, что мы были одним государством, – инородные разобщающие идеи не могут быть естественно восприняты.
Своё влияние Запад и США уже проявляли в Грузии, и это привело к войне. Теперь они проникли на Украину. России удалось спасти Севастополь и Крым. Но сейчас страдает народ в Донбассе, Мариуполе, Славянске. Эти города бомбят и людей убивают. Но ведь на той земле живут как украинцы, так и русские. А славянские народы – украинцев, белорусов, россиян – нельзя разделить. Сколько не пытайся, они всё равно будут вместе. При поддержке Комитета по межнациональным отношениям мы провели уже несколько встреч таджиков Санкт-Петербурга, на которых заявили о поддержке политики России в отношении Украины.
Наш президент на неформальной встрече глав государств ОДКБ высказал своё мнение относительно проблем на Украине. Резня, которая там начинается, может иметь ужасные последствия. Мы прошли эту школу – в начале 1990-х годов Таджикистан пережил страшную гражданскую войну. В ней погибло около 150-ти тысяч наших соотечественников. Это страшная вещь: брат против брата встает, у каждого своя правда, а проигрывает весь народ. Такое несчастье пережила наша страна. И мы никому этого не желаем, тем более нашему братскому народу, с которым мы вместе столько лет жили одной страной и с которым сегодня имеем тесные экономические связи. Если соберутся на одном фронте русские, а на другом украинцы – это будет страшная война.
Украина – это большое государство, там много индустриально развитых городов. Если на Украине два года не будут работать большие заводы, то там обрушится вся экономика, и у них будет такое же количество долгов, как у нас. Сколько долгов осталось у нас со времен войны! В Украине и до этого много экономических проблем было, а после войны на каждого новорожденного украинца уже будет долг, и придётся ему работать и всю жизнь платить. Дай Бог, чтобы украинцы не слушали западных политиков, а призвали бы украинский народ, лучших своих сыновей, чтобы они вместе решили судьбу страны. А войной ничего хорошего добиться нельзя.
Все, что делается по указке Запада, – это бред просто. Когда эти «деятели» приезжают в Украину, то рассматривают ситуацию в стране исключительно со стороны своих экономических и политических интересов, а страдают и Украина, и Россия, и Белоруссия, потому что мы все соседи. Если завтра побегут беженцы, то куда? Их не примут на Западе, они никому там не нужны. Они направятся к родственникам в России или в Белоруссии, и те должны будут нести на себе экономическую тяжесть положения в Украине.
Я чувствую боль Украины и всех этих людей, потому что моя страна уже столько лет мертвых поминает, и я скорблю по множеству друзей, которых я сам потерял.
– Мухаммaдназар Миргарибович, расскажите, пожалуйста, в чем заключается ваша деятельность на посту Почётного Консула в Санкт-Петербурге?
– Я нахожусь в плотном взаимодействии с несколькими общественными организациями, мы активно участвуем в городских мероприятиях. В Санкт-Петербургском Доме национальностей каждый месяц проводится совещание диаспоры по различным вопросам и проблемам, встающим перед таджиками, живущими в нашем городе. В первую очередь, мы стараемся помочь своим соотечественникам в том, чтобы их пребывание здесь было юридически правильно оформлено. Часто у наших граждан пропадают или портятся документы. В этом случае восстановить их – наша прямая задача. Большие трудности возникают с межнациональными браками.
Я лично за один день могу получить до 500 телефонных звонков. Ночью тоже подхожу к телефону: я вижу свою миссию в том числе и в том, чтобы всегда быть на связи. Некоторые спрашивают: «Не спите?», а другие ничего не говорят, потому что они в очень тяжелых ситуациях. Только кричат «Помогите!». И мы на место событий оперативно отправляем одного из сотрудников.
Мы открыли службу координаторов во всех 18 районах города – от Пушкина и Гатчины до Выборга. Эта сеть существует уже полтора года и даёт хорошие результаты. Когда что-то в конкретном районе случилось, у милиции есть контакты районного координатора, который всегда окажет содействие, хотя бы как переводчик.
Приходится разбираться в различных случаях. Например, если наши граждане заявляют, что полиция задержала их незаконно или жалуются на физическое воздействие. Бывает, что это правда, а бывает, что задержанные сами виноваты. Часто наши граждане в силу своей правовой неграмотности попадают в положение, когда им не выплачивают зарплату. Мы стараемся поддержать их юридическими путями – наводим справки, пишем обращения, заявления. Каждый год в общей сложности мы возвращаем обманутым работникам по шесть, по пятнадцать, по двадцать миллионов рублей.
– Как развивается Ваше сотрудничество с УФМС?
– Я работаю в тесном контакте с госпожой Дунаевой (начальник Управления Федеральной миграционной службы по СПб и ЛО – прим. ред.) над тем, чтобы упорядочить поток трудовых мигрантов из Таджикистана в Санкт-Петербург. В прошлом году она лично ездила в Таджикистан и договорилась о запуске специальной программы. Программа предусматривает, чтобы предварительный отбор и обучение в наших профтехучилищах проводили на территории Таджикистана, а в Петербург приезжали бы уже подготовленные специалисты в соответствии с заявленными квотами.
Пока что не всё получается, но начало положено. Программа запущена, люди обучаются и приезжают уже дипломированными специалистами. Но так как у нас нет таких технологий, как в России, практиковаться они будут здесь, в строительных фирмах.
– Хотелось бы Вам что-то изменить в отношениях Таджикистана и России?
– Если бы Таджикистан вошел в таможенный союз, то во многих вопросах нам стало бы легче. Нам в Петербурге было бы проще решать многие проблемы, с которыми каждый день приходится сталкиваться.
Фото: НЕВСКИЕ НОВОСТИ, личный архив М.М.Мирзоды