Режиссёр кинокартины «28 панфиловцев» Андрей Шальопа: «У нас в фильме всё стреляет» (фоторепортаж)
В основе сюжета – реальное событие: мужественный отпор, который 28 человек из 1075-го стрелкового полка дали наступавшему врагу, на протяжении чего солдаты во главе с генерал-майором Панфиловым уничтожили 18 немецких танков. Эта история неоднократно ставилась под сомнение – мол, подвига не было, но сценарист, режиссёр и продюсер фильма Андрей Шальопа уверен в обратном. «Перед тем как взяться за сценарий, я проделал значительно более глубокое расследование, чем те, кто ограничился статьей в Википедии, – рассказывает он. – Мне не давал покоя вопрос, зачем нужно было выдумывать подвиг, когда по всей линии фронта было несметное количество примеров массового героизма? К сожалению, ответа я так и не нашел».
После написания сценария оказалось, что ни одной государственной киностудии он не интересен. Тогда Андрей с единомышленниками разместили идею и материалы к фильму на краудфандинговой платформе в Интернете, и оказалось, что именно такой фильм ждут российские зрители. Так, к назначенному сроку вместо заявленных 300 тысяч рублей удалось собрать более 3 миллионов! На сегодняшний день, команда фильма собрала почти 13,5 миллионов из нужных 60.
До места съёмок мы добрались на машине за 30 минут. Заметили его сразу – на двух берёзках разместился большой баннер фильма, у которого стояли два актёра в форме солдат образца 1941 года. Сделав памятный кадр с людьми из другой эпохи, мы направились к лагерю съёмочной команды. Там нас гостеприимно встретил Андрей Шальопа и предложил сразу пройти на съёмочную позицию. По словам Андрея, подготовка к съемкам уже шла полным ходом. За сегодняшний день нужно было снять одну минуту фильма. Услышав это, мы немного удивились, но режиссер объяснил, что кино – это очень кропотливая работа. «Чтобы сделать нормальный кадр, сначала нужно отснять план, потом пройти с камерой – для этого у всех персонажей внутри сцены должна была поставлена задача, чтобы они могли взаимодействовать между собой, как в жизни. Часто так бывает, что они не могут этого сделать ни с первого, ни со второго раза, а в это время должен быть ещё выставлен свет, дым, не говоря уже о том, что у кого-то из актёров что-то может не получиться. Снимаем до победного».
По дороге к площадке обрушиваем на режиссера поток вопросов о работе над фильмом. Он последовательно отвечает: «Съёмки начались в марте, потому что мы хотим сделать солнечную историю. Если посмотреть на знаменитую фотографию Панфилова за два дня до гибели, он стоит в солнечный день». Тем не менее, фильм должен отражать точное время действия – ноябрь 1941 года. На съемочной площадке должен быть снег, но в действительности его мало, скорее даже, совсем нет. «Оператор, который смотрел будущее место съёмок, сказал мне: «Место хорошее, но есть один минус – снега там по пояс». Но как начали снимать, всё растаяло», – рассказывает Андрей. На холмике стоят две пушки, есть и два ровика, одни помощники раскатывают белые ватные покрывала, другие раскидывают горсти искусственного снега. Через какое-то время площадку не узнать – из тёплого марта мы перенеслись в морозный ноябрь 1941-го. В этой сцене из единиц военной техники – самые настоящие «сорокапятки» (45-миллиметровые противотанковые пушки) старого образца 1937 года. Спрашиваем у режиссера, откуда они. Отвечает: «Одна из музея Москвы, другую дал питерский коллекционер. «Сорокапяток» стреляющих нет вообще, но мы постараемся сделать так, чтобы они стреляли. У нас в фильме всё стреляет!».
Внимание к самым маленьким деталям вызывает у всех гостей съёмочной площадки неподдельное уважение. «Шлем времён Великой Отечественной отличается от современных тем, что внутренний подшлемник держится на трех заклёпках, а в новом на шести. На первых планах мы, конечно, снимаем те, что с тремя клёпками, на задних с шестью. Эти мы, кстати, купили у фильма «Сталинград» за бесценок, – продолжает экскурсию по съёмочной площадке Андрей. – Я отвечаю за пушки, чтобы таких в кино ещё не было, а за оригинальную форму отвечает военный историк Артём Кокин. Он сказал, что такая в кино еще не снималась. Специально для съёмок «Панфиловцев» мы сшили шинели, кожаную фурнитуру, бешеное внимание уделили знакам отличия и другим мелочам». На вопрос о том, что делать с формой и внушительным реквизитом после съёмок, Андрей отвечает, что пока не решили. «Она коллекционного качества, и если мы решим её продавать, уверен, что она улетит с визгом». Коллеги в шутку предлагают уже начать проводить аукционы среди реконструкторов, чтобы собрать денег на съёмки.
По словам режиссёра, весь отснятый материал монтироваться сейчас не будет. «Мы сделаем кусочки, которые покажем зрителям. Потом полностью отснимем картину, и когда поймём, что всё готово, будем делать пост-продакшн». По рации сообщают, что команда готова к съёмке и Андрея ждут у плейбэка (это такая палатка с монитором, за которым сидит режиссёр, в данном случае их два – Андрей Шальопа и Ким Дружинин). Наш собеседник улыбается, жмёт всем руки и по-молодецки убегает. Через какое-то время над лесом раздаются пять мощных взрывов – это немецкие танки в ноябре 41-го стреляют по нашим позициям…
На 13 миллионов, которые были собраны с весны прошлого года, удалось проделать большую подготовительную работу: сшить форму, арендовать реквизит, технику, заплатить людям за работу и едва-едва отснять все, что запланировано на этот съёмочный период. Кино – недешёвое удовольствие, особенно красивое, честное и настоящее.
Этот фильм обязан получиться. Обязан, потому что он, как и любой героический подвиг, – пример и образец. Наше общество нуждается в таких нравственных образцах и большом и сильном отечественном фильме про нас тех, что не отступили и ни пяди земли врагу не отдали.
Фото: Артём Урванцев / НЕВСКИЕ НОВОСТИ
Читайте по теме: