Главные новости Новороссийска
Новороссийск
Июль
2015

"Наши деды - славные победы..."


Внуки и правнуки Ивана и Петра Усатовых продолжают жить и работать в Магнитогорске.

По материнской линии я из Дьяконовых. Род Дьяконовых, из ставропольских казаков, более 100 лет защищал Россию. Прапрадед Дьяконов Тимофей Иванович (1820-1916 гг.) участвовал в трёх кавказских войнах и был полным Георгиевским кавалером. Его сын Захар Тимофеевич (?-1940 гг.) участвовал в русско-японской войне (1904-1905 гг.), где был ранен.

Мой дед Степан Захарович (1906-1998 гг.) был призван на фронт весной 1942 года из родного села Михайловское Ставропольского края. Воевал морским пехотинцем под Новороссийском и на Малой земле в составе 18-й армии. Из всех событий минувшей войны Степан Дьяконов особенно вспоминал один случай. Произошёл он в Вербное воскресенье, 18 апреля 1943 года, за неделю до православной Пасхи. Был страшный бой в Новороссийске, всё вокруг горело, взрывалось. И вдруг перед окопом, в котором был Степан Захарович, появилась женщина, одетая во всё тёмное. Дед закричал ей, чтобы она быстрее убиралась подальше, иначе убьют. Но женщина не послушалась, а приблизилась к нему и воткнула в карман гимнастёрки веточку вербы со словами: "Раб Божий, в огне не сгоришь и в воде не утонешь"   - и исчезла.

Дед долго хранил эту веточку вербы, но в военных буднях она все же затерялась. Однако не раз за время войны он вспоминал эти слова Божьей Матери. Вспоминал, когда из их десанта - 800 бойцов - живыми на берег выбрались только 42 человека, когда их корабль подорвался на мине, и в носовом отсеке сразу погибли 1000 человек, когда попал в плен и пережил все его ужасы (за ночь от холода, голода и ран в лагере умирало до 100 и более человек). Вспоминал, и когда  бежал из плена, спрятавшись под чехлом пушки. В какой-то момент машина, тащившая орудие, остановилась. Степан вылез из-под чехла и тут же столкнулся с немцем, который шел с ведром на речку. Дед приготовился к самому худшему, но немец, как будто его не видя, прошел мимо. Целый месяц Степан Дьяконов пробирался к своим, а когда вышел, то не был ни репрессирован, ни даже наказан. Видимо, судьба и сама Божья Матерь хранили его. А дальше - снова фронт и война. Так с боями в составе 2-го Украинского фронта под командованием маршала Р. Малиновского  Степан Дьяконов дошёл до Будапешта без единой царапины. И только там дед получил тяжёлое ранение и был отправлен в госпиталь, откуда был выписан в лишь только в 1946 году.

За службу Степан Дьяконов был награждён орденами Красной звезды и Отечественной войны, медалями "За отвагу", "За боевые заслуги", "За взятие Будапешта"... Про войну рассказывать не любил. Но всегда по-доброму вспоминал Л. Брежнева. Называл его "мой годок" и "сослуживец".

После войны Степан Дьяконов много работал на стройках в родном краю, в Сибири и на Бакинских нефтяных промыслах.  Всю жизнь дед, оптимист по натуре, никогда не унывал и слыл весёлым человеком. И если б не его возраст, то, как он сам говорил: "уехал бы работать на БАМ". Прожил Степан Дьяконов после войны ещё 53 года и умер в своём родном селе, не дожив до 92 лет  месяц.

Было бы несправедливо не вспомнить о другом деде (по отцовский линии), который ковал победу в тылу. Усатов Пётр Емельянович (1912-2000 гг.) и его родной брат Иван Емельянович (1907-1994 гг.) всю войну трудились на Магнитогорском металлургическом комбинате, своим трудом внося вклад в общую победу над фашисткой Германией.

Род Усатовых корнями тоже из Ставропольского края, станицы Чернолесской, которая расположена между городами Минводы и Будённовск. Мой прапрапрадед после 25 лет безупречной службы на Кавказе был уволен в запас. Ему царским правительством был выделен большой надел земли и, по семейному преданию, он был назначен главой местного поселения. У него впоследствии родились десять сыновей (за рождение ребёнка мужского пола дополнительно выдавали надел земли). Род Усатовых слыл зажиточным. По словам деда Петра, у них были табуны лошадей и стада коров. За что впоследствии и поплатились.

В двадцатых годах прошлого столетия большой род Усатовых был раскулачен. Кого выслали на Алтай (родители актрисы Нины Усатовой), кого в  Сибирь, кого на Север в Тобольск, а  кого на Урал - строить Магнитогорск. Так в 30-х годах в Магнитогорск приехали два брата Усатовых,  Пётр и Иван. А вот другому их брату, Фёдору, не повезло. Он был репрессирован и расстрелян. Тем не менее, его сыну Дмитрию Фёдоровичу Усатову этот факт не помешал быть назначенным на должность  прокурора Узбекской ССР в 1987 году. Как раз в это время в Узбекистане следователи Гдлян и Иванов вели  громкие "хлопковые" дела. Так, волею судьбы Усатовы получили новую родину - от Сибири до Узбекистана, а некоторые из них связали свою жизнь с Магниткой.  Сын деда Петра, Николай Усатов, больше 40 лет отработал на коксохимическом производстве ММК. На комбинате продолжают трудиться и его сыновья Виктор и Александр. Двадцать лет труда отдал коксохимическому производству и другой внук Петра, Юрий Усатов, а его сын Леонид   только в начале славного трудового пути: работает термистом проката и труб в ЛПЦ № 8 ОАО "ММК". Также свою жизнь связали с комбинатом дети и внуки деда Ивана. Владимир Усатов помогал строить металлургический завод в Иране.

И по сей день дети, внуки и правнуки Ивана и Петра Усатовых продолжают жить и работать в Магнитогорске, чтя ратные и трудовые подвиги своих дедов и прадедов.




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Краснодарском крае

Новости спорта


Новости тенниса
Андрей Рублёв

Рублев оставил загадочное послание после победы в Мадриде






В Краснодарском крае хотят повысить курортный сбор

Туляки завоевали медали на всероссийских соревнованиях по рукопашному бою

«Нестерпимая вонь!»: в Мысхако под Новороссийском мощный поток фекалий несется прямо в море

Появилась информация о закрытии Анапского роддома