Садоводы по всей России развязали скотную войну из-за шума и навозных рек
На этой неделе миллионы дачников по всей России были взбудоражены новостью о том, что Верховный суд запретил им разводить сельхозживотных, в том числе домашнюю птицу. Потом, правда, выяснилось, что это был не массовый запрет, а единичный случай конкретной россиянки.
И тогда всплыла другая проблема — человеческая. Люди просто игнорируют правила и законы, а их очень немало. К тому же, живность на садовых участках часто становится причиной бытовых конфликтов. И если для одних подсобное хозяйство — это свежие яйца и мясо к столу, то для других — источник шума, неприятного запаха и прочей антисанитарии.
Корреспондент МИЦ «Известия» Алексей Полторанин разбирался в хитросплетениях законодательств и разборках животноводов-любителей.
Алексей Васильевич из Волгограда до сих пор искренне не понимает, почему его курам оказалось не место на садовом участке. То, что его живность здесь жила на птичьих правах, заметили сотрудники Росреестра.
«Куры, торгово-развлекательные пивнушки и прочие скверы — держи, а это держать нельзя», — жалуется Алексей Коверченко.
Штраф пенсионер обжаловал сначала в районном суде, потом в городском и даже в Верховном, но высший судебный орган оказался по другую сторону участка.
«Садоводческие товарищества предназначены для выращивания сельхозпродукции. Но никак не для выращивания птицеводства и животноводства. А вот личные подсобные хозяйства, деревни, поселок — там разводить можно», — рассказал председатель общероссийской организации «Садоводы России» Андрей Туманов.
Такое решение Верховного суда заставило понервничать садоводов по всей стране, а это около 16 миллионов владельцев участков. Некоторые теперь чуть ли не живность прячут от контролеров и недовольных соседей, которые так и жаждут наказать за ферму под своими окнами. Садоводческие участки превратились в поле скотных битв.
Свое соседство с Людмилой Николаевной недовольные жители теперь сравнивают с жизнью на навозной куче. В округе невыносимый запах, а улица — как минное поле. Свой участок хозяйка превратила в животноводческую ферму. Вот в этой постройке живут коровы, в теплице — куры. Еще раньше, говорят соседи, коров было несколько, но за два года поголовье увеличилось в разы.
А вместе с поголовьем возросло и количество жалоб от жителей в различные инстанции. В администрации готовы были оштрафовать фермера, как пенсионера из Волгограда, но с легкой руки тех же чиновников еще весной хозяйка сменила категорию земель — с индивидуального жилищного строительства на личное подсобное хозяйство — теперь хоть верблюда заводи.
«В соответствии с деятельностью вида разрешенного использования на сегодняшний день, все юридически точно соответствует виду», — поясняет первый заместитель главы администрации Березовского городского округа Свердловской области Александр Коргуль.
Устав ждать помощи от чиновников, жители пошли сами в суд против фермера и дело выиграли. Женщине нужно обустроить навозохранилище, перенести постройки на определенное расстояние от соседних участков и сократить живность, но это решение женщине — как будто с гуся вода. Норм, которые бы обязывали содержать определенное количество животных в личном подсобном хозяйстве, попросту нет.
«Ты живешь в деревне, у тебя участок десять соток, ты можешь разместить 100 коров, есть прецедент, где 1000 баранов. Это все санитария, все мимо налогов, мимо ветеринарной службы и де-факто это не малый, а крупный бизнес», — рассказывает председатель союза сыроваров России Олег Сирота.
Да и выселить живность с участка — порой долгий и трудный процесс. Алексей из Гатчины воюет с соседом уже семь лет. Козы, свиньи и куры живут как в концлагере, а с участка фермера прямиком к Алексею текут навозные реки. Вместо того чтобы идти на контакт, хозяин участка распускает руки.
Администрация обратилась в суд против фермера и выиграла дело. Теперь садовод за месяц должен убрать живность, а это около 40 голов. Территория в черте Гатчины исключительно под жилую застройку.
Покупая садоводческий участок, люди порой не задумываются, для каких нужд он предназначен. Разводят кур, овец и свиней исходя из принципа — живу на природе, все должно быть свое. Это и становится причиной конфликта на садоводческих участках.
«Если сосед завел несколько ульев, и они летают собирать нектарин на твоем земельном участке, то тебе неприятно. Это довольно распространенный случай, сосед не понимает, что это доставляет дискомфорт другим», — рассказывает руководитель юридической приемной Московского союза садоводов Ваге Рыбченко.
Чтобы не оказаться курам на смех, стоит внимательно перечитать правила землепользования перед тем, как начать разводить живность. И если окажется, что курятник в саду ставить нельзя, теоретически можно подавать заявление — чтобы категорию изменили. Но главное — договориться с соседями, чтобы не получилось, как с Алексеем Васильевичем из Волгограда. В опустевший курятник он поселил своего пса, которого теперь тоже пытается выжить соседка.