Недородонаселение. Почему за 30 лет Россия так и не стала многолюднее?
Если Западная Европа пухнет от мигрантов, то Восточная, наоборот, вымирает.
Численность населения большинства стран Западной Европы и Турции за 30 лет (с 1990-х по 2020 г.) заметно выросла, а население восточноевропейских стран, наоборот, сократилось (см. карту). Россия же осталась примерно «при своих». Чем это объяснить? Ситуацию для «АиФ» прокомментировал демограф, исполнительный директор Днестровско-Прутского информационно-аналитического центра Игорь Белобородов.
– На этой карте не показано, как менялся состав населения европейских стран. Если учесть вымирание коренных жителей, то практически вся Западная Европа должна быть красного цвета. Но поскольку она подверглась сумасшедшей, невиданной ранее миграции из Африки, Азии и т. п., то общая численность населения западноевропейских стран в итоге существенно выросла.
Где густо, а где пусто
Массовый приток приезжих в ЕС в каком-то смысле представляет собой «месть» за колониальное прошлое. Многие мигранты приезжают с детьми и сохраняют свои традиционные установки, в т. ч. на многодетность. Но всё же в середине XXI в. в ЕС в целом ожидается отрицательный демографический прирост. Безумная иммиграция рано или поздно закончится.
При этом в Турции, Ирландии и Албании возможен инерционный прирост населения, поскольку эти страны не так давно были лидерами по рождаемости. В Турции пока ещё не утвердилась европейская модель семьи с минимальным количеством детей или вообще без них. К тому же турецкие власти взяли курс на традиционные ценности: там со школьной скамьи мотивируют молодёжь вступать в брак и рожать детей.
В Великобритании и Франции рождаемость низкая, а в Испании, Италии, Португалии, Германии – сверхнизкая. Там даже массовая миграция не всегда перекрывает убыль коренного населения. Страны Восточной Европы и Прибалтики с момента присоединения к ЕС всё время делятся с западными соседями населением – коренные жители эмигрируют целыми семьями. Некоторые из этих стран потеряли уже от 15 до 30% своей численности. Из Румынии, к примеру, уехало более 3 млн человек. На Западе восточноевропейцы работают сантехниками (как поляки) или чернорабочими (как румыны, болгары, украинцы).
Как себя приумножить?
В России тем временем не всё так плохо: её не покидает так много людей в течение короткого времени, как это происходит в странах Восточной Европы и Прибалтике. Для мигрантов Россия более привлекательна с точки зрения работы, возможности самореализации, перспектив на будущее. Да даже с точки зрения образования, медицины, отдыха. К нам едут не только из бывших советских республик Средней Азии и Закавказья. Появилось понятие ориентированных на Россию экспатов – иностранных специалистов, которые переселяются к нам даже из-за океана. Есть немало иностранцев, которые живут здесь и ведут свой бизнес. Кроме того, для части европейцев Россия оказывается неким прибежищем от засилья агрессивной «культуры» ЛГБТ, ювенальной юстиции и прочих «прелестей» нынешнего Запада. Мы чтим свои традиции и моральные ценности.
Но есть и проблемы. Да, у России была и остаётся беспрецедентная по щедрости политика поддержки семей с детьми. Однако меры вроде материнского капитала носят ограниченный и временный характер, их эффективность постепенно ослабевает. С их помощью удалось приостановить вымирание населения, начавшееся в 1992 г. Но сегодня инструментарий такой политики уже исчерпал себя, а новых подходов пока нет.