«Большая пятёрка» Каспия. Как Россия и Иран делают транспортный путь «Север – Юг» реальностью независимого от Запада мира
Россия переключается на страны Ближнего Востока и Южной Азии. И здесь нам как никогда важно раскрыть потенциал международного транспортного коридора «Север – Юг», который связывает торговыми узами страны Каспия. В сентябре исполняется 20-летие со дня подписания межправительственного соглашения, заложившего основы этой альтернативы Суэцкому каналу. Сейчас развитие маршрута становится стратегической целью России, благодаря которой мы сможем развить более тесные торговые связи со странами Персидского залива и Индией. Судя по тому, что от Запада нам ожидать нечего, наши экономические интересы стремительно устремляются на Восток. О перспективах и будущем российских портов в Каспийском море читайте в новом материале «Регионов России».
Через два десятка лет планов по созданию гораздо более выгодной альтернативы Суэцкого канала мы можем сказать, что процесс сдвинулся с мертвой точки. Отправным стал 2018 год, когда лидеры пяти стран – России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана – подписали конвенцию по правому статусу Каспийского моря. Документ стал гарантом безопасности в регионе и поставил точку в вопросе разделения территориальных вод. Решили, что основная площадь водной поверхности Каспия остается в общем пользовании сторон, а дно и недра (нефть и газ) делятся соседними государствами по договоренности на основе международного права. За компромиссом «каспийской пятерки» стояла кропотливая работа дипломатов, длившаяся с 1996 года. Но главный итог переговоров – положение о неприсутствии на Каспии вооруженных сил третьих стран. Более того, согласно «конституции» Каспийского моря, никто из «каспийской пятёрки» не может предоставлять свою территорию внерегиональному игроку для совершения агрессии против любой из прикаспийских стран. Следовательно, Каспий полностью защищен от посягательств НАТО на расширение своих баз. В условиях обострения противостояния с Западом этот факт стал критически важен.
Исторический для региона консенсус был достигнут на Пятом Каспийском саммите, который проходил в Казахстане. На нём президент России Владимир Путин информировал остальных лидеров о российской стратегии развития морских портов в Каспийском бассейне до 2030 года, которая включает модернизацию сопутствующей железнодорожной и автомобильной инфраструктуры. В 2022 году, когда введенные против России санкции практически сломали всю систему логистики в стране, именно транспортный коридор «Север – Юг» стал ключевым решением возникших проблем. И в конце июня на Шестом Каспийском саммите в Туркменистане российский лидер Владимир Путин говорил уже про энергичные усилия, которые российской стороне нужно предпринять, чтобы улучшить транспортно-логистическую архитектуру региона. Президент отметил, что особое внимание уделяется портам Астрахань на Волге, Оля на Волго-Каспийском канале и Махачкала в Каспийском море.
Уже по итогам визита Владимира Путина в Тегеран стало известно о новых подвижках в расширении возможностей эксплуатации коридора «Север – Юг» для всех стран Каспия. Глава государства сообщил о переговорах по строительству 146 км железной дороги на иранской территории. Необходимо соединить город Решт с приграничной Азербайджану Астарой, что позволит вывозить грузы из Петербурга прямо в Персидский залив. Как заверил российский лидер, со своей стороны мы готовы построить эти железнодорожные пути. Нужно только договориться об условиях строительства с другими странами-интересантами. Путин добавил, что с Азербайджаном этот вопрос уже прояснили в ходе недавней встречи с президентом Ильхамом Алиевым в рамках Каспийского саммита. Иранские партнеры в общих чертах также подтвердили свою заинтересованность. Отметим, что этот недостроенный участок – та часть иранского транзита, которая по плану должна была открыться еще в 2018 году. Но из-за недостатков финансирования и медлительности иранской бюрократии сроки были сорваны.
Сегодня, когда сам Владимир Путин активно взялся за решение вопроса по расширению и улучшению логистических возможностей международного транспортного коридора «Север – Юг», понятно, что после двух десятков лет вялотекущих переговоров торговое сотрудничество между странами Каспия вступает в эпоху своего расцвета.
Путь развития
После введения в отношении России санкций и разрыва логистических цепочек с Западом, путь к нашим самым надежным торговым партнерам в Азии и на Востоке лежит через Иран. И это обстоятельство сближает интересы нашей страны с потребностями исламского государства, претендующего на лидерство на Ближнем Востоке. За последние полгода товарооборот России с Ираном вырос на 40%. В начале июля была достигнута договоренность между странами о транзите по коридору «Север-Юг» 10 млн тонн. Об этом договорились на 13-м заседании Совместного транспортного комитета Ирана и России. Также решено было создать логистические хабы с инвестициями российской стороны для увеличения пропускной способности транзитных грузов в портах Шахид Раджаи и Чабахар. Маршрут уже протестирован – в начале июля из России в Иран пришел первый состав с товарами, который из порта в Персидском заливе отправился в Индию. Той же дорогой в обратном направлении на север пойдет импорт.
Долгие годы транспортный коридор «Север – Юг» существовал только в документах. Но в середине 2022 года перспективный проект наконец-то вступил на этап реализации. 12 июля судоходные линии Исламской Республики Иран (IRISL) выделили 300 контейнеров для перевозки грузов в Россию, тем самым введя путь в эксплуатацию. Так судоходный флот Ирана успешно завершил прохождение по пробному маршруту и начал регулярный транзит товаров из Индии в Россию и обратно, сообщили Barkhat News. Наконец-то страны Каспия как никогда стали ближе к тому, чтобы претворить в жизнь более совершенную альтернативу Суэцкому каналу. Дело в том, что каспийский маршрут более чем в 2 раза сокращает время доставки товаров из Индии в Россию. Если сейчас по традиционному маршруту через Суэцкий канал грузы из Мумбаи в Санкт-Петербург следуют 30-45 дней, то по коридору «Север – Юг» их доставка сокращается до 15-24 дней.
МТК «Север – Юг» предназначен для внешней торговли РФ со странами Ближнего Востока и Южной Азии, при этом наиболее возрастающее значение приобретают такие страны-партнеры как Иран, Азербайджан, Индия, ОАЭ и другие. Речь идет более чем о 22 млн тонн экспортно-импортных грузов к 2025 году, объясняет руководитель направления «Экономика инфраструктурных отраслей» ЦСР Бегляр Новрузов. Это без учета планируемой переориентации из российских портов Азово-Черноморского бассейна, где грузооборот пострадал из-за ухода крупнейших морских перевозчиков.
«В настоящее время происходит перестройка традиционных транспортно-логистических маршрутов, так как требуется перераспределение примерно 30–40% внешней торговли РФ. И одним из новых направлений может послужить международный транспортный коридор «Север-Юг». Он позволит создать новый альтернативный экспортно-импортный маршрут со старыми и новыми торговыми партнерами, увеличит внешнюю торговлю РФ в целом и усилит транспортный и экономический потенциал Астраханской области и Республики Дагестан», – прокомментировал «Регионам России» руководитель направления «Экономика инфраструктурных отраслей» ЦСР Бегляр Новрузов.
Наложенные на Россию санкции – такие, с которыми ещё не сталкивалась ни одна страна мира – бросили нас в объятья Ирана, который живет под санкции США больше 40 лет, и больше 10 лет находится под экономическими ограничениями от Евросоюза. Сейчас наша взаимная торговля развивается стремительно – расширение нашего сотрудничества во многих сферах способно увеличить российско-иранский товарооборот на 60% к концу 2022 года, сообщил президент Палаты кооперативов Ирана Бахман Абдоллахи. С марта мы уже договорились о бартерных поставках иранских турбин, запчастей и авиаоборудования, совместном строительстве газопроводов и разработке месторождений.
Возможности регионов
Коридор «Север – Юг» – масштабный проект, протяженностью в 7200 км. Он объединяет транспортные системы нескольких государств, каждое из которых видит свои перспективы в полномасштабном запуске этого логистического маршрута. К примеру, Индия уже вложила в этот проект около $2,1 млрд, часть из которых пошла на строительство транспортной инфраструктуры в Иране.
В развитии нуждается и российская инфраструктура. Отметим, что МТК «Север – Юг» – это мультимодальный проект, так как включает в себя не только морской путь, но и железнодорожные линии, автомобильные магистрали, речное сообщение. Как отмечает руководитель направления «Экономика инфраструктурных отраслей» ЦСР Бегляр Новрузов, по характеру планируемых мероприятий можно сделать вывод о наращивании мощностей автомобильных пунктов пропуска и части портовых мощностей.
В порту Оля (Астраханская область) планируется строительство морского терминала портово-логистического комплекса «Каспий» для перевалки контейнерных, пищевых и генеральных грузов. Ориентировочная мощность 3 млн. тонн в год с возможностью дальнейшего развития. Однако уже существующая портовая инфраструктура региона используется только на 18%, как сообщил в своем недавнем интервью «Регионам России» губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин. При этом её мощности позволяют отгружать свыше 16 млн тонн грузов ежегодно.
«Мощности портов Оля и Астрахань достаточны, однако многие терминалы находятся в не совсем пригодном к эксплуатации состоянии. Возможно, имеет смысл в реконструкции данных терминалов», – считает эксперт ЦСР Бегляр Новрузов.
Также планируется реконструкция Волго-Каспийского морского судоходного канала, в ходе которой должны увеличить гарантированную проходную глубину до 4,5 метров. В разговоре с «Регионами России» губернатор Игорь Бабушкин сказал, что по данному вопросу имеется поддержка президента, соответствующие мероприятия планируются Росморпортом, однако в текущих реалиях глава региона предупреждает, что требуется срочное и безотлагательное проведение дноуглубительных работ.
Руководитель направления «Экономика инфраструктурных отраслей» ЦСР Бегляр Новрузов поясняет, что углубление дна на Волго-Каспийском канале позволит судам так называемого «каспийского типа» с осадкой до 3,6 м на реке и до 4,5-4,6 м на море заходить в порты Оля и Астрахань. На дноуглубление регион в конце марта получил более 2 млрд. рублей из федерального бюджета. Средства были выделены в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги», подразумевается очистка более 55 км водных объектов.
«В этой связи роль Астраханская области как региона отправки и приемки грузов возрастёт, так как прогнозируется рост мультимодальных перевозок. Доставка и вывоз грузов в морские порты Астрахань и Оля будут производиться не только железнодорожным, но и речным транспортом (посредством использования Единой Глубоководной Системы РФ), что укрепит и разовьёт транспортные связи Астраханской области с другими регионами РФ», – добавил эксперт.
Что касается Дагестана, то республика уже является важной составляющей МТК в части транзита грузов (в первую очередь нефтяных морем) и их перевозки в обе стороны по железной дороге, отмечает эксперт ЦСР. Как накануне пояснил «Регионам России» Председатель Правительства РД Абдулмуслим Абдулмуслимов, сегодня Махачкалинский морской торговый порт (ММТП) единственный российский порт на Каспии, который, несмотря на жесткие антироссийские санкции, наращивает объёмы экспорта. Предприятие расширяет как номенклатуру грузов, так и географию сотрудничества. В текущем году порт впервые начнёт перевалку муки. Она транзитом через Иран пойдет в арабские страны. В пробной судовой партии будет около 2,2 тысяч тонн. А после налаживания технологического процесса из Махачкалы уйдут ещё несколько судовых партий – каждая по 3-5 тысяч тонн муки.
Для иранцев порт Махачкалы – надежный торговый партнёр, через который уже на протяжении многих лет идёт экспорт зерновых культур и импорт строительных материалов: порт Дагестана предоставляет услуги по перевалке, хранению и транспортно-экспедиторскому обслуживанию практически всех видов грузов. Сейчас в целях увеличения грузопотока из Ирана также подготовлена площадка под рефрижераторные контейнеры с возможностью одновременного подключения к электричеству более 200 единиц 40-футовых контейнеров, что увеличит грузооборот через порт скоропортящихся грузов из Ирана до 192 тыс. тонн в год.
Кроме того, железнодорожные пути республики обеспечивают транзитные перевозки – как в регионы России, так и в Азербайджан. Основные виды грузов, перевозимых по территории региона, это нефтепродукты, угольная продукция, лес, строительные материалы, промышленное сырье, овощи и фрукты, сообщило министерство транспорта и дорожного хозяйства РД.
В систему международных транспортных коридоров входят железнодорожные участки по направлениям Москва–Ростов-на-Дону (Астрахань) – Махачкала – Дербент, и далее в Азербайджан, Иран, страны Персидского Залива и Индию. В краткосрочной перспективе ОАО (РЖД) планирует строительство новой станции Самур-II вблизи от российско-азербайджанской границы с расположением в ней железнодорожного пункта пропуска, который будет оснащен современным оборудованием, отвечающим всем международным стандартам. Реализация проекта позволит обеспечить гарантированный пропуск грузовых перевозок по железной дороге через сухопутный погранпереход Самур-Ялама в годовом объёме до 7 млн. тонн к 2025 году.
Развитию транспортного потенциала Дагестана в условиях переориентации логистики на МТК «Север – Юг» способствует развитая в регионе сеть автомобильных дорог федерального и регионального значения. Причем по объемам автомобильный транспорт занимает первое место в отрасли – порядка 92% всех перевезённых грузов приходятся на магистрали республики. В рамках повышения пропускной способности федеральных автодорог ведётся большая работа по модернизации и расширению участков дорожного полотна. Такой работой охвачены дороги общей протяженности 73 км, ещё по семи участкам общей протяженностью 68 км готовится проектная документация. На госэкспертизе крупные проекты строительства обходов Дербента и Хасавюрта.
Таким образом, как Дагестан, так и Астраханская область активно занимаются развитием собственного логистического потенциала в Каспийском регионе, ведя комплексную работу по улучшению собственной дорожной инфраструктуры, связанной, в том числе с коридором «Север – Юг» – новой надежде России на развитие собственного экспорта.
The post «Большая пятёрка» Каспия. Как Россия и Иран делают транспортный путь «Север – Юг» реальностью независимого от Запада мира appeared first on Регионы России.