Главные новости Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
Сентябрь
2022

Лукашенко направляют на Северный морской путь. Рассказываем о подводных камнях

0

Расстояния, лед и российские корпорации

Беларусь собирается переориентировать поставки калийных удобрений и даже других грузов на порты Мурманска. Эксперты видят на этом пути много препятствий. Рассказываем, почему Мурманск и Северный морской путь могут так и остаться еще одной нереализованной мечтой властей Беларуси.

Схема Северного морского пути (синим цветом). Источник: Wikipedia

Встречаясь с губернатором Мурманской области России Андреем Чибисом, Лукашенко сказал о переориентации поставок, особенно калийных удобрений на порт Мурманске как об уже принятом решении. По его словам, Путин поддерживает это сотрудничество. В условиях санкций для Беларуси переориентация стратегически важна.

«Это стратегическая тема –переориентация части беларусских экспортных грузов, прежде всего, калийных удобрений, в ваши порты. Да и не только калийных удобрений. Вы знаете, мы этим вопросом интересовались, притом в самом близком приближении. По всем вопросам меня информировали, и мы решили, что будем сотрудничать в этом направлении с Мурманской областью, несмотря на то, что сейчас работаем уже в районе Санкт-Петербурга», – цитирует Лукашенко БелТА.

По его словам, стороны уже достигли нужных договоренностей, но еще остаются вопросы, в которых необходимо определиться. Это касается в том числе стоимости доставки грузов железнодорожным транспортом: «Знаю, что это вопрос федерального правительства, но тем не менее. Если вы к этому подключитесь, мы скорее решим этот вопрос».

Также Лукашенко высказался относительно перспектив так называемого Северного морского пути:

«Я все-таки верю в то, что когда-то очень бурно будет развиваться северное направление [Северный морской путь. – Прим. БелТА] через Северный Ледовитый океан в поставках грузов в азиатскую часть нашей планеты. Это будет бомба. Если у нас хорошо пойдет сотрудничество, мы серьезно можем добавить миллионы тонн, чтобы развивать это направление».

Губернатор Чибис пообещал решить проблему тарифов: «Уверен, что все экономические вопросы с точки зрения даже стоимости доставки грузов решаемы. Мы очень тесно работаем и с российской железной дорогой, и федеральным правительством. Здесь у нас есть полное взаимопонимание и поддержка».

Относительно реалистичности проекта корреспондент «Белсата» спросил эксперта по товарным рынкам Петра Морозова. Он считает, что портовые мощности Мурманска действительно можно использовать для перевалки беларусских товаров, так как «сейчас свободных мощностей в РФ явно не хватает под весь объем беларусского калия. Соответственно, их ищут во всех портах, пока не будут построены необходимые мощности в Ленинградской области». У мурманского порта есть опыт отгрузок удобрений, так как на Кольском полуострове добывает фосфаты «Еврохим».

Снимок имеет иллюстративный характер. Морской порт в Мурманске, Россия. Фото: Lev Fedoseyev / TASS / Forum

По оценке Морозова, в реализации беларусских планов главный – вопрос стоимости железнодорожного транзита от российской железной дороги. Путь из Солигорска к Санкт-Петербургу составляет 946 километров против 2254 километров до Мурманска.

«С учетом, что для транзита в Ленинград нужны были скидки, то в Мурманск, они, похоже, могут понадобиться еще больше, так как туда от того же Солигорска железной дорогой будет лишние полторы тысячи километров. Сложится ли сотрудничество, зависит от политического решения РФ. Условно говоря, они хоть бесплатно могут возить если захотят, или даже еще приплачивать», – говорит Морозов.

Белорусская экономическая журналистка Татьяна М. В интервью «Белсату» вообще отметила, что браться за такой проект можно только в условиях санкций и угрозы потери рынков:

«На фоне санкций объемы поставок беларусских удобрений на рынки снизились, и экспортер суетливо ищет новые пути. Конечно же, из-за дефицита калия на мировом рынке его цена возросла. Но никто пока не знает, сколько составят расходы на поставки через Мурманск и что останется на руках у «Беларуськалия» после всех этих расходов».

Оба эксперта обратили внимание на то, что на Северном морской пути, по которому идут корабли с грузами из Мурманска, довольно сложная навигация, особенно зимой. Об этом говорят и российские источники. По информации Инвестиционного портала арктической зоны России, продолжительность навигации по открытой воде на Северном морском пути составляет 2 месяца, а в лучшие годы – 4 месяца. Остальное время движение возможно только в сопровождении ледоколов.

Снимок имеет иллюстративный характер. Атомный ледокол «Сибирь» прибыл в Мурманск из Санкт-Петербурга, Россия. Фото: Lev Fedoseyev / TASS / Forum

Кроме того, в навигации бывают перерывы, в самые сильные холода мощностей ледоколов не хватает. В планах России – сделать навигацию непрерывной круглый год, но пока нет точного срока, когда это станет возможно. По информации издания «Ведомости», министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунов еще в 2021 году говорил, что корабли смогут ходить весь год Северным путем в 2023 или 2024 году.  Генеральный директор «Совкомфлота» Игорь Тонковидов даже называл более поздний срок – 2024-2025 годы.

Для решения проблемы сезонности навигации Северным путем в России строится ледокольный флот, без которого навигация прекращается. Общая протяженность Северного морского пути составляет 5600 километров от пролива Карские Ворота до бухты Провидения. Толщина льда там достигает трех метров. Российский телеканал «Звезда» приводит слова руководителей еще двух корпораций, от которых зависит развитие судоходства на Северном морском пути. Глава «Росатома» Алексей Лихачев сообщил, что для реализации планов развития арктического судоходства через Северный путь к 2035 году России «предстоит построить около 80 различных судов ледового класса». Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов рассказал «Звезде», что единственная проблема развития Северного морского пути – нехватка спутников для задач навигации, связи, оценки ледовых и метеорологических обстоятельств:

«Проблема одна – надо в нужном количестве запустить и создать спутниковые группировки, чтобы предоставлять качественные услуги нашей экономике».

Помимо железнодорожных тарифов, льдов, перерывов в судоходстве, нехватки навигационных спутников и атомных ледоколов у проекта поставок беларусских грузов Северным морским путем есть еще один вызов, о котором в августе 2022 года государственному телевидениюю говорил премьер-министр Беларуси Роман Головченко. Опасаясь повторения истории с Клайпедой, Беларусь замахивается не просто на перевалку грузов через ленинградский и мурманский порты, а на строительство собственных терминалов и базового порта. Головченко тогда оговорился, что Беларусь не сможет обеспечить загрузки мощностей даже небольшого собственного порта, поэтому сделка с россиянами не только элемент национальной безопасности, но еще и коммерческий проект. То есть правительство собирается возить через собственно беларусские терминалы в российских портах и грузы других стран. Видимо, имеется в виду Россия.

И еще две цифры: 34,8 миллиона тонн грузов перевезено по Северному морскому пути в 2021 году, это на данный момент предел его пропускной способности; 13 миллионов 150 тысяч тонн удобрений в год вырабатывает «Беларуськалий».

«Схема довольно проста». Как «Рога и копыта» помогают режимам Беларуси и России обходить санкции

Антон Тачняк / АА belsat.eu




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Санкт-Петербурге

Новости спорта


Новости тенниса
ATP

ATP представила новые правила парного тенниса






На Ставрополье продажи роутеров и зарядок для авто выросли в преддверии дачного сезона

Специалисты по развитию геопарков из целого ряда стран собрались в “Янган-Тау” в Башкирии

Петербургский «Зенит» сыграл вничью с «Факелом»

Количество вакансий для людей с инвалидностью в 2024 году выросло в СЗФО на 73%