«Военник есть, но с собой нету». Как меняются очереди на Финской границе с 21 сентября
Финляндия может ограничить въезд для россиян, в том числе для тех, кто спасается от мобилизации, следует из сообщений со ссылкой на министра иностранных дел страны Пекка Хаависто. Такие ограничения могут быть оправданы «серьезным ущербом для международного авторитета Финляндии».
По данным финской пограничной службы, только за 21 сентября, в первый день военной мобилизации, из России в Финляндию прибыло через восточную границу 4824 человека.
В первый день проехать границу было легко, но 22 сентября очереди на пропускных пунктах резко выросли — ждать приходилось 4–6 часов. Возросло и количество вопросов к мужчинам. Ко второй половине дня 23 сентября очереди вновь уменьшились.
«Бумага» выяснила, как за три дня изменилась обстановка на финских пограничных пунктах.
21 сентября в Финляндии уже готовились к потоку россиян. В первый же день мобилизации депутат финского Парламента Мико Карна опубликовал кадры пробки на границе (перевод с финского):
— Просто чтобы вы знали, русские усиленно переходят границу. К счастью, автомобили, а не танки. Однако было бы неплохо подумать о том, что делать, когда начнут подаваться заявления о предоставлении убежища.
В пограничной службе Финляндии отметили, что такая ситуация наблюдается уже несколько недель. По мнению финских специалистов, только более широкая мобилизация может серьезно изменить обстановку на границе.
Илья выехал из России в первый же день. Он подтверждает: никаких аномальных пробок 21 сентября не было.
— Я был в Финке неделю назад, на границе с Мурманской областью, там ни одной машины не было, — рассказывает мужчина. — Сейчас из Питера еду — ну два автобуса и машин десять стоит. Мы прошли за час нашу границу. У финнов вышло быстрее, потому что чемоданы не доставали. Никаких ощущений, что что-то происходит, и вопросов не было. А ведь я даже не знаю, военнообязанный ли я. Мне 33, в армии не служил, военника нет, только приписное в 11 классе получал. Потом просто повестки не забирал и жил в другом городе.
Иван, выезжавший из России в то же время, служил, в военном билете у него категория A. Но днем 21-го он спокойно пересек границу — никаких дополнительных вопросов ему не задавали, да и машин было мало.
В тот же день российские власти заявили: никаких препятствий для пресечения границы у тех, кто повестку не получил, нет. Туристические поездки им разрешены. При этом п. 2 ст. 21 закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации» указывает, что покидать место жительства без разрешения военных комиссаров нельзя; на него же ссылаются в указах в ряде российских регионов.
Максим пересекал границу на следующий день, утром. Тогда очередь из машин на финской стороне границы была примерно 300–400 метров в длину. Движение в сравнении с прошлым днем замедлилось: пограничники начали задавать вопросы про военный билет — ответ Максима «Он есть, но с собой нету» их устроил.
Кириллу повезло меньше: он провел на границе шесть часов.
— 21-го числа я откликнулся на объявление в канале «Попутчики Россия Финляндия» и забронировал место до Хельсинки в микроавтобусе. Мы отправились утром 22-го в 6:30 и к пограничной зоне подъехали уже через два часа. Водитель решил поехать через Лаппеенранту, посчитал, что, возможно, так будет быстрее — по последней на тот момент информации, на границе с Хельсинки люди стояли порядка шести часов. На Российской границе пропускали медленно — медленнее, чем обычно. Водитель предположил, что поступило указание пропускать определенное количество машин в час. Но никого не разворачивали.
Пограничники проверяли, сколько денег у Кирилла, и внимательно досматривали багаж. Уточняли, почему билет был куплен только вчера, есть ли билеты обратно и зачем он вообще собрался в Финляндию. Данные Кирилла — служившего, но не имеющего военного билета, — пограничник фиксировал на отдельном листе.
В чате «Финляндия на выходные», где делятся опытом пересечения границы, с самого утра 23 числа жалуются на очереди и долгие расспросы мужчин.
Марина, которая вместе со своими близкими простояла в пробке в Светогорске с 8:50, только к обеду добралась до финской границы — ее они прошли за три минуты. По словам Марины, русские пограничники задают мужчинам много новых вопросов: про мобилизацию, про военный билет и про то, в какие сроки они хотят вернуться обратно. Отдельно интересуются, знает ли человек об уголовной ответственности за уклонение от мобилизации.
К вечеру 23 сентября очереди, судя по камерам, рассосались. В Светогорске и Брусничном на пропускных пунктах скопились несколько десятков машин. По словам очевидцев, прохождение границы сократилось до двух часов.
По данным погранслужбы Юго-Восточной Финляндии, за неделю количество прибывших в Финляндию россиян увеличилось на 57 % и продолжает расти. О случаях, когда пересечь границу не удалось, пока неизвестно.
Вы можете поддержать «Бумагу», чтобы мы с вами всегда могли оставаться на связи
Регулярные ежемесячные платежи позволят нам планировать работу и сохранить команду
поддержатьЧто еще почитать:
- «Хуже, чем кошмар». Что происходит на границе России и Грузии после объявления мобилизации.
- «Медуза»: в рамках «частичной» мобилизации в России собираются призвать в армию 1,2 миллиона человек. В Петербурге — 3,2 тысячи.