Главные новости Геленджика
Геленджик
Май
2021

Только в мечетях нет взяток. Кубань, Ставрополье и Дагестан – лидеры по коррупции

0
Только в мечетях нет взяток. Кубань, Ставрополье и Дагестан – лидеры по коррупции

Кубань, Ставрополье и Дагестан стали лидерами юга России по числу взяток, следует из данных Генпрокуратуры по уровню преступности за январь-март 2021 года. Причем только в Краснодарском крае с начала года зарегистрировали 121 случай коррупции. По этому показателю регион занял первое место по стране, с отрывом обогнав даже Москву и Санкт-Петербург – там насчитали 107 и 75 таких преступлений соответственно.

В Ставропольском крае зафиксирован наивысший уровень коррупции в Северо-Кавказском федеральном округе. Там с начала года выявлено 40 случаев получения взятки. В Дагестане зарегистрировано 35 таких преступлений. В Чечне и Северной Осетии – по 13, в Кабардино-Балкарии – пять. В Карачаево-Черкесии и Ингушетии за январь-март не обнаружено ни одного факта коррупции.

Конкретные преступления и общую сумму взяток Генпрокуратура не приводит. Кроме того, статистика ведомства учитывает только две статьи Уголовного кодекса – "Получение взятки" и "Дача взятки". Поэтому судить по ней об уровне коррупции на юге России в целом нельзя, считают опрошенные Кавказ.Реалии эксперты.

Кубань

Главный коррупционный скандал 2021 года на Кубани – это, конечно же, расследование о предполагаемом дворце президента России Владимира Путина в Геленджике. Генпрокуратура вряд ли его учитывала в своих статистических данных, но громких задержаний по обвинению в коррупции в регионе хватает и без этого.

В феврале, как сообщал Кавказ.Реалии, сотрудниками правоохранительных органов были задержаны главы сразу трех муниципальных районов – Ейского, Щербиновского и Каневского. По данным наших источников, чиновников допрашивали в связи с некими коррупционными преступлениями. Впоследствии их отпустили, какие-либо детали оперативных мероприятий ФСБ сообщать журналистам отказалась. Однако главу Щербиновского района позднее все-таки задержали. Ему вменяют передачу взяток вышестоящему начальству "за общее покровительство и попустительство по службе".

Тогда же дела о коррупции возбудили в отношении еще нескольких чиновников, включая заместителя главы Каневского района, а также первого заместителя директора департамента внутренней политики администрации края.

В марте в Краснодаре по подозрению в получении крупной взятки с поличным задержали главу Октябрьского райсуда Геннадия Байрака. Он требовал от местной семьи более двух миллионов рублей, угрожая лишить ее жилья. Сам судья в ответ заявил, что в течение более чем 20 лет помогал этой семье деньгами и в итоге захотел вернуть долг. Уголовное дело в отношении Байрака пока не возбудили – для этого нужно согласие Высшей квалификационной коллегии судей.

Еще одно громкое дело весны 2021 года связано с главой Динского района Сергеем Пономаревым. Его в конце марта суд приговорил к восьми годам и шести месяцам колонии строгого режима по обвинению в получении взятки в размере 10 миллионов рублей. За эти деньги, согласно официальной версии, чиновник обещал владельцу местной компании не привлекать его к ответственности в случае нарушений при строительстве школы в поселке Южный.

Уже в мае по подозрению в коррупции задержали директора сочинского департамента архитектуры и градостроительства. Как утверждает управление СКР по краю, чиновник за взятку в 75 миллионов рублей должен был ускорить получение разрешения на строительство отеля в Адлерском районе города.

Несмотря на многочисленные новости о взяточничестве, Краснодарский край в марте стал самым привлекательным регионом юга России для инвесторов. Тем не менее, на фоне остальных субъектов этот показатель уже не кажется таким впечатляющим – Кубань заняла в рейтинге лишь 27-е место в стране. Это при том, что Краснодарский край остается самым популярным туристическим направлением в России.

Еще один любопытный факт: в марте Краснодар возглавил список российских городов-миллионников по числу местных жителей, желающих стать чиновниками. Таких в регионе – 63 процента. Это почти вдвое больше, чем в среднем по России. На фоне данных Генпрокуратуры о коррупции в регионе этот рейтинг уже не так удивляет.

Но статистика Генпрокуратуры не отражает реальную картину с уровнем коррупции в регионе, заявил Кавказ.Реалии президент краснодарского Центра прикладной социологии и политологии Геннадий Подлесный. По его словам, задержания по подозрению во взяточничестве нередко являются провокацией со стороны сотрудников правоохранительных органов.

"Где-то это обусловлено тем, что в действительности это был "наезд" на предпринимателя с целью отжать бизнес. В каких-то случаях проверили и выяснили, что это никакая не взятка, а "подстава" конкретного должностного лица. Поэтому надо четко понимать, что реальную картину статистика Генпрокуратуры не отражает. Она не может быть абсолютно достоверной, если исходить из объективного понимания того, как формируются такие данные", – уверен Подлесный.

При этом население края, утверждает политолог, не сильно озабочено проблемой взяточничества в регионе.

"Людей заботит не коррупция, людей заботит, прежде всего, уровень зарплат, наличие рабочих мест, социальная сфера – медицина, образование. Коррупция не является проблемой для населения, которое выросло в условиях существования коррупции", – заключил Подлесный.

Ставрополье

Главный коррупционный скандал Ставрополья за последние месяцы – аресты заместителей председателя краевого правительства.

Первого – Александра Золоторева – задержали 15 марта в аэропорту Ставрополя. По версии следователей, он вместе с бывшим главой местного Минстроя Алексеем Когарлыцким, который обвиняется по семи коррупционным делам, в 2017–2019 годах получал деньги от подрядчика при строительстве нескольких медицинских учреждений. Вице-премьера арестовали, общую сумму взяток, полученных чиновником, оценили более чем в 60 миллионов рублей.

Та же участь ждала зампреда Романа Петрашова. Его задержали 30 марта. Согласно данным следствия, в период с 2013 по 2015 год он получил не менее 130 миллионов рублей за гарантии заключения договоров на обустройство газовых и нефтяных месторождений. В отношении Петрашова возбудили дело по статье "Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере". Она предусматривает до 10 лет лишения свободы.

После задержания Золотарева губернатор Владимир Владимиров заявил об отставке всего правительства края на время "антикоррупционного аудита" в отношении каждого министра и их заместителей. Однако позднее практически все чиновники были переназначены, то есть сохранили свои места в правительстве.

Параллельно с арестами высокопоставленных чиновников сообщалось об уголовных делах в отношении сразу трех местных прокуроров, главы администрации Нефтекумского городского округа Виталия Черченко, о хищении бюджетных средств в городской больнице Невинномысска, а также о причастности к коррупции замначальника следственного отдела в Кисловодске, который требовал почти три с половиной миллиона рублей за обещание прекратить уголовное преследование в отношении местного жителя.

Кроме того, в мае задержали главу местного управления Росимущества Александра Ковалева. Его обвиняют в незаконной передаче 14 тысяч гектаров земли, что, как утверждает следствие, нанесло ущерб на 170 миллионов рублей.

Ставропольский политолог Сергей Кулагин называет коррупцию первостепенной проблемой, которая не дает развиваться региону. Причем за последние годы, по его словам, ситуация только ухудшилась. Он напомнил, что в 2016 году, по данным Всероссийской антикоррупционной комиссии, регион занимал пятое место в стране по уровню коррупции.

Уровень коррупции "зашкаливает" именно среди высших региональных чиновников, отметил Кулагин в беседе с Кавказ.Реалии.

"В регионе – реальный управленческий кризис. При этом околоправительственный пул СМИ и экспертов уверяют, что губернатор держит ситуацию под контролем. Хотя, только по моим данным, свыше 120 чиновников различного уровня, которые назначались напрямую Владимировым либо при его косвенной поддержке, находятся либо в СИЗО, либо в колонии. Складывается такое впечатление, что чиновники буквально в очередь выстраиваются за взяткой – как раньше за колбасой и хлебом. Такого на Ставрополье не было ни в 1990-е, ни в 2000-е годы", – поясняет эксперт.

По словам политолога, одна из причин громких задержаний в регионе – назначение новых руководителей местных правоохранительных органов.

"У нас чуть больше года назад сменился прокурор региона. На сегодняшний момент он достаточно активно работает по соблюдению законодательства, став таким "прокуратором" Ставрополья. У нас новый краевой начальник управления ФСБ, который тоже занял принципиальную позицию", – говорит Кулагин.

Несмотря на "зачистки", вопросы к работе надзорных органов есть, признает политолог: "В этом году были задержаны два заместителя главы правительства, то есть непосредственные подчиненные губернатора Владимирова. При этом выставляется это так, что все воруют, а губернатор чистенький".

Дагестан

Сообщений о коррупции в Дагестане, где Генпрокуратура насчитала 35 случаев получения взятки, с начала этого года действительно было меньше, чем на Кубани или Ставрополье. Однако задержания были куда более масштабными.

Например, в феврале в отношении бывшего главы Кизлярского района Александра Погорелова были возбуждены сразу пять уголовных дел о взяточничестве. По версии следствия, еще будучи главой села Южное чиновник за денежные вознаграждения выдавал местным жителям земельные участки.

В отчетный период Генпрокуратуры попадает и дело сотрудника Федерального казначейства по Дагестану, задержанного в январе в Дербенте. Согласно официальным данным, он требовал 200 тысяч рублей за беспрепятственное перечисление 30 миллионов рублей, которые власти города должны были выплатить по госконтракту.

Уже в апреле местное управление СКР отчиталось о задержании 13 сотрудников местного государственного автодорожного надзора. Как утверждается, чиновники брали взятки от дальнобойщиков за проезд без взвешивания фур. Общая сумма полученных ими взяток оценивается более чем в миллион рублей.

Позднее по подозрению в коррупции задержали главу Цунтинского района Шамиля Магомедова. Сообщалось, что он потребовал от двух коммерческих организаций передать ему в качестве взятки 1 миллион 250 тысяч рублей. По данным ФСБ, чиновника задержали с поличным в одном из кафе Махачкалы.

Но самое громкое коррупционное дело этой весны в Дагестане – задержание министра туризма Расула Ибрагимова. Ему предъявлены обвинения в мошенничестве и создании преступного сообщества. По версии следствия, чиновник причастен к хищению 620 миллионов рублей, предназначавшихся для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Коррупция и взяточничество стали нормой в республике, когда речь идет о поступлении в вузы, о принятии на работу, о решении земельных вопросов, заявил в комментарии Кавказ.Реалии Магомед Магомедов, занимавший ранее разные должности в структурах власти республики (по просьбе собеседника имя изменено): "У нас нет ни одной сферы, где бы не было взяточничества. Разве что, может, в мечетях нет коррупции".

Он отмечает, что цифра в 35 взяток за январь-март 2021 года соответствует действительности, но это только те преступления, которые были раскрыты.

"Если, например, человек размещает родственника в больнице, а у врача зарплата – 20 тысяч рублей… Сын же ничего не пожалеет для матери, чтобы палата была хорошая, лекарства нормальные. Каким образом это разоблачить? Это низовой пример. Касаемо чиновников, я что-то не встречал за последние 25–30 лет в Дагестане бедных министров, чего-то они все очень богатые", – говорит собеседник Кавказ.Реалии.

По его словам, население Дагестана настолько привыкло к коррупции, что не критикует даже тех чиновников, которые причастны к хищению пособий для детей, инвалидов или пенсионеров: "Я не слышал, чтобы их осуждали родственники, соседи или близкие".

Если взять общую закономерность, то взятка в Дагестане, как бы это ни было грустно, – это то же самое, что пойти на рынок и купить там картошку, сетует эксперт.

"Кто это будет осуждать? Ты платишь деньги – берешь картошку. Это просто сделка – огромное количество людей к этому относятся именно так. Для них это не является чем-то постыдным с точки зрения морали. И это чудовищно, потому что коррупция наносит ущерб не только экономике, но и всему поколению. Это извращает нашу молодежь, искажает наши ценности, горские понятия о чести и достоинстве. Следующие поколения будут за это платить, так просто это же не проходит", – заключил собеседник.

Ранее в этом году шесть республик СКФО вошли в число регионов с самыми высокими зарплатами у чиновников. В то же время несколько кавказских регионов оказались аутсайдерами рейтингов по качеству школьного образования и по возможностям населения взять ипотеку.

Кроме того, в марте республики Северного Кавказа попали в конец рейтинга по размеру зарплаты в малых и средних населённых пунктах. Сообщалось также, что у жителей региона меньше всего сбережений. Например, в Чечне на одного человека приходится 11,8 тысячи рублей. Это последнее место в России. Вторая и третья позиции с конца – у Ингушетии (12,2 тысячи) и Дагестана (26,4 тысячи).




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Краснодарском крае

Новости спорта


Новости тенниса
Анастасия Павлюченкова

Павлюченкова вылетела с турнира в Риме






Петербург вошел в тройку лидеров среди направлений для автопутешествий в 2024 году

В Новороссийске 9 мая машины с центральных улиц будут эвакуировать

Орловцам-отпускникам озвучили стоимость аренды жилья на популярных курортах России

Водные перевозки между Новороссийском, Геленджиком и Сочи задерживаются