Спор пенсионера Ивана Демьянова и президента ФХР Владислава Третьяка затянулся на несколько лет
Впервые о споре пенсионера Ивана Демьянова и президента Федерации хоккея России Владислава Третьяка за двухкомнатную квартиру в Сочи мы написали в декабре 2018 г. в статье «Кто столкнул хоккеиста с ветераном» («АН» №49 (642) от 13.12.2018). И тогда нам казалось, что судебные инстанции Краснодарского края легко могут исправить техническую ошибку, изза которой и завязался этот сырбор, а следственные органы найдут и привлекут к ответственности настоящего виновника конфликта. Однако с момента нашей публикации прошло чуть менее трёх лет, и всё стало гораздо хуже. Но про хуже – позже, сейчас же напомним читателям основные факты из предыдущей нашей статьи – и про техническую ошибку, и про настоящего виновника.
Итак, Иван Демьянов приехал в Якутию в 1964 г. после службы в армии и прошёл путь от водителя большегрузного самосвала в тресте «ЯкутАлмаз» до одного из руководителей компании
«АЛРОСА». В 2017 г. вышел на пенсию. Президентом России он награждён орденом Почёта и орденом Дружбы. Почётный гражданин Республики Саха (Якутия), кавалер ордена «Полярная звезда». А в августе 2007 г. Демьянов с группой коллег по алмазодобывающей компании заключил договор с «Инвестиционно строительной компанией (ИСК) «ЭНБИЭМ», оплатив полную стоимость (8,5 млн рублей) будущей двухкомнатной квартиры общей площадью 121,2 кв. метра в 16‑этажном доме в Адлерском районе города Сочи на улице Ленина.
На первый второй… поменяйся
Ту самую техническую ошибку вскоре после заключения договоров увидел полномочный представитель группы северян Анатолий Смолыгин. Строящийся дом состоял из двух подъездовсекций. Одна секция имела первый номер, другая – второй. Однако застройщик, не предупреждая никого, меняет номера секций. Но Смолыгин заставил фирмачейстроителей немедленно исправить договоры в соответствии с новыми реалиями.
Смолыгин исправил, а другие покупатели – нет. В том числе и Владислав Третьяк, который в том же 2007 г., но в апреле купил однокомнатную квартиру общей площадью 67,1 кв. м, заплатив за неё 4,5 млн рублей. Обе квартиры расположены на 6м этаже, каждая имеет строительный номер 3, физически находятся в разных секциях, а по документам – в одной, №2. Но запомните и суммы, и метраж этих двух квартир.
Однако тогда это была наименьшая из проблем всех добросовестных покупателей квартир в этом доме, ведь застройщиком выступало ЗАО «ИСК «ЭНБИЭМ» Михаила Бабеля, на счету которого, например, только по одному эпизоду ЖК «Терлицкий парк» висит обвинение в мошенничестве на сумму в 18 млрд рублей. В 2016 г. Михаил Бабель был задержан полицией по подозрению в организации двойных продаж в жилых комплексах Москвы и Подмосковья. Но суд решил выпустить его под залог в 10 млн рублей. Бабель вышел, тут же сел в самолёт и улетел в Израиль.
Поэтому и Третьяку, и Смолыгину, и Демьянову крупно повезло, что дом в Сочи таки достроили, правда, не через три года, как обещал застройщик, а через 10, но всётаки. Иван Кириллович через Адлерский районный суд города Сочи добился права собственности на квартиру, сделал ремонт, купил мебель и стал «жить-поживать», но недолго.
В мае 2018 г. в президиум Краснодарского краевого суда поступает кассационная жалоба Владислава Третьяка, в которой он просит отменить решение Адлерского районного суда города Сочи, который признал право собственности на квартиру номер 120 за Демьяновым, и отдать её ему, Третьяку. На каком основании? На том, что договор о покупке квартиры он заключал в апреле, а Демьянов – в августе.
В статье «Кто столкнул хоккеиста с ветераном» мы писали, что, несмотря на то что знаменитый вратарь пропустил установленный законом срок подачи иска, спортивному функционеру пошли навстречу, так как «после подачи Третьяком кассационной жалобы в Краснодарский краевой суд был важный звонок из Москвы. Дескать, просили посодействовать».
«Три портсигара отечественных»
Посодействовали или нет, вы сами решите позже. А сейчас о тех нюансах этого скандального иска, которые мы из уважения к легендарному хоккеисту тогда опустили. Мы лишь намекнули, что «требовать ему свою квартиру, которую «спрутовая» (Бабель и Ко. – Прим. «АН») команда давно уже продала, надо у того, с кем он заключал договор». А вот другие СМИ, и, что удивительно для нас, даже спортивные, не промолчали.
Вот, например, комментарий Sports.ru:
«…Руководитель российского хоккея, правда, уверяет, что это как раз его однушка – просто по ошибке пристроили ещё одну комнату (выделено «АН»).
Конечно, напрашивается вопрос, чем три года занимался Владислав Третьяк – но это ведь не единственная недвижимость, за которой нужно следить. К примеру, в декларации за 2015 г. у него указаны сразу 17 объектов: среди них – 2 земельных садовых участка, 2 дачных, 3 жилых дома (один – с мансардой), квартира 41,9 кв. м, 1/3 квартиры площадью 108,4 кв. м, 2 квартиры в Латвии по 167 кв. м каждая. Гаражи, бани и котельные считать не будем. И в целом в декларациях депутата в плане недвижимости с того момента ничего не поменялось.
Хотя это могут быть и не все объекты, принадлежащие Третьяку. В 2013 г. блогер и журналист Андрей Мальгин нашёл незадекларированную квартиру президента ФХР – во Флориде, с видом на океан: 4775 Collins Av, Unit 3601, Miami Beach, Florida 33140.
Согласно расследованию, при регистрации этой недвижимости он указал в качестве контактов адрес в штате Иллинойс – там жил его давний деловой партнёр Айзек Бергер. В дальнейшем выяснилось, что бизнес Бергера – биологически активные добавки – в России расфасовываются организацией, юридически расположенной в том же здании, что и «Международная спортивная академия Владислава Третьяка». Ещё один актив Третьяка, который он получил в 2000 г. от мэра Юрия Лужкова: больше 8 га земли в аренду на 49 лет для строительства «спортивнодосугового центра».
Посодействовали?
Что и как из этого ясного изначально даже далёким от юриспруденции людям дела можно было разбирать три года, понятно из комментария опять спортивному изданию Championat.com юридической компании «Гордон и сыновья»:
«10 ноября (2020 г. – Прим «АН») после трёх отложенных заседаний кассационной инстанции четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в Краснодаре снова вернул наше дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию. Третьяк не является на суды уже два года, но кассационные суды уже в третий раз отменяют апелляционное определение и отправляют на новое рассмотрение. В своих обращениях в суд Третьяк постоянно ссылается на некое нарушение права на судебную защиту, а также на то, что ему не предоставили возможность на написание возражений, не предоставили документы, что незнаком с материалами дела.
При этом за всё время разбирательства, которое длится с 2018 г., ни Владислав, ни его представители ни разу не обращались в суд для ознакомления с материалами дела и не пришли ни на одно судебное заседание. Два года кассационная инстанция волшебным образом защищает хоккеиста Третьяка, который претендует на чужую квартиру в 121,2 кв. м в городе Сочи Адлерского района. Напомним, по договору Третьяк покупал квартиру площадью 67,1 кв. м (выделено «АН»).
Мы с уважением относимся к спортивной карьере Третьяка, но злоупотребление правом, как и административный ресурс, очевидны».
Злоупотребление правом?
Попробуем схематично показать, как «два года кассационная инстанция волшебным образом защищает хоккеиста Третьяка». Итак, как мы говорили выше, после той самой подачи Третьяком «кассационной жалобы с важным звонком» дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, но и новое решение Адлерского райсуда г. Сочи от 9 апреля 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 июля 2019 г., признало право собственности на квартиру за Демьяновым, а в удовлетворении исковых требований Третьяку было отказано.
Тогда четвёртый кассационный суд 21 ноября 2019 г. по кассационной жалобе Третьяка апелляционное определение от 30 июля 2019 г. отменяет, а дело направляет на новое рассмотрение уже в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда. Но и эта коллегия 5 марта 2020 г. решение суда первой инстанции от 9 апреля 2019 г. оставляет без изменения. Четвёртый кассационный суд 10 ноября 2020 г. отменяет апелляционное определение от 5 марта 2020 г. и направляет дело на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд. И только апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 8 апреля 2021 г. решение суда первой инстанции от 9 апреля 2019 г. отменено, право собственности на квартиру признано за Третьяком. Сразу скажем, что и Демьянов попробовал обратиться в четвёртый кассационный суд с жалобой на решение от 8 апреля 2021 г., но 3 августа 2021 г. суд оставил его жалобу без удовлетворения.
Как в апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда смогли «отцепить» тот факт, что квартиры – разные? То, что квартира Демьянова стоит 8,5 млн руб., а квартира Третьяка в два раза меньше? Что, в конце концов, делать с площадью квартир, поверить версии прославленного хоккеиста – по ошибке пристроили? Где такое он видел, в Майами?
То, что квартиры разные, чёрным по белому написано в последнем определении, оставившем жалобу Демьянова без удовлетворения:
«Суд (первой инстанции. – Прим. «АН») установил, что, несмотря на то что обе квартиры, согласно предварительным договорам, имеют порядковый номер на этаже 3, расположены на 6м этаже в секции/подъезде 2, они представляют собой две разные квартиры, находящиеся в разных секциях/подъездах» (выделено «АН»).
Как как – очень просто решил проблему Краснодарский краевой суд. Надо отринуть физическую сущность вещей, и, перефразируя афоризм Козьмы Пруткова, если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», то это и есть буйвол. Вот такие вот «Плоды раздумья» в исполнении Краснодарского краевого суда:
«С учётом толкования норм права при конкуренции договоров долевого участия в отношении одного и того же объекта подлежат проверке такие юридические факты, как то: какой из договоров был исполнен раньше, в том числе факт оплаты таких договоров; дата заключения договоров.
Учитывая установленные обстоятельства того, что предварительный договор с Третьяком заключён ранее, чем заключён предварительный договор с Демьяновым, апелляционный суд сделал верный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований Демьянова».
Ещё раз, для тех, кто не понял, вишенка на торте:
«Доводы кассационной жалобы заявителя (Демьянова) о том, что представленный им план является заверенной БТИ архивной копией проектной документации, которая, в свою очередь, соответствует представленному в материалы дела Приложению к Предварительному договору, сведения которого, по мнению заявителя, опровергают вывод апелляционного суда о тождественности предметов договора (Третьяка) и договора (Демьянова), направлены на переоценку имеющихся доказательств, вместе с тем разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов, поэтому связанные с ним доводы заявителя не могут служить основанием для отмены оспариваемого апелляционного определения в кассационном порядке».
От Редакции
Демьянов наверняка не удовлетворён таким вот кульбитом краснодарской Фемиды и будет обжаловать данные решения в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации.
Кто вообще надоумил Владислава Александровича отсудить у заслуженного ветерана его законную квартиру? Почему легендарный хоккеист (и не только в России, мог бы и Израиль попросить выдать Бабеля), депутат Госдумы и высокопоставленный спортивный функционер не направил всю силу своих возможностей на поиск и истребование своих (и других обманутых дольщиков) пропавших денег с настоящих жуликов и воров?
Мы будем следить за ходом этого дела.