Интернет-омбудсмен: Clubhouse автоматически подпадает под российское законодательство
В дополнительных проверках голосовой социальной сети Clubhouse Роскомнадзором нет необходимости. Такое мнение высказал в интервью радиостанции "Говорит Москва" российский интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. По его мнению, Clubhouse и так подпадает под действие российских законов, работая на территории нашей страны.
"Сама соцсеть ничего не может нарушить, нарушить могут только люди, потому что это инструмент, — считает Мариничев. — С таким же успехом люди, разговаривающие по телефону или по конференц-связи в Zoom, ничем не отличаются от разговаривающих в данной соцсети. Поэтому вопрос нужно задать Общественной палате: а стоит ли Zoom или Google Teams проверить на предмет того, что они собой представляют? Они же дают пользователям точно такой же функционал".
Ранее член Общественной палаты и рабочей группы этого органа по законодательству в сфере интернет-технологий Артем Кирьянов высказал в интервью РИА Новости мнение о необходимости создать механизмы для отслеживания и фиксации происходящего в приложении.
Сервис Clubhouse можно описать как "распределенное радио", позволяющее пользователям создавать голосовые дискуссии – "комнаты". В каждой из них есть несколько администраторов, которые могут участвовать в беседе в любой момент, и до 5000 слушателей — им, чтобы выйти "в эфир", нужно "поднять руку" и ждать решения одного из администраторов.
Фактически, единственное отличие "комнаты" Clubhouse от модерируемой конференции в Zoom, помимо отсутствия видео — максимальное число участников. В бесплатной версии Zoom это 100 человек, в расширенной — 1000. Однако предложений "прослушивать" Zoom в России пока не звучало. В чем-то похожие на Clubhouse голосовые чаты появились в декабре прошлого года и в Telegram, при этом точного лимита на число участников представители сервиса не назвали – это "несколько тысяч пользователей".
Накануне о блокировке своего аккаунта в Clubhouse сообщил телеведущий Владимир Соловьев, отметив в шутку, что Clubhouse испугался его появления в соцсети. "Все, что надо знать о "ценности свободы слова" на этой площадке", — заявил он. Блокировка произошла еще до того, как журналист успел начать дискуссию — вероятно, недоброжелатели Соловьева после его появления в Clubhouse начали жаловаться на аккаунт журналиста. У внезапно вошедшей в моду соцсети в настоящее время всего несколько десятков сотрудников (по данным страницы компании на LinkedIn), так что, скорее всего, на фоне взрывного роста аудитории разбираться с обоснованностью жалоб там пока просто некому.
При этом в Китае, где власти традиционно не допускают бесконтрольного обмена мнениями в больших группах граждан, Clubhouse заблокировали еще 8 февраля. Звучала критика в адрес голосовой соцсети и в США — в связи с отсутствием эффективной модерации и механизмов предотвращения травли пользователей.