О государственных интересах и тех, кто ими манкирует
Когда местная пресса не помогает своей стране проводить выгодную для неё внешнюю политику, чаще всего причина в том, что она помогает другой стране проводить её внешнюю политику.
Отношения России с Турцией складываются непросто. И я последний, кто склонен к их идеализации. Буквально только что из контролируемой протурецкими формированиями части сирийской провинции Идлиб была обстреляна реактивными снарядами база российских ВКС «Хмеймим». В ответ вооруженные силы САР и РФ нанесли удары ракетными комплексами «Точка-У» и «Искандер» по районам, откуда был совершен обстрел.
При наличии у Москвы желания обострить отношения с Турцией, обстрел её подопечными боевиками авиабазы – более чем достаточный повод для этого. Но российское руководство, ни в этом, ни в других подобных случаях, никогда не идет на поводу у слепых эмоций и руководствуется, прежде всего, государственными интересами высшего уровня. Которые основаны на том очевидном факте, что Россия и Турция — две крупнейшие и соседние державы Черноморского региона с исторически пересекающимися интересами. И это, объективно, создает достаточно проблемную почву в их отношениях, от чего никуда не денешься.
Однако при этом, Москва четко исходит из понимания того, что никакой разумной альтернативы выстраиванию с Турцией взаимовыгодных, добрососедских и, по возможности, дружественных отношений в природе не существует. Если, конечно, не считать такой «альтернативой» Турцию в качестве заклятого врага. Но это, согласитесь, полный идиотизм. Тем более, что для развития таких позитивных отношений между РФ и Турцией существуют не только благие пожелания отдельных политиков, но также весьма прочная и долговременная основа в виде совпадения целого ряда ключевых стратегических ориентиров и геополитических интересов. Связанных, чего греха таить, с общим противостоянием основным угрозам современного мира, в том числе западному гегемонизму.
Президент Российской Федерации Владимир Путин, которому согласно Конституции РФ предоставлены полномочия на формирование и проведение внешнеполитического курса государства, исходит именно из этого фундаментального факта. И выстраивает российско-турецкие отношения максимально корректно, никогда не пытаясь использовать им во вред даже возникающие порой острые и спорные ситуации. Слишком уж большой для России (и для Турции тоже) будет цена за бездумное нагнетание подобного негатива в двухсторонних отношениях.
Но то, что для ответственных государственных лиц есть нечто само собой разумеющееся и то, чем необходимо руководствоваться в практической деятельности, для лиц безответственных, или даже ответственных перед каким-то другими, (возможно даже нероссийскими) инстанциями, обстоит с точностью до наоборот.
Речь, прежде всего, идет о так называемой «независимой прессе», которая вольна писать всё, что ей в голову взбредет. Причем не только писать, но формировать, в угоду своим далеко не всегда бескорыстным интересам, общественное мнение огромной страны. И делать это на основе своего, чаще всего, более чем скромного разумения.
Можно не сомневаться, что именно о таком малоответственном подходе шла речь и на давешнем совещании Президента с главными редакторами российских СМИ. Оно состоялось в закрытом формате наверняка не случайно, поскольку серьезный разговор об ответственности так называемой «четвертой власти» перед государством и обществом давно назрел. Путин, говоря о подходах к проблемам Донбасса, прямо напомнил присутствующим о том, что у них, кроме прав, имеются еще и обязанности перед страной:
«На наших с вами плечах — я говорю «наших с вами», потому что вы четвертая власть — огромная ответственность за Россию в целом. И прежде, чем принять какое-то решение, мы должны подумать о последствиях любого нашего шага»
Ровно то же самое касается и отношений с Турцией. Та малая часть СМИ, которую можно считать государственной, обычно не распространяется на тему российско-турецких разногласий, исходя, видимо, из естественного желания соответствовать государственному курсу и нежелания этим отношениям еще больше навредить. Что в принципе правильно. В том числе и потому, что главе государства и его огромному экспертному аппарату виднее, как именно расставлять акценты и точки над «i» на таком чувствительном и деликатном поприще, как внешняя политика.
Однако другая часть СМИ, а в интернете это подавляющая часть, вообще не считает себя обязанной учитывать интересы государства. Во всяком случае, государства российского. Именно этим только и можно объяснить то постоянное нагнетание страстей с максимальным выпячиванием разногласий и трудностей в отношениях РФ и Турции, вплоть до высасывания из пальца совершенно фантастических домыслов, которые «на голубом глазу» выдаются за бесспорную истину.
Именно так выглядело, в частности, «освещение» этой прессой недавнего закавказского конфликта, про который тут же раструбили, что это едва ли не начало турецкой агрессии против России вплоть до Урала и Дальнего Востока. Как будто это не Россия, а Турция — ядерная сверхдержава с мощнейшей в мире армией. Или РФ вообще нет на карте мира и турецким войскам открыт путь, куда они пожелают. Договорились даже до «безотлагательной необходимости нанесения «тактического удара», видимо ядерного, чтобы «спасти ситуацию».
Когда в реальной действительности дело кончилось тем, что РФ заняла доминирующие позиции в процессе закавказского урегулирования, а якобы целиком «протурецкий» Азербайджан четко дал понять, что избыточно близкие отношения с Турцией ему самому не очень то и нужны, все эти глашатаи турецкого Армагеддона на время умерили свою бестолковую активность.
Но это время быстро прошло, поскольку задачи, которым призваны служить подобные вещатели «конечных истин» никуда не делись. Именно такое ощущение возникает, когда в некоторых изданиях одна за другой появляются откровенно подзуживающие публикации, авторы которых чуть ли не пальцами ковыряются в болезненных точках российско-турецких отношений с явным намерением расковырять их еще больше.
Чего стоит, например, такой заголовок: «Непредсказуемость Турции развязала России руки». Содержание статьи вполне соответствует такому лихому началу. Автор, ухватившись за случай с выпущенным на свободу «турецким террористом», по отношению к которому он сам признает, что не знает, «как будут в дальнейшем складываться отношения этого человека с российским и турецким государством», развивает очень далеко идущие выводы о системной безответственности Турции и невозможности вести с ней дела.
«Однако само решение о его освобождении неизбежно воспринимается в качестве очередной демонстрации Анкарой своей независимости. В первую очередь – от любых формальных или неформальных обязательств в отношениях с Россией. Очередной жест турецких властей показывает – мы сами по себе, если хотите нас унять, то попробуйте. Но ничего нового в таком поведении нет. Оно просто еще больше закрепляет за Анкарой роль «ужасного ребенка» современной международной политики – страны, у которой ни с кем не может быть доверительных отношений. Ведь доверительность предполагает предсказуемость намерений, и это явно не про современную Турцию. Предсказуема она только в одном – своей постоянной способности вызывать озабоченность у великих держав.»
Примечательно, что этот пассаж авторства программного директора клуба «Валдай» находится в полных контрах с позицией Президента РФ, который, выступая недавно на том же «Валдае», говорил нечто прямо противоположное о своих отношениях с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом. В частности, о том, что его турецкий коллега куда более предсказуем, обязателен и последователен, чем многие другие зарубежные лидеры.
«Знаю, что Президент Эрдоган проводит независимую внешнюю политику. Несмотря ни на какое давление, мы с ним в достаточно короткие сроки реализовали проект «Турецкий поток». Мы с Европой до сих пор не можем, годами жуём эту тему, Европа никак не может проявить какую‑то элементарную самостоятельность и суверенитет, для того чтобы реализовать абсолютно выгодный для неё проект «Северный поток‑2». Но с Турцией мы сделали это достаточно быстро, несмотря ни на какие окрики. Зная и понимая свои национальные интересы, Эрдоган сказал, что мы это реализуем, и мы это сделали. Так же как и в других областях, например, в сфере военно‑технического сотрудничества. Решила Турция, что им нужна современная система ПВО, а наилучшая система в мире сегодня – это С‑400, триумф российского производства, – сказал и купил. С таким партнёром не просто приятно, с таким партнёром надёжно работается.»
Не то, чтобы российский журналист не имел права полностью противоречить президенту своей страны. Но вот вопрос — он действительно уверен, что разбирается в вопросах внешней политики лучше, чем Владимир Путин, коль скоро считает его точку зрения неверной? Как по мне, так это просто смешно.
Но самое примечательное в этом тексте то, что в своей констатирующей части, он практически неотличим от вердиктов, выносимых в отношении Турции …госдепартаментом США! Уж кто-кто, а заокеанская держава только тем и занята, что выражением озабоченности «непредсказуемым поведением» Турции. Выходит, что и Россия должна им в этом подпевать? Вот только на кой черт нам это надо? Чтобы на радость Америке вновь заиметь в лице Турции у себя под боком заклятого врага?
Не хочу даже вникать в подробности мутной истории с помянутым «террористом» и, подобно автору указанной статьи, авансом вменять Турции вину за всё подряд. Тем более, что эта «вина» в большинстве случаев объясняется вполне естественным наличием у почти стомиллионной страны собственных исторически обусловленных национальных интересов, существование которых вряд ли должно кого-то сильно удивлять и, тем более, возмущать.
Турция это не Болгария времен СССР, всегда готовая взять под козырек и выполнить любое указание из Москвы. Турция это реально большая, самостоятельная и мощная держава, которой невозможно вертеть по своему усмотрению. Но тем более ценным является то, что в отношениях с такой перспективной страной у России возникают очень серьезные и важные моменты общих интересов и площадки совместного приложения усилий. Которые можно и нужно продвигать и развивать не на архаичной базе одностороннего диктата, но на здоровой и многообещающей основе объективного совпадения целей и понимания собственных выгод.
Тем не менее, попыток задешево растранжирить весь этот потенциал, разменять его на дешевый хайп и прочие «спецэффекты» в «независимой прессе» меньше отнюдь не становится. Вот, например, буквально вчера в массовых изданиях того же легкомысленного толка произошло настоящее «землетрясение», причиной которого стала публикация в эфире государственного телеканала Турции TRT1 «карты турецких территориальных амбиций». Жертвами коих, согласно этой карте, к 2050 году просто обязаны стать множество регионов планеты и государств, включая Россию.
«Карту подготовила компания Stratfor. Согласно прогнозу компании, к 2050 году турецкое влияние будет расширено на Ближний Восток, Литву, Египет, Закавказье, Ирак, Сирию, Саудовскую Аравию, Кипр, Грецию, Грузию, Армению, Азербайджан, ОАЭ, Йемен, Северную Африку, Балканы, Среднюю Азию, а также на части азиатских республик бывшего СССР и России. В зону интересов Турции попали Крым, республики Северного Кавказа, Краснодарский и Ставропольский края, Калмыкия, Ростовская и Астраханская области, а также части других регионов, которые расположены на юге европейской территории РФ.»
Я специально перелопатил десятки опубликовавших эту «сенсацию» изданий. И, к своему удивлению, обнаружил, что ни одно из них почему-то не придало никакого значения тому факту, что эту карту нарисовали отнюдь не сами турки, но американская частная компания «Стратфор», известная как одна из «крыш» Центрального разведывательного управления США. То есть той самой «конторы», в служебные обязанности которой входит всяческое и, по возможности, максимальное разжигание противоречий между всеми государствами-оппонентами Америки, в том числе между Россией и Турцией. То есть уже само авторство этой заведомо провокационной карты, призванной усилить неприязнь и недоверие между означенными на ней державами, четко указывает на то, что перед нами происки спецслужб США, крайне заинтересованных вбить как можно больше клиньев в те же российско-турецкие отношения.
Поразительно, но на эту совершенно очевидный факт практически никто не обратил внимания! Или не захотел обратить?
Что же касается публикации этой карты турецким телеканалом, то мне, как журналисту, было бы странно, если бы турецкие коллеги её не заметили. Точно так же, как и в Москве наверняка опубликовали бы подобную американскую карту, например, с фантастическими маршрутами российской военной помощи «независимому» Техасу или Аляске. Хотя бы для того, чтобы над ней от души посмеяться. Может быть и турецкий телеканал увидел в этом только повод для здорового смеха? Не знаю. Никто даже не попытался выяснить, как сами турки этот «пердимонокль» прокомментировали. Зато сразу же начался вселенский ура-патриотический хай насчет того, что мы этим наглым супостатам всенепременно «врежем как следует» и пускай они не разевают свои поганые рты на Россию.
Уверен, что в госдепе США, при виде такого кипения страстей, просто плакали от умиления и отбили ладошки от рукоплесканий. Еще бы! Ведь провокация вполне удалась.
Не думаю, что публикаторы этого вброса настолько глупы. Просто они продолжают натягивать все ту же злосчастную турецкую сову на всё тот же американский глобус. А для этого, как известно все средства хороши.
Печально, конечно, но огромная часть вроде бы российской прессы, которой поддержка собственного государства как будто не должна быть чужда, в действительности существует совершено отдельно от России и не столько помогает ей, сколько откровенно пакостит. Либо по элементарному недоумению, либо даже по недоброму умыслу. Ни одна другая страна в мире, включая Америку, такой антигосударственной «свободы информации» терпеть бы не стала. Когда-нибудь перестанем терпеть и мы. Лишь бы не было слишком поздно.
А что касается пресловутой «турецкой угрозы», то я знаю одно волшебное средство, которое её полностью обнуляет. Это великая и могучая Россия, одно существование которой исключает такую угрозу в принципе и которую для этого просто не надо разваливать. В том числе и с самыми благими намерениями писающих кипятком ура-патриотов – из числа тех кто, ясен пень, всё знают лучше Путина и ужо разберутся, как следует и накажут кого попало. Лучше не надо!