Бактерии и паутина становятся искусством: петербуржцам объясняют, что такое био-арт
Новая петербургская галерея AIR до 21 февраля проводит выставку работ студентов ИТМО. Это уникальные экспонаты, выполненные в "технике" био-арт.
Это суперактуальное направление в искусстве соединяет биологические материалы и художественные практики.Био-арт "изобрёл" бразильско-американский художник Эдуардо Кац в конце 90-х. Именно он стал автором самого скандального био-арт-произведения – флуорисцентного кролика: в оплодотворённуй яйцклетку Кац ввёл ген медузы, и получил в итоге светящегося ярко-зелёным цветом малыша Альба.
Что чувствует паук?
Спор о том, насколько допустимо использовать живые организмы ради искусства, "начатый" кацевским кроликом Альба, решают и студенты петербургского ИТМО, которые отважились на эсперименты с живыми и неживыми материалами. Все авторы учатся на магистратуре Art&Sciense. Они работают с насекомыми и шелком, исследуют применение ДНК для арт-проектов и размышляют, как говорить про естественнонаучные процессы на языке искусства.
– Участники выставки прошли две мастерские по биологическому искусству – био-арту, и теперь демонстрируют промежуточные результаты своего обучения. И один из самых важных вопросов, которые они ставят перед собой – насколько этично использовать живые материалы в художественных работах, – рассказывает Metro Христина Отс, кураторы AIR Gallery. – Работать с живыми материалами очень сложно, и очень сложно их выставлять – те же бактерии можно убить неправильной температурой, а ведь в био-арте используют и рыбок, и собак... К примеру, вот эта работа называется "Живой труд": это сфера из паутины специальных пауков, которыми занимается одна из лабораторий университета.
Сфера пульсирует и, действительно, выглядит живой. Художники спрашивают себя (ну, и зрителя, конечно, тоже), можно или нет использовать пауков для создания предмета искусства – и что происходит с ними, когда у них отнимают материал, из которого они строят дома и который они используют, чтобы добыть себе питание?
– Да, эти пауки работают в биохимической лаборатории ИТМО. Они довольно большие, вот, наверное, с ладонь, – объясняет Metro "на пальцах" Анна Каплан, которая тоже создавала "Живой труд". – На самом деле наши учёные сейчас исследуют, как можно использовать их паутину в медицине: она гипоаллергенна и очень прочна. На паутину накладывают оксид железа и придают ей магнитные свойства: так паутиной можно управлять внутри человеческого организма, регенирировать кожу и внутренние ткани... Нам стало интересно: это – эксплуатация пауков или межвидовое сотрудничество.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно.
Святослав Акимов.
Фото:
"Полчаса на солнце"
Приблизительно такими же идеями руководствуются и Наталья Малинина, создавшая "Мышь без кожи". Чашка Петри, силуэт лабораторной мыши, железные скобы – довольно простой, но очень сильный образ: единственное, что защищает животное – это его кожа. Здесь она её лишена.
Био-арт решает не только этические вопросы, он ещё очень часто обращается к футуристическим проблемам. "Десятки лет назад в фильмах показывали летающие машины, но техника пошла по совершенно иному пути развития. У нас же сейчас такого нет, это был футуристический шаблон", – объясняет Христина Отс.
Вопросам будущего посвящён проект куратора выставки Лауры Родригез: Лаура – художница мексиканского происхождения, закончившая ИТМО и ставшая его преподавателем. Она – уже опытный био-артист. В зеркальной комнате выставлена её большая работа, в которой она рассуждает на тему слияния человека и машины. Правда, немного под другим углом: она предлагает соединить человека и растение. Инструкция, как это сделать ("Стоять по 30 минут в день на солнце, чтобы растение прижилось" и так далее), конкретные примеры людей, подселивших растения к себе на кожу – всё есть в инсталляции Родригез. И она настолько "правдоподобна", что забываешь: на самом деле – это художественное высказывание.
Выставка в галерее AIR будет работать до конца недели. Причём бесплатно.
Святослав Акимов.
Фото:
Из подмышек и влагалища
Использование "материалов" своего собственного тела – это один из самых популярных в био-арте приёмов. Художники рисуют собственным телом, причём в прямом и переносном смысле. И работы такого рода очень часто становятся скандальными: многие не готовы созерцать то, что создано из живых микроорганизмов, "населявших" изначального самого автора. А вот Виктория Гопка с её "Вавилонской башней" совершенно ничего не боится – и именно ей принадлежит самый смелый проект всей выставки.
– Розовый цилиндр-основа "Башни" сделан из агар-агара, его активно используют в кулинарии. На эту питательную среду художница поселила свои собственные бактерии. Откуда? Из подмышек, с коленей, изо рта и из вагины. Это живой объект: если мы посмотрим фотографии с открытия и сегодняшние, то увидим, что объект изменился, поскольку бактерии разможились. "Башня" заключена в две стеклянные колбы – чтобы бактериям ничего не угрожало и чтобы зрители были в абсолютной безопасности, – говорит куратор.
Невидимое видимым делают и София Осбанова с Анной Каплан, авторы "Голема", которого тоже показывают на выставке. Глинянная фигурка стоит на фоне проекции чашки Петри: в ней – грибы и бактерии, взятые из этой самой глины и выращенные в специальных условиях. Такова ещё одна идея био-арта: каждый неживой объект может оказаться живым. Примерно как глиняного Голема.
– Да, мечта оживить мёртвое и заставить работать на себя – это нарциссическая мечта человека. Но фактически Голем – это не совсем миф. Собственно, это и доказывает этот проект, – говорит Христина Отс. – Можно ли использовать био-арт в городском пространстве? Перенести их туда будет сложно, подобные проекты требуют особенных условий, и даже утилизировать некоторые нужно по специальной технологии. Однако "Голема" или "Живой труд" – вполне реально... Но у нас главная задача – немного иная: через био-арт мы не только задаём философские вопросы, мы популяризуем науку. Понимаете, люди очень часто не знают, что происходит в закрытых лабораториях. Такими проектами мы позволяем горожанами соприкоснуться с наукой, а учёным – рассказать широкой публике о своей работе.