Великая Отечественная война: устная история
Война – это страшное слово, особенно та, что называется Второй мировой.
Что испытали тогда, в первый день войны 22 июня 1941 г. мы, учащиеся подмосковного Егорьевского медицинского училища? Глубокое волнение, страх и неизвестность, это понятно: ведь мы были совсем девчонками. Утром и вечером не отходили от репродукторов, спешили услышать сводку Совинформбюро. Что там на фронте?
Враг рвался к Москве. Город бомбили. И уже приходили первые похоронки в Егорьевск. Горе вырывалось криком и слезами то из одного, то из другого домов. Мы, группа комсомолок, решили: надо как-то действовать. Сначала ходили проверять светомаскировку по улицам. Ухаживали за ранеными в развернутом в нашем городке госпитале.
Потом твердо определились – наше место на фронте, ходили с такой просьбой в райком комсомола и в райком Красного Креста. Убеждали: «Ведь там, где раненые, нужны наши знания, наши руки». «Вам надо еще подрасти, – иной раз говорили нам, – да и училище закончить, подождите немного».
В декабре 1941 г. мой черед пришел. Мы, несколько девочек, сдали досрочно экзамены и отправились на фронт. Я надела солдатскую шинель старшины медицинской службы и не снимала по декабрь 1945 г. Мне было тогда только 18.
Начался отсчет суровых дней и ночей. Первый месяц довелось обслуживать раненых, поступающих с рубежа защиты столицы нашей Родины – Москвы. То, что пришлось видеть и испытать, словами не передать. Как помочь человеку, если его привезли без рук и ног; как заставить, чтобы смерть отступила, когда ей для этого нет никакого шанса; как забыться от стона и мольбы молодых солдат, изрешеченных вражескими осколками, сожженных до неузнаваемости?
Была нужна кровь для спасения жизни, и мы, сестры милосердия, не раз сдавали ее для переливания. День и ночь приходилось работать, часто без сна и отдыха, под обстрелом и бомбежкой. Делали все возможное, часто и невозможное. Всю зиму 1942 г. мы работали, не выходя из помещения госпиталя. Падали от усталости и бессонницы.
Наш эвакосортировочный госпиталь № 2912 был развернут в Сретенском переулке г. Москвы. Сюда привозили раненых иногда сразу по 18 машин. Мне, медсестре центральной перевязочной, как и всем, было нелегко. Сердце обливалось кровью от жалости к измученным болью бойцам. Хирургические операции в нашем госпитале не прекращались, несмотря на бомбежки.
Вслед за нашими наступающими войсками мы переезжали с места на место. Во время следования хирурги вместе с медсестрами выезжали в полевые госпитали для оказания помощи раненым.
…Как-то наш санитарный поезд подходил к Познани, но тут раздался вой самолетных двигателей, на нас пикировал немецкий самолет. Произошло несколько взрывов, загорелись вагоны, находящиеся в хвосте поезда, их на ходу удалось отцепить. Когда состав остановился, люди стали выбегать из поезда, а самолет все делал заход за заходом – страшное зрелище.
Помню, в декабре 1943 г. мы переезжали на новое место, где должны были развернуть свой госпиталь. А там населенного пункта не оказалось: немцы сожгли, остались одни обгоревшие трубы. Пока искали новое место для госпиталя, мы находились почти двое суток под открытым небом среди зимы.
Рославль, Белосток, Бромберг, Арнцвальд, Берлин – эти города никогда не забуду, адреса боевого эвакосортировочного госпиталя.
Будучи недалеко от Берлина, услышали залпы салюта Победы. Как мечталось об этом светлом дне, как хотелось его приблизить! Не думали о себе, забывали о сне и отдыхе. Выстрадали все, выстояли и победили.
Медицинские работники так же, как и все на войне, испытали голод и холод, замерзали в снегу, попадали в окружение, погибали от пуль и снарядов. Да разве можно сейчас все описать, что пришлось видеть и испытать за четыре года войны?!
Мы, ветераны Великой Отечественной войны, сейчас не можем сдержать слез, рассказывая о пережитом. Но продолжаем об этом говорить, чтобы молодое поколение знало о событиях страшной войны, помнило и чувствовало свою ответственность за то, чтобы жить мирно и счастливо.
Публикуется по изданию: Бакланова А. Я. Когда пришел черед // Войной расстрелянная молодость. Саранск, 2000. С. 85 – 86.
Бакланова А. Я., жительница Теньгушевского района Мордовии. Участница боевых действий с декабря 1941 г. Старшина медицинской службы. Служила в эвакосортировочном госпитале № 2912 г. Москвы. В конце 1941 – начале 1942 гг. обслуживала раненых, поступающих с рубежа защиты столицы. Позже с госпиталем дошла до Берлина, где встретила Победу.
The post Великая Отечественная война: устная история first appeared on ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ РОССИИ.