Советский фильм "Вдовы"
Некоторые советские фильмы прошли, как говорится, мимо меня - я их при СССР не посмотрела. Ну, так получилось - когда пришло время мне не смотреть не мультики и не сказки для детей, наступила так называемая и перестройка, и молодёжь и подростки начали подсмеиваться над "совковым кинематографом", тащиться от голливудщины и бегать в открывшиеся повсюду видеосалоны. Поэтому советские культовые ленты, которые повторялись и повторяются на ТВ несколько раз в год, я, конечно же, знаю и даже цитирую, а вот другие фильмы, хорошие, но не столь популярные, я в своё время так и не посмотрела и теперь, когда в интернетах на разных кинопоисках и прочих ресурсах, можно найти всё что угодно и когда угодно, иногда наверстываю упущенное, так сказать - смотрю то, что не посмотрела при СССР. Между прочим, весьма поучительно, да.
И вот недавно я посмотрела фильм под названием "Вдовы" (не путать с современным одноименным закородонным боевиком!) и сегодня делюсь с вами впечатлениями. Время самое подходящее - завтра ведь печальный юбилей, 80-летие начала Великой Отечественной войны. Поехали.
Главные героини фильма - две деревенские вдовы-солдатки Александра и Елизавета. Они соседки и у них похожая судьба: Александра потеряла на войне мужа и сына, и Елизавета потеряла на войне мужа, сына и брата. Больше близких родственников у них не осталось, кроме одной живущей в соседнем селе племянницы. Вообще мне кажется странным и неправдоподобным, чтоб русская деревенская женщина в начале ХХ века родила всего одного сына (тогда рождаемость была в среднем 5-7 детей на женщину), но сюжет фильма именно таков.
Александре и Елизавете уже под семьдесят (действие фильма происходит в 1975 - в год тридцатилетия Победы, а реальные события, легшие в основу сюжета, произошли в 1965) и они вместе живут вместе в доме у Александры - вдвоём легче и веселее, и две избы отапливать не надо. Правда, иногда героини ссорятся и более вредная баба Лиза заявляет что всё, собирает свои вещи и уходит к себе, но потом снова мирятся и сходятся.
У Александры и Елизаветы есть дело всей их жизни: в 1941 году они похоронили двух погибших красноармейцев. С тех пор уже более 30 лет они хранят поврежденную и залитую кровью фотографию, найденную у одного из погибших (больше никаких бумаг у них не было) и ухаживают за могилой солдат. Это стало для них своего рода компенсацией: они не знают, где похоронены их родные и похоронены ли они вообще, и потому ухаживают за могилой неизвестных солдат, в душе, по-видимому, надеясь, что и за могилами их близких тоже кто-то присмотрит.
В праздник 23 февраля к вдовам приходит бригадир, и сообщает, что местные власти решили торжественно перезахоронить останки неизвестных солдат в райцентре: установить там памятник, разбить вокруг сквер и так далее. Но вдовы не дают на это согласия. Между вдовами и бригадиром начинается спор. Бригадир намекает, что скоро вдовы совсем постареют, а там и умрут, и за могилой некому будет ухаживать, а также на то, что негоже решению начальства перечить. Вдовы напоминают, как бригадир не хотел помочь поставить ограду на могиле, и вообще в 1952 чуть могилу не распахал. Тогда бригадир забирает у вдов ту самую фотографию, и говорит, что отправит её в газету: пусть эксперты её восстановят и опубликуют - а вдруг найдутся родственники погибших солдат?
Экспертам действительно удалось восстановить фотографию, и через некоторое время в одной из центральных газет (по-видимому, это была газета "Труд") появилась статья. Бабушки становятся знаменитыми. Примечательно, что действие происходит в СССР, но бабушка Александра говорит, что теперь о их солдатиках узнала "вся Россия". Также из по отдельным намёкам в фильме можно узнать, что действие происходит, по-видимому, в Смоленской области - ибо те районы были оккупированы фашистами, а в 1812 через них проходил Наполеон.
В один весенний день за бабушками приезжает машина. Они приглашены в район, где их снова уговаривают дать согласие на перезахоронение. Они настаивают на своём, и тогда одна райкомовская дама, главная по идеологии, спрашивает: "Что же нам, стать перед вами на колени?"
В ответ на это бабушка Александра сама становится на колени и говорит: "Миленькие мои, не отбирайте у нас наших солдатиков!"...
И увидев это, главный начальник, по-видимому, секретарь райкома, даёт вдовам торжественное обещание: без их согласия никакого перезахоронения не будет. В то же время он просит съездить в райцентр, посмотреть место, где предполагается перезахоронить неизвестных солдат, и выражает надежду, что они всё же дадут согласие.
Бабушки едут в райцентр. Место им не нравится - на плане был красивый сквер, а в реале всё пока голо и пусто.
В райкоме нервничают: после газетной статьи о готовящемся торжественном перезахоронении узнали не только в области, но и в Москве, и если теперь его отменить, будет скандал. Главная по идеологии предлагает продолжить уговоры, военком со всей военной прямотой заявляет, что бабушек надо поставить перед фактом, и всё, а секретарь стоит на своём: я, мол, обещания не нарушу и пусть мне хоть выговор объявляют, хоть вообще снимают.
Между тем начинаются странные дела: в газету, а потом и нашим героиням лично начинают приходить сотни (СОТНИ) писем. И в каждом письме примерно одно и то же: "Там, на фото, мой муж (сын, брат, друг), я узнаю его! Спасибо, что ухаживаете за его могилой!"
А накануне 9 мая к вдовам начинают съезжаться десятки людей. Они перекрывают им прохудившую крышу (кстати, процесс перекрытия крыши в фильме показан неправильно), ремонтируют радио, накрывают большой стол. И там, за поминальным застольем, становится ясным, какие же разные у людей судьбы. Мы видим женщину, которая думает, что там в могиле лежит её не то муж, не то жених. Она показывает кольцо и рассказывает, что свадьба у них была 22 июня, а 23 он ушёл и не вернулся
- И что же, у вас с тех пор так никого и не было? - спрашивают у неё.
- А у нас и в ту ночь ничего не было... - отвечает она. - Молодая я была, глупая. Думала, что война через несколько месяцев закончится, он вернётся, и тогда у нас всё будет, и он узнает, что я его верно ждала.
И мы видим другую женщину, которая три раза выходила замуж, имеет двух сыновей, но всё равно приехала к могиле, где, по её мнению, лежит её первая любовь.
Мы видим также солидного мужчину, какого-то начальника из Москвы из главка, и рядом - непонятного мужичка-одессита. Мужичок этот явно сидел и вообще на первый взгляд производит впечатление мошенника: недаром начальник спрашивает у него: "Как же там может лежать твой однополчанин, если ты по твоим словам танкист, а в могиле - простые пехотные вани?" Но потом на 9 мая непонятный мужичок надевает все свои медали и ордена, и всем становится неловко за подозрения.
В общем, глядя на гостей, бабушки дают согласие на перезахоронение. Останки торжественно переносят в райцентр. Но установить имена погибших так и не удается. Поэтому будет в райцентре могила неизвестного солдата...
Мероприятие заканчивается. Бабушки провожают своих гостей на станцию. Все их благодарят, уверяют, что приедут на могилу и вследующем году, а начальник приглашает бабушек к себе в гости в Москву.
Поезд уезжает. Бабушки выходят на привокзальную площадь, и видят, что она пуста. О них забыли. Дело сделано, и теперь никто за ними не прислал машину, а автобус, который привёз всех на станцию, тоже ушёл. Но они никого не упрекают, говорят, что сами во всём виноваты - опоздали на автобус - и, опираясь на палки, идут в родную деревню пешком. Идут, поют, не унывают, и надеются, что им удастся поймать попутку...
Вот такая вот печальная финальная сцена. Поэтому неудивительно, что фильм "Вдовы" изначально был запрещен. Но потом его как-то показали дорогому Леониду Ильичу. Картина произвела на него сильное впечатление и её разрешили к показу. А сам Брежнев распорядился всем вдовам повысить пенсию на 5 рублей...
Поэтому я хочу порекомендовать юным эмо-коммунистам, которые иногда приходят ко мне в блог, и рассказывают, как хорошо было жить в колхозах, смотреть не "Кубанские казаки", а вот такие вот фильмы. Причём, заметьте, действие фильма происходит в середине семидесятых, а в те времена многие колхозники действительно жили уже очень даже неплохо. Ну а деревенские вдовы жили вот так: курятина на новый год, а потом только на 23 февраля; торг с пастухом за один рубль, раздумья, где же взять семь рублей для починки крыши, попытки продать на станции букетики фиалок, что заработать хотя бы копеек пятьдесят, и так далее. И заметьте, героини ни на что не жалуются, ничего не просят и на вопрос райкомовской дамы "Как вы живёте?" отвечают: "Хорошо, всё у нас есть!"
Кстати, интересно, какая у героинь фильма пенсия была до повышения на 5 рублей? Я думаю, рублей 8...