Право на жизнь: вдову в Новосибирске на бумаге «похоронили» чиновники
Настоящую войну чиновникам пришлось объявить жительнице Новосибирска. Женщина внезапно перестала получать пенсию и только когда начала собственное расследование, обнаружила — ее больше нет в мире живых.
Сколько кругов бюрократического ада нужно пройти, чтобы вернуться обратно и каково это — жить полгода по ту сторону, узнал Кирилл Сергеев.
Ее фамилию, конечно, не назовешь редкой. Только так можно объяснить системную ошибку, в результате которой Анжелу Михайлову буквально похоронили заживо, а в Пенсионном фонде — еще и лишили средств к существованию.
«Начальница сказала, что она подала информацию о моей смерти в десять инстанций, в такие, как налоговая, страховая и так далее, что меня везде заблокировали», — не без дрожи в голосе рассказывает женщина.
Чтобы восстать из мертвых — сибирячке пришлось провести собственное расследование. И пройти все круги бюрократического ада. У одинокой женщины, воспитывающей двоих детей, и так много проблем. А тут известие, способное кого угодно довести до нервного срыва.
«Меня эта новость повергла в шок. Я первые несколько дней ходила… Неделю у меня земля из-под ног уходила».
Пять лет назад семья потеряла кормильца. С тех пор Анжела Михайлова получала денежные выплаты на двоих детей — 28 тысяч рублей. В октябре деньги не пришли на счет вдовы, и она обратилась в Пенсионный фонд, чтобы узнать, по какой причине нет ежемесячной выплаты.
«Ошибка допущена при оформлении справки о смерти в больнице № 25, в которой скончалась гражданка Михайлова, тезка, другого года рождения», — поясняет начальник управления организации назначения и выплаты пенсий отделения ПФР по Новосибирской области Вера Мироненко.
Однофамилица скончалась в больнице еще в июле. То есть пять месяцев назад! Сначала Михайлова попросту не знала, что ее записали в покойники, еще какое-то время — длился судебный процесс. Только с подачи прокуратуры Анжелу Михайлову восстановили фактически в праве … на жизнь. Иначе и не скажешь, поскольку по чужому свидетельству о смерти женщину лишили всех конституционных прав.
«Поскольку женщина жива, для восстановления ее прав в записи акта гражданского состояния потребовалось внести изменения», — говорит старший помощник прокурора Новосибирской области по взаимодействию со средствами массовой информации Дмитрий Лямкин.
Теперь прокурорская проверка пройдет в больнице. Уже известно, что при поступлении пациентка сама предоставила личные данные. Женщина — полная тезка, но с другой датой рождения, скончалась через девять дней после госпитализации. А еще через месяц покойницу похоронили за госсчет. О том, что они обе стали заложниками системной ошибки, Анжела Михайлова узнала от юристов, которые тщательно изучили материалы дела.
«Человек, который заполнял документы, тоже имеет опосредованное отношение к этой ошибке. Потому что у него в электронной базе не было иных лиц, он внес ту, которая есть. Это вопрос сам по себе — системы электронных баз данных», — поясняет юрист Кирилл Чернявский.
19 декабря у Анжелы Михайловой — очередной день рождения. Она и рада бы отпраздновать с большим, чем обычно, размахом, но сибирячке исполнится 40 лет, которые в России — по традиции — не отмечают. Тем более, что совпадения — после этого случая — Анжелу Сергеевну, скорее, пугают, нежели радуют.