С отступающим! Альгис Микульскис о коварстве високосного 2020 года
Спецкор ФАН Альгис Микульскис объяснил, почему високосный 2020 год человечество забудет не скоро.
Високосный год — почему этот сугубо астрономический термин на протяжении многих веков вызывает у человечества чувство тревоги и душевного неуюта? Специальный корреспондент ФАН Альгис Микульскис разбирался в этом вопросе, вспоминая события уходящего 2020 года.
Сложно сказать, является ли предрассудком отношение множества людей к високосным годам как к чему-то сакральному и опасному. С одной стороны, на дворе XXI век — полеты в космос, Интернет и смартфоны, но с другой — факты:
1556 год — самое разрушительное землетрясение в истории, Китай, 830 тысяч жертв.
1896 год — землетрясение и цунами, Япония, 22 тысячи жертв.
1912 год — крушение «Титаника», Северная Атлантика, 1496 жертв.
Все упомянутые года — високосные, а список катастроф можно продолжать и продолжать. Возможно, это совпадения, а возможно, и нет. С уверенностью можно сказать об одном — високосный 2020-й человечество забудет нескоро, потому что перечень только самых ярких его событий слишком огромен.
Январь: гибель Сулеймани и ответ Ирана
Второй день года принес известие о том, что Турция приняла решение вмешаться в ливийский внутренний конфликт и ввести на территорию североафриканской страны контингент вооруженных сил для оказания военной помощи так называемому «Правительству национального согласия» Файеза Сарраджа.
Командующий Ливийской национальной армией Халифа Хафтар в ответ на этот шаг заявляет о джихаде — освободительной войне против иностранных интервентов. В Бенгази начинается бессрочный протест, участники которого жгут портреты Сарраджа и президента Турции Реджепа Эрдогана, называя последнего шайтаном.
На этом фоне США наносят ракетный удар по аэропорту Багдада, в результате которого гибнет генерал спецназа иранского Корпуса стражей исламской революции Касем Сулеймани и сопровождающие его лица. Секретарь Совета целесообразности Ирана Мохсен Резайи обещает жестоко отомстить американцам, после чего Иран отказывается от ограничений так называемой ядерной сделки, а иранский Меджлис объявляет Пентагон и армию США террористическими организациями.
На похоронах генерала Сулеймани 8 января в давке гибнет 56 человек. Ситуация осложняется тем, что средства ПВО Ирана сбивают пассажирский Boeing 737-800 «Международных авиалиний Украины». Жертвами катастрофы становятся 176 человек.
В тот же день Тегеран начинает операцию «Мученик Сулеймани», направленную против сил США на Ближнем Востоке. Ракеты Fateh-110 обрушиваются на американскую авиабазу в иракском Айн аль-Асаде и на аэродром в провинции Эрбиль. Сведения о потерях радикально разнятся: персы заявляют о 80 погибших американцах, Пентагон — о том, что жертв не было вообще.
Между тем коронавирус, появившись в китайском городе Ухань, 11 января начинает свое «победное» шествие по планете, о чем заявляет ВОЗ, присваивая происходящему статус пандемии. В мире наступает эра карантина.
Россия вступает в 2020 год отставкой правительства, возглавляемого Дмитрием Медведевым.
Заканчивается месяц землетрясением в Турции, которое уносит жизни 41 человека и калечит более тысячи человек.
Февраль: расстрелы в Таиланде, Германии и США
Последний месяц зимы поначалу кажется чуть поспокойнее января: одна лавина в Турции (41 погибший), одна жесткая посадка пассажирского Boeing 737 в Стамбуле (трое погибших), но с 7 февраля високосный год снова напоминает о себе.
На этот раз — волнениями на юге Казахстана, где бытовой конфликт перерастает в межэтнический, в результате столкновений казахов с дунганами гибнут 11 человек.
Уже на следующий день солдат, устроивший стрельбу в Таиланде, убивает 30 человек и ранит 63.
Европа не отстает. 19 февраля гражданин Германии Тобиас Ратьен открывает огонь в городке Ханау, убивает девятерых, после чего сам сводит счеты с жизнью.
Проходит всего неделя, и выстрелы гремят уже в США: на заводе одной из пивоваренных компаний в Милуоки гибнут семеро, включая самого стрелка.
Март: пандемия входит в свои права
Наступившая весна не принесла спокойствия. 3 марта в американский Нэшвилл приходит торнадо — 25 погибших.
Остальные драмы месяца носят, скорее, экономический характер: на 13% рушатся основные американские индексы, нефть марки Brent обновляет минимум до 26 долларов за баррель, индекс РТС падает на 10%. Виной всему — пандемия коронавируса.
14 марта в США вводится режим чрезвычайного положения. 17 марта ЕС закрывает на месяц внешние границы. 18 марта Россия ограничивает въезд в страну иностранцам и прекращает авиасообщение с Европой.
Апрель: карантин и астероид
Второй весенний месяц принес временное затишье. Он отметился стрельбой в канадской Новой Шотландии с 23 погибшими и резким усилением карантинных мер по всему миру.
Впрочем, пролетающий в шести миллионах километров от Земли астероид 1998 OR2 напоминает о том, что год еще только начался.
Май: без парада, зато с BLM
Май начинается под знаком продолжающегося карантина и массовой самоизоляции. Пустынные города, сокращенный до «воздушной части» парад Победы в Москве и полновесный — в Минске (Александр Лукашенко до последнего не верит в пандемию и не вводит ограничений в Белоруссии).
Начинался месяц вроде бы мирно, но 25 мая в Миннеаполисе в результате действий офицера полиции Дерека Шовина гибнет чернокожий Джордж Флойд, в США начинается настоящий шторм протестов. Потомки африканских рабов вспоминают исторические обиды и утверждают, что «жизни черных тоже важны», а под шумок грабят супермаркеты. Волна расового психоза докатывается до Европы, а ее последствия ощущаются по сей день.
Июнь: ДТП Ефремова и конфликт Индии с КНР
Первый месяц лета ознаменовался вспышкой лихорадки Эбола в Конго, но на фоне продолжающейся пандемии коронавируса этот факт уже не ввергает население Земли в панику.
Страшнее было от китайско-индийского пограничного конфликта, Когда военные двух стран, обладающих ядерным оружием, начинают стрелять друг в друга, настроение у остальных стран объяснимо портится. Однако обошлось.
В России самым громким событием месяца стало смертельное ДТП по вине пьяного артиста Михаила Ефремова. Но еще более резонансными оказались попытки его группы поддержки оправдать актера с помощью нелепых уловок.
На контрасте — 24 июня в Москве все-таки состоялся военный парад, а 30 числа президент России Владимир Путин и его белорусский коллега совместно открыли Ржевский мемориал. Пожалуй, это были самые отрадные новости за весь месяц.
Июль: «первый звоночек» из Карабаха
Второй летний месяц начался торжественно — открытием грузового железнодорожного сообщения через Керченский пролив и Всероссийским голосованием по поправкам в Конституцию.
Однако дальше что-то снова пошло не так. Армяно-азербайджанский конфликт в Карабахе, чей «первый звоночек» прозвучал 12 июля, с огромным трудом и при участии России удалось погасить совсем недавно.
Август: взрыв в Бейруте и выборы в Белоруссии
Главным событием августа стал чудовищный взрыв в Бейруте. Он показал, что високосный год, помноженный на человеческую халатность, может привести к таким результатам, вспоминая о которых люди будут вздрагивать не один десяток лет.
Сибирская провокация с «отравлением» блогера Алексея Навального закончилась ровно так, как и планировалось его кукловодами: «пациент» остался жив-здоров, однако Запад завел шарманку про новый пакет антироссийских санкций, включая приостановку строительства «Северного потока — 2».
Ну и, конечно же, выборы в Белоруссии! Тема эта заслуживает отдельного исследования, поэтому буду краток: у тех, кто попытался столкнуть страну в пропасть очередного «майдана», ничего не получилось. Их креатура, домохозяйка Светлана Тихановская, по факту так и осталась домохозяйкой. Протесты в Минске вяло продолжаются до сих пор, но Лукашенко не унывает и продолжает управлять вверенным ему государством.
Сентябрь: снова Карабах и «вторая волна» вируса
Из событий сентября отметим крушение самолета Ан-26 ВВС Украины под Чугуевым и начало полноценной войны в Нагорном Карабахе. В последнем случае достаточно быстро стало ясно: дежурными перестрелками дело не ограничится.
Тем временем притихший было коронавирус предпринял новую атаку на человечество. Обещанная многими медиками мира вторая волна быстро превзошла начало пандемии: ежедневное число зараженных не идет ни в какое сравнение с весенними сводками.
Октябрь: теракты во Франции и землетрясение в Турции
Октябрь ознаменовался двумя терактами во Франции — убийством учителя Самюэля Пати, который преподавал мусульманам толерантность, демонстрируя им карикатуры на пророка Мухаммеда, и тройным убийством в соборе Нотр-Дам в Ницце. Причем второй инцидент стал следствием первого.
В Турции произошло еще одно землетрясение, в результате которого количество погибших превысило 100 человек.
Ноябрь: выборы в США и гибель Ми-24
Венчающий осень месяц — это прежде всего президентские выборы в США, отмеченные такими откровенными подтасовками, что впервые в истории этой страны действующий хозяин Белого дома, республиканец Дональд Трамп, отказался мирно передать власть названному победителем «сонному Джо» — 78-летнему демократу Джо Байдену.
Кроме того, ноябрь — это теракты в Вене, а также гибель двух летчиков в результате удара азербайджанского ПЗРК по вертолету Ми-24 ВВС России и прекращение существования Нагорно-Карабахской Республики в результате военного разгрома, остановленного лишь миротворческими усилиями Москвы.
Декабрь: мир замер в ожидании 2021 года
Декабрь еще не закончился, но продолжается, невзирая на появление многочисленных вакцин, пандемия COVID-19, «берлинский пациент» забавляет Сеть своими «расследованиями», в Донбассе вновь раздаются выстрелы со стороны ВСУ, Киев все так же тешится бесплодной идеей оставить без воды Крым, а президентом Молдавии стала прозападная Майя Санду.
До 2021 года всего несколько дней, которые, надеюсь, не принесут никаких високосных сюрпризов. Хочется верить, что следующий год будет самым обычным, скучным и бедным на события. Потому что лимит этих событий уходящим годом исчерпан с огромным запасом.